Инновации и эксперимент в образовании

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с младшими школьниками PDF Печать E-mail
Добавил(а) Юматова Д.Б.   
20.07.09 00:19

Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – здоровьесбережению младших школьников. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения, в том числе и наркомании. В этой связи недостаточно внимания уделяется профилактике, которую нередко трактуют как работу уже с конкретным фактом, имеющим место.

От редакции

Именно поэтому большое внимание в статье уделено системе воспитательно-профилактической работы образовательного учреждения по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения младших школьников к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни (ортобиоза), адаптации к социокультурному окружению.

В статье представлены разнообразные формы работы с детьми по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма, тематическое содержание авторской программы «В Царстве Здоровья», описаны варианты практического использования приёмов психофизической тренировки, позволяющие привлечь внимание учащихся к проблемам самоконтроля и самовоспитания, даны разнообразные варианты практического применения технологий ортобиоза в воспитательно-профилактической работе с младшими школьниками.

 

Как построить в образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство?

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».1

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, духовная атмосфера семейного социума, социальное окружение), от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, поведении, отдыхе), от его назначения и целей, духовного развития. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.2 Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма и её применение в работе с младщими школьниками

С момента зачатия ребенок вплетён в сложную и многомерную систему внутренних и внешних обстоятельств человеческой жизни, в универсальную «сетку» социальных и природно-экологических связей. Опыт экспериментальной работы с младшими школьниками по программе «В Царстве Здоровья» показал, что эта сложная система понятна ученику, если её изучение построено в технологическом режиме. Исходя из определения технологии как науки о законах функционирования любой сложной системы, переводящей знания в практические умения, технология из системы дидактических методов перерастает в систему проживания и получения жизненного опыта.

Жизненный опыт младшего школьника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало («что такое хорошо и что такое плохо...» и др.). Этика является стержнем духовного развития человека. Вокруг этого стержня растут, «прилепляясь» к нему, знания, практические навыки по здоровьесбережению, способности и прочие качества, что образует суть нравственного развития ребёнка. Успех подобной работы зависит от того, насколько прочен и высок этот стержень.

Технология этического соотнесения (сформулирована российским учёным, заслуженным деятелем науки РФ В.М. Шепелем)7, ориентированная на нравственно прочувствованное и осмысленное отношение к природе, к своему телу, к самому себе, к людям,8 во многом отвечает этим требованиям и определяет тематику воспитательно-профилактической работы с учащимися по здоровьесбережению:

  1. Отношение к Природе.
  2. Отношение к своему телу.
  3. Отношение к себе.
  4. Отношение к другим людям.

Следует отметить, что представленные темы вызывают у учащихся интерес, обогащают разнообразными впечатлениями, активизируют интересы, развивают представления о природе, о других людях, о рукотворном мире, о себе. Работая по каждой из представленных тем, педагог учит ребёнка «слышать» и «слушать» себя, получать информацию от органов чувств, перерабатывать её и воспроизводить в виде устойчивого психофизического состояния, которое далее может поддерживаться в режиме оздоровления и саморазвития.

Специфика тем определяет выбор пакета здоро-вьесберегающих технологий для работы с младшими школьниками, среди которых:

  • Игротехнология.
  • Рекреация – технология восстановления физических сил.
  • Релаксация – технология снятия нервно-психического и мышечного напряжения.
  • Катарсис – технология восстановления духовных сил, укрепления нравственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему – технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма9.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Искусство сохранения и укрепления здоровья приходит, прежде всего, со знаниями и практическим опытом. В этом позитивном процессе главными определяющими являются не темпы, а качество, помноженное на любовь к своему делу. И чем раньше эта работа начнётся, тем больше шансов поднять на должный уровень защитные свойства детского организма и средства внутреннего нравственного самоконтроля ребёнка, что позволит решить задачу здоровьесбережения младшего школьника. В этом видится одна из важнейших целей воспитания здоровой успешной личности.

Экспериментальные исследования, проведённые кафедрой человековедческих технологий Педагогической Академии Последипломного Образования МО на базе ряда образовательных учреждений Московской области (гг. Железнодорожный, Королёв, Балашиха, Ивантеевка, Одинцово, Химки и др.), использовавших в своей воспитательно-профилактической работе данный подход, показали, что подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии учащихся, способствует поддержанию психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости, формированию сознательной установки учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья, поддержанию оптимистического жизненного настроя.

Юматова Д.Б.,
г. Москва

Литература

  1. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Мн.: Полымя, 1982.
  2. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. – С-Пб., 1999.
  3. Здоровый ребенок - в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999.
  4. Инструктивно- методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000.
  5. Матюгин Н. Школа эйдетики. – М.:, 1995.
  6. Мечников И.И. Этюды оптимизма. – М.: Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука», 1987.
  7. Основные документы ВОЗ. – Женева: Изд.35, 1985.
  8. Юматова Д.Б., Башмакова Е.А. Культурно-образовательная программа «В Царстве Здоровья. – М.: Изд-во: ИПКиПРНО МО, 2002.
  9. Сб.программ / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.
  10. Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. – М., 1996.
  11. Юматова Д.Б. Методическое пособие к программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей. – М.: ГУ «Центр «Семья», 2004-2005.

1 Основные документы ВОЗ. Изд.35, 1985, Женева.

2 Здоровый ребенок - в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999.

3 И.И. Мечников. Этюды оптимизма. Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука». – М., 1987. С. 275.

4 Юматова Д.Б., Башмакова Е.А. Программа «В Царстве Здоровья». – М.: Изд-во: ИПКиПРНО МО, кафедра человековедческих технологий, 2002 г.

5 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003. С. 14.

6 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003., С. 15.

7 Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом Книги, 2000.

8 Шепель В.М . Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом Книги, 2000.

9 Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: ЮНИТИ, 1996.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании