Инновации и эксперимент в образовании

Толерантная образовательная среда гимназии PDF Печать E-mail
Добавил(а) Шпетная Н.М.   
20.07.09 00:27

Внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур буквально приковано на протяжении последних десятилетий. Это вызвано осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе. Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, поэтому особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть.

Толерантность XXI в. затрагивает практически все сферы жизни общества, требующие не только терпимости политической, этнической, социокультурной, религиозной, межличностной, но и сотрудничества. Это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Современная педагогическая модель толерантности находит отражение и в современной педагогической теории и образовательной практике, истоки которой имеются в педагогических концепциях отечественных мыслителей: Л.Н.Толстого («у каждой души свой путь»), В.В.Зеньковского («воспитание в себе внутреннего человека»), К.Н.Вентцеля («слушай голос твоего свободного творческого сознания»), С.И.Гессена («стремись к высшему, чем ты»), В.А.Сухомлинского («растить в человеке человеческий корень»), Ш.А.Амонашвили («приобщить детей к процессу созидания самих себя»).

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Время диктует свои требования к организации учебно-воспитательного процесса, поэтому наш коллектив работает в едином образовательном пространстве с коллегами других школ на территории района. Важным направлением для создания условий самореализации школьников является сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Реализуя тему федеральной экспериментальной деятельности по теме: «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений г.Норильска района Кайеркан, реализующих инновационные программы с использованием классно-групповой модели обучения как фактора, влияющего на социализацию обучающихся», в 2006-2007 учебном году создано открытое образовательное пространство района Кайеркан города Норильска в профильной старшей школе.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Этот плакат выполнили учащиеся 1 класса в первые дни обучения, который «говорит» о содружестве всех жителей нашей планеты.

Image

Обобщая сказанное, отмечу, что цель реализации толерантности в гимназии – это выход на модель выпускника по каждой ступени обучения, рассматривающую знания и умения обучаемого, состояние его здоровья, уровень познавательной деятельности, культуру личности, жизненную и нравственную позицию, одним словом личность свободную, творчески развитую, социально-ориентированную, способную к саморазвитию и самореализации.

«Давайте же начнем строить школу для каждого, единственного и неповторимого ребенка в демократически организованном сообществе детей и взрослых, помня, что дружное сообщество возникает только тогда, когда оно дорожит каждой личностью и создает условия для ее расцвета. И ребенок станет уникальной индивидуальностью, когда он защищен этим сообществом, которое заинтересовано в том, чтобы каждый смог успешно реализовать себя» (Н.С. Крылова).

Шпетная Н.М.,
директор МОУ «Гимназия № 11»
Район Кайеркан,
Красноярский край

Список использованной литературы

  1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. 2001. №№11-12.
  2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9, 2002. № 1.
  3. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250 // Вестник образования, 2001, № 20.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании