Инновации и эксперимент в образовании

Жизненное время и жизненные силы человека как объект педагогического управления... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пимчев С.П.   
19.07.09 23:39

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? Чего ещё ждёт?..»
…Ветер несёт им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет…».
Н.А. Некрасов.
Несжатая полоса
(ноябрь 1854 г.)

Россия является самым большим в мире государством по занимаемой площади, однако численность населения, которое должно эту территорию обиходить и защитить (около 142 млн. чел.), крайне для этих целей недостаточна. Богатство различными ресурсами делает её привлекательной не только для инвестиций, но и необоснованных притязаний, пока только идеологических (США), ползучего проникновения незаконной миграции (Китай, СНГ). На порядок повысить численность населения в ближайшее время невозможно, следовательно, остаётся единственная разумная альтернатива: качество каждого человека должно значительно превосходить общемировые показатели, динамично повышаться, становиться фактором национальной безопасности в настоящем, основным источником успешного цивилизационного развития на интенсивных принципах в будущем. Такой представляется ключевая проблема развития России.

Что такое «качество человека»? Где находятся рычаги и точки опоры его повышения? Как это сделать?

«Рост и развитие – не одно и то же. Ни одно не является необходимым для другого. Груда мусора может расти, но она не развивается. Художники могут развиваться без роста. Расти значит увеличиваться числом или размером. Развитие состоит в приросте мотивации и компетенции. Оно больше связано с приростом знаний, чем материальных благ. Оно имеет меньшее отношение к тому, сколько мы имеем, чем к тому, сколько мы можем сделать с тем, что имеем. Поэтому оно более отражается на качестве, чем на уровне жизни» (Акофф Р. [1, С. 27]).

Следовательно, интерпретируя приведённый тезис в рамках нашей темы, качество человека – не то, что он представляет собой сегодня, что он уже умеет, знает и понимает, а то, что он может с этим сделать, как использовать. Таким образом, в самом широком смысле, под качеством человека можно понимать совокупность его физических, моральных, интеллектуальных, творческих, деятельностных способностей, грамотность, обученность, образованность, воспитанность, опытность, умелость, расчётливость, прозорливость, эффективность – те значимые свойства личности, которые позволяют точно анализировать процессы и ситуации, действовать с наибольшей продуктивностью, оказываться психологически и морально устойчивым к неблагоприятным факторам внешней среды. Специально подчеркнём стремление, способность и умение человека организовать самовоспитание и самообучение, саморазвитие как важнейшие средства личностного и социального роста, увеличения собственного творческого потенциала.

Логика рассуждения фактически подвела нас к ответу и на следующий вопрос: «Где находятся рычаги и точки опоры повышения качества человека?». В сфере образования. Образование – уникальный вид профессиональной человеческой деятельности, специально нацеленный на формирование качества человека.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таким образом, ведущая идея модели – управление (= самоуправление) жизненными силами и жизненным временем человека, обучение этому управлению. Полагаем, что данная идея вполне убедительно может отвечать названным вначале противоречиям современного развития. Модель носит прогностический, будущеориентированный характер именно потому, что опирается на подлинные, глубинные, вечные человеческие проблемы, с которыми молодые люди неизбежно столкнутся и сталкиваются. Игнорируя их или решая неквалифицированно, мы теряем людей, растрачиваем наш ограниченный человеческий капитал. Вот где опасность! Между тем, имеющееся содержание образование (и гуманитарное, и естественнонаучное) даёт возможность для необходимой нам интерпретации.

Кроме того, принципиально важно, что категории Времени, Пространства (наряду с категориями Энергии и Материи) являются фундаментальными категориями бытия – и мы таким образом сводим воедино философский «пьедестал» и педагогическую «землю».

Перечень и понимание нюансов может быть бесконечным – и в то же время можно очертить круг наиболее значимых. Огромный простор для педагогического творчества – и в отборе тем, и в том, как «обыграть» их в образовательном процессе!

Таким представляется педагогический подход к проблеме гуманитарной безопасности человека. Он позволяет негативные факторы внешней среды и внутренней жизни человека превратить в «точки роста», видоизменяя при этом и сами факторы.

Жизнь человеку даётся только один раз.
Только один раз промелькнёт для него этот
маленький проблеск времени между двумя
вечностями; вторично жить нам никогда
более не придётся!
Мы должны сами позаботиться о себе:
великое дело представляет эта
«обязанность оставаться дома»!

Томас Карлейль.
Афоризмы

Литература

  1. Акофф Р. Теория практики в науках о социальных системах// Искусство и наука системной практики/ Науч. ред.Ф.И. Перегудов.- М., 1989.- С. 24-36.
  2. Абульханова-Славская К.А. 2. Стратегия жизни.- М., 1991.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.- 337 с.
  4. Капланская Е.И. 4. Из опыта инновационной деятельности специальной (коррекционной) школы № 77 // Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития / Науч. ред.Капланская Е.И., Пимчев С.П.- М., 2006.- С. 6-14).
  5. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории.- М.: Эксмо, 2008.- 864 с.
  6. Коменский Я.А. Единственно необходимое… // Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца.- М.: МИК, 2000.-С. 213-304.
  7. Менделеев Д.И. Заветные мысли.- М.: Мысль, 1995.-414 с.
  8. Скаткин М.Н. Общественная работа деревенских школ.-М.: Новая Москва, 1926.- 56 с.
  9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 тт.- ТТ. 5-6.- М.: Педагогика, 1990.

Пимчев С.П.,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Московского института
открытого образования

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании