Инновации и эксперимент в образовании

Личностный смысл нравственного самовоспитания старшеклассников PDF Печать E-mail
Добавил(а) Петрова Е.В.   
20.07.09 00:44

Важнейшим условием закрепления результатов нравственного самовоспитания является факт признания обществом ее социальной значимости и ценности. В личностном плане результат деятельности можно рассматривать как способ совершенствования.

Нравственное самовоспитание – явление историческое. Оно свойственно людям во все времена, в условиях разных общественно-экономических формаций. Цели и содержание нравственного самовоспитания обусловлены отношениями, характерными для данного общества. Поэтому вопрос о сущности личности рассматривается по-разному в философии, психологии и педагогики, что в свою очередь, несомненно, обогащает воспитательную деятельность учителя.

«Задача воспитателя, – по мнению В.Я. Лыковой, -помочь растущему человеку выявить и раскрыть свои потенциальные возможности; осуществляя компетентное социально-культурное ориентирование детей в общечеловеческих ценностях, оказать помощь воспитанникам в выборе ценностей и идеалов, научить отличать истинные ценности от ложных, развивать стремление к благородным целям, вырабатывать активную позицию, направленную на добродетели, уважение к людям, альтруизм и эмпатию» (4, с. 69).

Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности (В.А. Сухомлинский, В.А. Караков-ский, В.А. Сластенин, В.Я. Лыкова, Н.Л. Селиванова, А.П. Сманцер, И.А. Колесникова и др.) пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию.

«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития (Концепция модернизации российского образования.).

Говоря о воспитании, мы имеем в виду, по крайней мере, три разных понятия: воспитание как социальное явление, воспитание как процесс и воспитание как деятельность. В зависимости от угла рассмотрения меняется характер «объектов» и субъектов воспитания, основа их взаимодействия.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Представляется важным мнение Л.И. Рувинского о том, что «воспитание не только создает условия, активизирующие или тормозящие работу по самовоспитанию, но и во многом определяет его характер. Даже в случае отрицательно направленного самовоспитания целесообразно организованные внешние воздействия способны изменить характер самовоспитания, положительно повлиять на развитие личности, но опять же – и это необходимо подчеркнуть – предварительно изменив характер самовоспитания, его личностный смысл, т.е. в конечном итоге через самовоспитание. Воспитание, таким образом, может определять направленность самовоспитания, но последнее вне зависимости от этого сохраняет функцию движущей силы нравственного развития» (5, с. 22).

В гуманистической педагогике учитель всегда рассматривался не только в качестве преподавателя школьного предмета, но и в качестве воспитателя.

Решая гуманитарные задачи, учитель подводит воспитанника к осознанию своей уникальности – обладающего свободной волей и ответственностью. Нравственное самовоспитание становится личностным смыслом для старшеклассника. Задача педагога – стимулировать активность воспитанников в совершенствовании своей личности, знакомить с технологиями нравственного самовоспитания. Решение этой задачи есть глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.

Петрова Е.В.
г. Смоленск

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амо-нашвили. - М.: 2002.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: 1959.
  4. Лыкова В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании / В.Я. Лыкова. - Смоленск: СГИИ, 2001.
  5. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. - М.: Педагогика, 1981.
  6. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - с. 18.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании