Инновации и эксперимент в образовании

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Балашова А.И., Ермолова Н.А.   
19.07.09 23:52

Как вооружить учащихся эффективными техниками познания? Как привить детям интерес к познанию нового?

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них серьёзными изменениями в образовании. На смену лозунга «образование для жизни» в качестве ведущего при построении и развитии образовательных систем приходит лозунг «образование через всю жизнь». Современная школа должна отвечать не только за успешную сдачу предметных экзаменов, но и за такие качества выпускника , как способность действовать в незнакомой ситуации, кооперироваться с другими людьми, уметь планировать свою деятельность и доводить решение задачи до конца. Об этом совершенно ясно сказано в основном документе о модернизации российского образования: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, на развитие его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Овладение учащимися общими умениями, навыками и способами деятельности (то, что сейчас принято называть ключевыми компетентностями) как существенными элементами культуры является необходимым показателем современного качества результатов образования и на это нельзя жалеть ни сил, ни времени.

Сегодня существует несколько классификаций компетентностей, множество определений самого понятия. Мы придерживаемся следующего понимания компетентности как способности результативно действовать, достигать результата – эффективно разрешать проблему.

Для этого, как минимум, необходимо:

  • уметь анализировать ситуацию (надо ли её разрешать), переформулировать её в проблему;
  • определять дефицит, его тип (чего именно нехватает, почему, зачем, как может быть разрешена проблема);
  • оценивать необходимость восполнения дефицита (иногда «дешевле» отказаться от разрешения трудности);
  • точно и своевременно ставить (принимать) цели действия;
  • выявлять средства, составлять варианты решений – перевод проблемы в задачу; на этом этапе предметные способы действия превращаются в средства разрешения проблемы;
  • отбирать средства решения проблемы (выбирать адекватные способы действия);
  • совершать реальное действие (решать проблему; выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации);
  • анализировать полученный результат относительно проблемы (разрешили ли мы проблему).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Общая схема построения понятия, предложенная В.С.Лазаревым, примерно такова:

  1. Учащимся предлагается единичное произведение, относящееся к виду (жанру) или литературному направлению, понятие о котором будет формироваться.
  2. Предлагается сформулировать гипотезу о том, каковы существенные отличительные признаки этого вида литературных произведений или литературного направления.
  3. Вырабатываются варианты определения изучаемого вида литературных произведений или литературного направления.(Здесь полезно, чтобы использовалась какая-то графическая модель, определяю щая компоненты произ ведения и отноше ния между ними. Главное, чтобы она задавала логику анализа и сравнения литературных произведений, чтобы на ней можно было показывать, чем они отличаются друг от друга.)
  4. В результате обсуждения гипотез выделяются существенные признаки изучаемого вида литературных произведений или литера турного направ ления и вырабатывается его определение.
  5. Гипотезы проверяются путём обращения к истории возникновения данного вида литературных произведений или литера турного направ ления. Обсуждается, как изучаемый вид литературных произ ведений или литера турное направ ление выделились и были ли признаки различения выделены в сформулированных гипотезах теми признаками, по которым в действительности произошло выделение. Таким образом выделяется обобщённое, но ещё не конкретизированное понятие.
  6. Для обогащения формируемого понятия рассматривается эволюция изучаемого вида литературных произведений, обсуждается, какие изменения в компонентах (темах, идеях, средствах) происходили в ходе эволюции.
  7. Обсуждаются критерии оценки данного вида литературных произведений, т.е. рассматривается вопрос, чем отличается хорошее произведение от плохого, какие недостатки могут обнаруживаться в литературных произведениях.

Но, чтобы теоретические понятия не усваивались формально, а служили средством решения творческих задач, их введение необходимо осуществлять лишь тогда, когда они необходимы детям для решения художественных практических задач, когда ребенок сталкивается с дефицитом возможностей для их решения.

Только в этом случае теоретические понятия приобретают личностный смысл, выступают не формально, а содержательно. Более того, недостаточно и «разового» обращения к тому или иному понятию, оно должно постоянно «работать» на практику, в ином случае не востребованное понятие благополучно забывается.

Балашова А.И.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 г.-к. Геленджик
Ермолова Н.А.},
заместитель директора по инноватике
ЧУ "Центр инновационных образовательных технологий"
г. Анапа, e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.


1 В данном случае представлена примерная схема программы формирования исследовательских умений учащихся. При планировании организации процесса решения исследовательских задач, учителю необходимо определиться, исходя из предметного материала, какое умение целесообразнее формировать.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании