Инновации и эксперимент в образовании

О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий PDF Печать E-mail
Добавил(а) Свиридова Е.М.   
09.02.08 13:00

О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка

 Двадцатый век стал переломным в судьбе отечественного образования. Смена парадигмы, возрождение многообразия образовательных программ, пересмотр теоретических оснований традиционной дидактики, интеграция в мировое образовательное пространство, привели к тому, что проблема социальной адаптации ребенка в процессе школьного образования, обеспечивающей ему успешность и в жизни, и в обществе, приобрела значимость и актуальность. 

Вал терминов оглушил педагогическую общественность: технологии, проектирование, образовательные модели, адаптивные школы, компетентностный подход, информатизация образовательного поля, профильное обучение. Есть от чего растеряться. Частнометодический подход, как оказалось, не способен гарантировать ни качества образования, ни конкретных результатов, ни развития личности, как таковой. Поиск же направлен на решение одной из самых ключевых задач: обеспечить индивидуально-личностное развитие ребенка в процессе его образования. Этот путь способен обеспечить как качество обучения, так и развитие уникальности ребенка, формирование устойчивого мотива к познанию мира.

Проблема индивидуализации обучения всегда присутствовала в той или иной форме в любом обучении (школьном, профессиональном, вузовском), но классно – урочная система образования не могла, и никогда не сможет, учесть индивидуальные потребности личности ребенка как в его удовлетворении содержанием обучения, так и в реализации его темпов. Но, главное, возможности проявления активности самой личности сводятся к минимуму. А этот фактор, в конечном счете, снижает острую потребность к самоутверждению детей. Перегрузка детей в такой системе обусловлена «валом информации», которую следует усвоить. Как следствие, страдают процессы ее переработки, а значит, тормозится развитие мыслительных процессов, снижается их качество. Человек постепенно превращается «в схему действий по образцу», нарушается естественный процесс развития его творчества. Проблема индивидуализации обучения заявлена как доминирующая во всех системах обучения, подкреплена всеми нормативными документами развития сферы образования, но пути выбора реализации данного процесса принадлежат профессиональным ее сотрудникам.

Решение проблемы индивидуализации в образовательном процессе реализуется на основе трех основных позиций, которые отражены в схеме 1.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Учебный модуль № 3, предлагаемый учащимся с доминирующей логической компонентой мышления

Учебный модуль № 3, предлагаемый учащимся с доминирующей логической компонентой мышления

  1. Первая часть работы предполагает использование зоны «предвнимания» ребенка, его эмоциональное включение в деятельность.
  2. Вторая часть – это организация работы с экспериментом или визуальной организацией содержания изучения.
  3. Третья часть – формирование образа «предмета изучения».
  4. Четвертая часть – словесно–логическая интерпретация содержания, а затем можно перейти к работе по базовому модулю обучения.

Е.М. Свиридова,
к.п.н., доцент


Литература

  1. Алексеева В.А, Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л.:, Знание, 1992.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование- М.: Просвещение. 1968. 464 с.
  4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные педагогические исследования. М., 1956, С.438 – 456.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1985. 45 с.
  6. Границкая А.С.Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. 174 с.
  7. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. М.: Знание. 1999. 97 с.
  8. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении: (Лог. – психол. проблемы построения учебных предметов.). – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
  9. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса //Советская педагогика. М.: 1971. №11. С. 46 – 51.
  10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос. 1984. – 320 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании