Сетевые информационные технологии как инновационный подход в гражданском образовании |
Добавил(а) Новиков А.Е. |
20.07.09 15:09 |
По мнению Д. Белла, внесшего наибольший вклад в теорию информационного общества, «информационные телекоммуникационные технологии создают уникальные возможности для эффективного развития демократии, государства, общества и отдельного гражданина. Информация и научные знания не просто входят в современное производство, сервисные и социальные технологии, но составляют их фундамент». В последние два десятилетия ХХ-ХХI вв. произошли социальные трансформации, которые затронули весь мир и конституировали новый тип социальной структуры, именуемый «сетевое общество», основанное на микроэлектронике информационно-коммуникационных технологий. Как отмечает М.Кастеллс: «В современную эпоху новые сети информационных технологий представляют собою более серьезные изменения, чем технологии, связанные с индустриальной революцией или информационной революцией ... по мере того как Интернет становится универсальным инструментом интерактивной коммуникации, мы сдвигаемся от компьютерноцентрирован-ной технологии к диффузным сетевым технологиям»1. Сеть рассматривается как система путей, линий связи, учреждений и т. п. Президент Д.А.Медведев в своем выступлении на Общероссийском гражданском Форуме отметил: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития. Поэтому то, что говорилось в отношении развития Интернета, социальных сетей – это сейчас очень интересные процессы... мы все должны уделять этому повышенное внимание. Государство это будет делать». Самой известной из сетей является Интернет, в котором второстепенной является материальная основа и пространственное расположение узлов сети, а важен тип человеческих отношений, который при этом поддерживается. Общение в Интернет по электронной почте, в чатах, блогах, форумах становится совершенно особым способом человеческой коммуникации. Интернет (от лат. inter – между и net[work] – сеть), глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров. Компьютерные сети (Network) – это совокупность персональных компьютеров, распределенных на некоторой территории и взаимосвязанных для совместного использования ресурсов (данных, программ, аппаратных компонентов). Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких, как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями в любой точке земного шара, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места и т.п. {mosregread}Существует общепринятая и широко используемая классификация компьютерных сетей:
В системе образования вопросами сетевого взаимодействия занимались российские специалисты, которые раскрыли понятие сети и сетевого взаимодействия, классификацию сетей, вопросы организации сетевого взаимодействия на институциональном и муниципальном уровнях, проблемы нормативно-правового обеспечения в процессе сетевого взаимодействия. Сети рассматриваются как структуры, обеспечивающие многообразное взаимодействие между субъектами образовательной деятельности, которые различаются между собой и по целям, и по возможностям, и по структуре, и по принадлежности3. К первому, и самому глобальному типу, отнесен Интернет, направленный на поддержку человеческих отношений вокруг какого-либо материала, основой его использования является «постановка в известность» о чем-либо. Основным узлом сети является материал, вызывающий то или иное к себе отношение. Второй тип рассматривается как «административно-унифицированная сеть», удерживающая образование как социальный институт, поддерживающая требование его всеобщности. Третий тип сетей не только поддерживает, но и порождает новые человеческие отношения. Целью данной сети является не только «постановка в известность», но и выработка новой связи, направленной на изменение ее субъектов. Такие сети называются социально-функциональными или контактными. Смысл этих сетей – во встрече разных и непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия. Культурные артефакты возникают как новое содержание на основе встречи друг с другом самобытных, непохожих друг на друга представлений. Отметим, что первый тип сети достаточно часто включает в себя третий тип. Многие потребители Интернет, особенно молодежная аудитория, обращаются к данному ресурсу не только для получения информации, но и для установления контактов, общения, для самовыражения в блогах, на сайтах, Web-страницах, чатах и т.п.). В процессе изучения вопроса сетевого взаимодействия выявлена классификация сетей, обеспечивающих многообразное взаимодействие между субъектами образовательной деятельности. Сети классифицируются: 1. По преобладающим способам взаимодействия – реальные сети и виртуальные сети. Реальные сети, те в которых связи реализуются в формах реального обмена информацией, ресурсами и т.п. Виртуальные сети, в которых связи осуществляются с помощью современных информационных технологий, то есть в информационном пространстве. 2. По степени централизации управления сетью. Централизованные, в которых есть неких орган или функция координации сетевого взаимодействия участников. Децентрализованные, общение по которым происходит абсолютно свободно. 3. По архитектуре связей и степени включенности различных учреждений (организаций) или субъектов в сетевое взаимодействие. Простые, состоящие из одной сети. Сложные, включающие несколько практически самостоятельных сетей. С равномерным распределением функций между всеми участниками, вошедшими в сеть. С центром (одним или несколькими), выполняющим главенствующую функцию. 4. По степени охвата – количеству участников, вошедших в сеть. Малые, средние, большие, гигантские. 5. По плотности взаимодействия участников и учреждений. Развитые сети с высокой степенью интеграции и наличием взаимосвязей между всеми участниками (учреждениями). Неразвитые сети – дезинтегрированные, при отсутствии взаимосвязей между участниками (учреждениями) и наличии учреждений, не имеющих связей с другими4. Зарубежными специалистами представлены обобщенные способы применения новых информационных технологий, основанных на сетевом взаимодействии, для создания обучающей среды. Можно выделить несколько видов сетевого взаимодействия для создания обучающих сред в соответствии с категориями, которым дали определение Брансфорд, Браун и Кокинг:
Особый интерес с позиции использования информационных ресурсов для решения вопросов гражданского образования, на наш взгляд представляет проект Deliberating in a Democracy – обсуждение вопросов демократии, который наряду с отработкой технологий предполагает обязательное сопровождение и поддержку через сеть Интернет и непосредственное участие в Discussion Board. Основной целью данного проекта является повышение качества преподавания и усвоения знаний о демократических принципах построения общества, а так же овладение навыками обсуждения вопросов в гражданском обществе. С этой целью в проект были включены школы из разных стран мира. В проекте принимают участие школьники, педагоги и администрация: Чикаго, Колларадо, Лос-Анджелеса, Вашингтона, Южной Каролины, Эстонии, Литвы, Азербайджана, Таджикистана, Чешской Республики и России. В процессе реализации проекта в России, были расширены целевые установки и проведено теоретическое обоснование, ключевым компонентом которого является сетевая информационная технология (СИТ). Под сетевой информационной технологией (СИТ) понимается интерактивная технология представляющая собой совокупность способов и методов организации обучения, направленную на достижение планируемых результатов, основу которой составляет сетевое взаимодействие и сетевые сообщества, использующие специальные технические информационные средства. В процессе реализации и теоретического обоснования доказано, что сетевая информационная технология гражданского образования поддерживает несколько видов (категорий) сетей:
Определяя педагогическую сущность сетевой информационной технологии, необходимо рассмотреть ее основные характеристики, к которым относятся:
Основу сетевой информационной технологии гражданского образования, составляет сетевой подход, предполагающий создание сетевых сообществ и сетевого взаимодействия и опирающийся на вышеуказанные основные характеристики информационных технологий. С развитием Интернет и сетей коммуникационные возможности и способности к познанию развиваются совместно. Это подчеркивает тот факт, что учащиеся не являются пассивными потребителями и могут совершенно самостоятельно объединяться в виртуальные сообщества, наиболее наглядным примером которых являются дискуссионные форумы (в том числе и форум в рамках СИТ). Распространение виртуальных, изменяемых и бесконечно доступных объектов в окружающей среде способствует групповой работе и совместному приобретению новых знаний. Обучение, которое долго было ограничено специальными местами, такими как школа, в настоящий момент становится виртуальным пространством планетарного масштаба с дистанционным доступом, где можно будет моделировать бесконечное число ситуаций. Одной из специфических особенностей сети является ее построение не на похожести, а на способности сделать вклад в разрешении каких-либо вопросов (проблем). Возможность осуществить такой вклад в то же время порождает возможность обмена вкладами и распространения идей. Сетевая информационная технология, как интерактивная технология, построена на основе возможного ее применения в жизни и образовании. Важным является тот факт, что в сетевом взаимодействии «пространство информационных потоков» относится к технологической возможности организации множественности социальных практик безотносительно к географической привязанности, что является существенным фактором в гражданском образовании школьников. Смысл и функция «пространства информационных потоков» зависит от потоков, протекающих внутри сетей в отличие от «пространства мест», в котором смысл, функция и место жестко взаимосвязаны. Учитывая особенности организации пространства информационных потоков, направленных на создание множества социальных практик и, как следствие, возможности коммуникации и формирования компетенций, а также, учитывая характеристики сетей (сред), создавалась технология сетевого информационного взаимодействия. Она представляет собой взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты, позволяющие организовать и поддержать работу на основе учебного структурированного противоречия в рамках тематики гражданского образования. Каждая составляющая (компонент) технологии может быть рассмотрена как самостоятельная интерактивная технология. Например, работа с текстовыми материалами с использованием продуктивного (критического) мышления; сетевое взаимодействие на форуме; телеконференцию (телемост). Их совокупность, распределенная во времени и выстроенная в определенной последовательности, представляет собой СИТ. Базовый технологический комплекс интерактивного обучения составляет триада «вызов – осмысление – размышление», а также обучение в сотрудничестве. СИТ представляет старшеклассникам возможность как на уровне школы, так и на межшкольном и даже международном уровнях, участвовать в активном обсуждении различных вопросов, основываясь на ведении структурированного обсуждения, без использования дискуссий, дебатов и споров. При этом с партнерами из различных стран отрабатываются умения выражать свои мысли и идеи, получать и передавать информацию на иностранном языке. Особое внимание в рамках данной технологии уделяется текстовым материалам, которые и задают основное содержание, являющееся стрежнем работы. Содержание текстов разрабатывается с учетов «жестких» требований, что позволяет реализовать основные цели и задачи технологии и строить структурированное обсуждение. Разработкой первых 20 актуальных тем занимались специалисты из Соединенных Штатов Америки. В настоящее время текстовые материалы разработаны для российской школы. Прошли апробацию три темы: «Обязательное голосование», «Национальная служба», «Комендантский час для подростков до 18 лет». В ходе работы учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Обобщенная структура сетевой информационной технологии представлена компонентами, в каждом из которых используются различные методы и приемы. Компонент I. Работа с текстовым материалом – очное занятие. Основными задачами первого компонента являются:
Специально разработанные тексты охватывают актуальную для старших школьников тематику, связанную с вопросами демократизации и гражданского образования. Тексты содержат большое количество материала, включающие статистические и фактологические данные, противоречивую информацию по заявленной тематике, примеры, иллюстрирующие суть вопроса, законодательные данные и т.п. Такая подборка направлена на развитие интереса, как к тесту, так и к самой сути рассматриваемого вопроса, что позволяет на основе предъявленных в тексе противоречий отработать культуру ведения диалога. При этом создается ситуация, когда сам учащийся настроен на обсуждение, при этом «правила» налагают некоторые ограничения – запрещают критику, споры, отрицание. Компонент II. Сетевое взаимодействие на Форуме. Основными задачами второго компонента являются:
Происходящие сегодня изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» – открытой образовательной среды. Одной из составляющих сетевой информационной технологии является Форум, задача которого научить приобретать знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет. Форум – это специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум» – (лат. forum): 1) в Древнем Риме площадь или рынок; соответствует древнегреческой агоре. Римский Форум – главный центр политической, религиозной, административной и торговой жизни в период республики. На Форуме собирались комиции (народные собрания), заседал сенат, хранилась казна и архив, находились наиболее почитаемые храмы. Через этот Форум проезжали триумфаторы; 2) Массовое представительное собрание, съезд. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах с последующим обсуждением этих тем. Отдельно взятая тема представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённое деление веб-форума: разделы, темы, сообщения. Участниками форума являются учащиеся, педагоги, проводящие занятия с использованием СИТ, руководители образовательных учреждений. Все общение на данном форуме осуществляется исключительно на английском языке, что позволяет учащимся из славянских стран отрабатывать коммуникативно-языковые компетентности, т.е. улучшать навыки письма и знания английского языка. Каждой группе участников отводится различные уровни доступа к ведению обсуждения. Так, к примеру, учащиеся имеют возможность доступа к таким темам форумам как: «Только для учащихся», «Спросите экспертов» и всем видам партнерских взаимоотношений с участниками проекта. Для учителей принимающих участие в данном проекте открыта возможность просмотра тем учащихся, партнерских взаимодействий и форум: «Только для учителей». Компонент III. Телеконференция (телемост). Еще одной составляющей технологии являются телеконференции в прямом эфире между странами-партнерами, граждане которых участвуют в работе по СИТ. Основными задачами третьего компонента являются:
Телеконференция – это мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью телеконференций. Телеконференция осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Видеоконференция – это визуальное общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы коммуникаций и компьютерных технологий. Телеконференция проходит между участниками стран партнеров и является завершающей стадией обсуждения СИТ. Однако телеконференция может для ряда учащихся быть начальной стадией технологии, которая выполняет в данном случае мотивирующую функцию. Всего было проведено три телеконференции, в которых участвовали представители двух сторон, с одной стороны были представлены учащиеся, преподаватели из Лос-Анджелеса, авторы и разработчики технологии SAC Katie Moore, и с другой стороны учащиеся и учителя из школ г.Черноголовка, г. Одинцово, г. Москва, г. Калининграда, руководитель проекта с российской стороны Т.В. Болотина, тьюторы Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков и сетевой администратор проекта Е.А.Новиков. Первая телеконференция проходила на базе АПК и ППРО, связь осуществлялась между двумя странами Россией и США (Москвой и Лос-Анджелесом). Для проведения конференции использовалось необходимое техническое оборудование, благодаря которому обозрению представлялись сразу все участники конференции. Телеконференция продолжалась в течение 60 минут, тема конференции «Обязательное голосование». В ней принимало участие 43 учащихся, 5 педагогов, руководитель проекта и два тьютора с российской стороны, 36 учащихся со стороны партнеров с учителями и разработчиками. В рамках проведения телеконференции учащиеся впервые смогли увидеть своих партнеров, с которыми они вели обсуждение на форуме. В процессе телеконференции была проработана основная часть, запланированная организаторами, на которой учащиеся малыми группами представляли свое образовательное учреждение. Далее следовали вопросы по пройденным урокам, где учащиеся узнавали, как проводились занятия в других школах, и как территориальная и поликультурная среда сказывалась на решениях и обсуждениях занятий. Партнеров из США интересовал вопрос мотивации российских участников для ведения осуждений на форуме и проведения занятий по темам. В дополнительное время учащиеся задавали вопросы о школьном самоуправлении, участии родителей и общественности в жизни образовательного учреждения, об организации занятий в школе и последующем поступлении в высшие учебные заведения. После проведения первой телеконференции в 2006 году посещаемость форума увеличилась на 42%; активное участие принимали учащиеся из г. Калининграда и г.Черноголовка, общее количество сообщение созданное учащимися из г.Черноголовка составило 562; из г.Калининграда учащиеся создали 321 сообщение на форуме. По результатам анализа индивидуальных интервью и созданных старшеклассниками сообщений, проводимого после телеконференции, был сделан вывод о том, что учащиеся стали активнее участвовать в обсуждениях тем обязательных занятий и создавать свои темы относительно вопросов демократии и гражданского общества. Основной особенностью внедрения СИТ в г. Калининграде было то, что участие принимало учреждение дополнительного образования (Центр технического развития и творческого обучения), представленное группой из 15 разновозрастных участников (возраст участников от 14 до 19 лет), которые участвовали в обязательных уроках и обсуждениях на форуме стран. После завершения телеконференции с учащимися проводилось обсуждение, в результате был получен ряд высказываний о положительных моментах общения: возросла активность учащихся, изменилась мотивация общения на форуме.{/mosregread} Приведем ряд высказываний, полученных от учащихся в ходе индивидуальных интервью:
В общении на форуме учащиеся хотели бы видеть более индивидуальное и быстрое общение с другими участниками.
Общий анализ оценки использованной сетевой информационной технологии показал, что знания и умения, которые формирует у учащихся сетевое взаимодействие, имеют большое значение для их общего информационного развития. Кроме того, результаты анализа позволяют дать хорошую оценку СИТ и сделать вывод о продуманности всех её составляющих, грамотно выстроенной методической и организационной поддержек. Новиков А.Е., Литература1. Медведев Д.А. Выступление на Общероссийском гражданском форуме http://www.edinros.ru/news.html?id=126928, http://www.edinoros-ural.ru/rech/rech_43.html 2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1976 3. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. - Brit. J. of. Soc., 2000, N 51, - p.5-24., с.10. 4. Уэнделл Одом. Компьютерные сети. Первый шаг = Computer Networking First-step. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 432 5. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. - СП.- б.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - 368 с., С.278 6. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области / Под ред.И.Д.Чечель Методическое пособие. - М., 2004. - 360 с., с.52-54 7. Bransford, Brown, and Cocking 2000. Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking, eds. 2000 How People learn: Brain, Mind, Experience, and School. Expanded ed. Washington, D.C.: National Academy Press. - С.115 8. (Honey 2001.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». - 2006. -273 с., С.107 9. (Means et al. 2000.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». -2006. - 273 с., С.107 10. (Spector 1999.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». - 2006. -273 с., С.107 11. Hepp et al. 2004. Hepp, Pedro K., S.Enrique Hinostroza, M.Ernesto Laval, and F.Lucio Rebien. Forthcoming. Technology in Schools: Advice for Policymakers. World Bank, Washington, D.C. 12. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей. - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005 1 Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. - Brit. J. of. Soc., 2000, N 51. 2Уэнделл Одом. Компьютерные сети. Первый шаг = Computer Networking First-step. — М.: «Вильямс», 2005 3 Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. - СП.-б.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. 4 Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области. Методическое пособие. - М., 2004. - 360 с., с.52-54 |