Личностный смысл нравственного самовоспитания старшеклассников |
Добавил(а) Петрова Е.В. |
20.07.09 00:44 |
Важнейшим условием закрепления результатов нравственного самовоспитания является факт признания обществом ее социальной значимости и ценности. В личностном плане результат деятельности можно рассматривать как способ совершенствования. Нравственное самовоспитание – явление историческое. Оно свойственно людям во все времена, в условиях разных общественно-экономических формаций. Цели и содержание нравственного самовоспитания обусловлены отношениями, характерными для данного общества. Поэтому вопрос о сущности личности рассматривается по-разному в философии, психологии и педагогики, что в свою очередь, несомненно, обогащает воспитательную деятельность учителя. «Задача воспитателя, – по мнению В.Я. Лыковой, -помочь растущему человеку выявить и раскрыть свои потенциальные возможности; осуществляя компетентное социально-культурное ориентирование детей в общечеловеческих ценностях, оказать помощь воспитанникам в выборе ценностей и идеалов, научить отличать истинные ценности от ложных, развивать стремление к благородным целям, вырабатывать активную позицию, направленную на добродетели, уважение к людям, альтруизм и эмпатию» (4, с. 69). Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности (В.А. Сухомлинский, В.А. Караков-ский, В.А. Сластенин, В.Я. Лыкова, Н.Л. Селиванова, А.П. Сманцер, И.А. Колесникова и др.) пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития (Концепция модернизации российского образования.). Говоря о воспитании, мы имеем в виду, по крайней мере, три разных понятия: воспитание как социальное явление, воспитание как процесс и воспитание как деятельность. В зависимости от угла рассмотрения меняется характер «объектов» и субъектов воспитания, основа их взаимодействия. {mosregread}Особенность воспитания на наш взгляд состоит в том, что это духовно-практическая деятельность, т.е. деятельность, способная оказать влияние на преобразование как практической, так и духовной сферы воспитанника. Мы будем рассматривать понятие «воспитание» как деятельность учителя, которая в первую очередь обращена к личности ученика, его духовно-нравственному развитию, где ученик - центральное ее понятие. Воспитательная деятельность учителя - это целенаправленный, заранее спланированный и организованный процесс взаимодействия с ребенком. В результате взаимодействия выявляются педагогические условия, способствующие превращению управляемых воспитательных воздействий в самоуправляемые и саморегулируемые процессы, обеспечивающие формирование самопознания и нравственного самовоспитания старшеклассников. По мнению Ш.А. Амонашвили, личность рождается в борьбе с самим собой, в процессе самопознания и самоопределения, а педагог должен быть нацелен на то, чтобы направить ребенка на путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе (1, с. 193). В самом широком плане воспитание является работой с человеческим качеством (как совокупностью проявлений, характеристик, свойств), именно это качество и рассматриваем как основной объект воспитательной деятельности. Учитель оказывает опосредованное влияние на этот объект, используя факторы развития, преобразуя ситуацию и систему отношений, создавая педагогические условия жизнедеятельности учащихся. По законам построения любой деятельности её носитель – субъект преобразует в своей активности тот или иной объект. Воспитательная деятельность педагога направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. При этом она не ограничивается лишь его совместной с воспитанником деятельностью, а направлена также на других учащихся, контактирующих с ним, на среду его обитания, на микроклимат тех общностей, в которые он входит. Предметом деятельности становятся свойства, проявления, характеристики человеческого качества, нуждающиеся в преобразовании. Трудность деятельности педагога в данном понимании связана с тем, что предмет преобразования, спрятан глубоко внутри воспитанников. Это его ценности, установки, отношения, мотивы, убеждения, идеалы и другое. Все то, что позволяет старшекласснику осознавать, оценивать, самосовершенствовать себя, становиться главным фактором своего нравственного самовоспитания. Воспитательная деятельность имеет особую природу в контексте нравственного самовоспитания старшеклассников. Будучи тесно связаной со всеми другими видами деятельности, подчиняясь общим закономерностям их построения и развития, она отличается ярко выраженной спецификой. В содержательном плане процесс нравственного воспитания содержит три ключевых структурных компонента: моральные ценности, моральные качества и моральную позицию. Их содержание составляют общечеловеческие ценности, нормы и принципы морали, человеческие отношения, характер отношения к себе, другим людям, к обществу в целом. Мы придерживаемся той точки зрения, что в воспитательной деятельности исходными являются человеческие ценности. Вместе с тем согласны с мнением В.В. Серикова, «самые совершенные ценности человеческого рода должны как бы заново родиться в ее (личности) опыте, иначе они просто не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл» (6, с. 18). Мы придерживаемся той точки зрения, что именно педагогическое стимулирование старшеклассников в целенаправленно организованной воспитателем деятельности по нравственному самовоспитанию обеспечит такой опыт, который поможет почувствовать, осознать и практически выполнить свои обязанности по отношению друг к другу, коллективу, обществу. Педагогические стимулы в воспитании старшеклассников мы определяем как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам нравственного саморазвития. Эта способность определяется, с одной стороны, отношениями между учащимися, складывающимися в процессе специально организованной деятельности, с другой стороны – уровнем и качественным своеобразием развития ее сознания. Общее понятие стимулов выражает системную природу деятельности, единство внутренней и внешней, субъективной и объективной детерминации. Поэтому процесс педагогического стимулирования нравственного самовоспитания старшеклассников рассматриваем как интериоризацию внешних объективных, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы воспитанников, которые способствуют формированию у них положительного эмоционального отношения к средствам и методам воздействия. Следовательно, педагогический стимул по нашему мнению является объективным фактором, роль которого определяется значением для осуществления нравственного самовоспитания старшеклассниками. Методологической основой нравственного самовоспитания старшеклассника в воспитательной деятельности для нас является положение, что воспитанник – активный и деятельный субъект своей жизнедеятельности, а нравственное самовоспитание – это сознательная планомерная работа личности над собой по искоренению отрицательных и формированию положительных качеств, отвечающих нравственным нормам современного общества. Сложный механизм процесса нравственного самовоспитания складывается в результате взаимодействия субъективных факторов и внешних влияний, которые выступают в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Нами была предпринята попытка выделить то звено в процессе нравственного самовоспитания, в котором объективное и субъективное реально существовали и проявлялись бы в фактическом конкретном единстве. Это звено, на наш взгляд, должно отвечать, по меньшей мере, следующим требованиям: 1) способствовать познанию самого себя; 2) быть главным условием формирования и совершенствования моральных качеств личности. Таким интегрирующим звеном является активная деятельность старшеклассников. В динамике деятельности перестраиваются мотивы и цели нравственного самовоспитания, возникают новые потребности, обогащаются чувства школьника. Именно в деятельности формируется, проявляется и реализуется эмоционально-оценочное отношение старшеклассника ко всему окружающему, к своему положению в обществе, к другим людям, задачам, которые выдвигаются жизнью. Развивающиеся в процессе деятельности психические свойства, новые качества личности выступают в свою очередь как условия дальнейшего усложнения, эффективности нравственного самовоспитания. Необходимо подчеркнуть, что процесс перевода объективной нравственной ценности в личностную не является прямолинейным и однозначным, однако в основе нравственного отношения лежит оценка нравственного явления именно как ценностного. Для того чтобы более полно охарактеризовать феномены, влияющие на формирование нравственности личности, наряду с «ценностью» необходимо использовать другое, более емкое понятие - «значение», соотнести его с понятием личностного смысла: «собственно психологическим фактом - фактом моей жизни - является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или не усваиваю его, и то, насколько я им овладеваю и чем оно становится для меня, моей личности; последнее же зависит от того, какой субъективный, личностный смысл оно для меня имеет» (3, с. 420-421).{/mosregread} Представляется важным мнение Л.И. Рувинского о том, что «воспитание не только создает условия, активизирующие или тормозящие работу по самовоспитанию, но и во многом определяет его характер. Даже в случае отрицательно направленного самовоспитания целесообразно организованные внешние воздействия способны изменить характер самовоспитания, положительно повлиять на развитие личности, но опять же – и это необходимо подчеркнуть – предварительно изменив характер самовоспитания, его личностный смысл, т.е. в конечном итоге через самовоспитание. Воспитание, таким образом, может определять направленность самовоспитания, но последнее вне зависимости от этого сохраняет функцию движущей силы нравственного развития» (5, с. 22). В гуманистической педагогике учитель всегда рассматривался не только в качестве преподавателя школьного предмета, но и в качестве воспитателя. Решая гуманитарные задачи, учитель подводит воспитанника к осознанию своей уникальности – обладающего свободной волей и ответственностью. Нравственное самовоспитание становится личностным смыслом для старшеклассника. Задача педагога – стимулировать активность воспитанников в совершенствовании своей личности, знакомить с технологиями нравственного самовоспитания. Решение этой задачи есть глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Петрова Е.В. Литература
|