Инновации и эксперимент в образовании

Сетевые информационные технологии как инновационный подход в гражданском образовании PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новиков А.Е.   
20.07.09 15:09

По мнению Д. Белла, внесшего наибольший вклад в теорию информационного общества, «информационные телекоммуникационные технологии создают уникальные возможности для эффективного развития демократии, государства, общества и отдельного гражданина. Информация и научные знания не просто входят в современное производство, сервисные и социальные технологии, но составляют их фундамент».

В последние два десятилетия ХХ-ХХI вв. произошли социальные трансформации, которые затронули весь мир и конституировали новый тип социальной структуры, именуемый «сетевое общество», основанное на микроэлектронике информационно-коммуникационных технологий. Как отмечает М.Кастеллс: «В современную эпоху новые сети информационных технологий представляют собою более серьезные изменения, чем технологии, связанные с индустриальной революцией или информационной революцией ... по мере того как Интернет становится универсальным инструментом интерактивной коммуникации, мы сдвигаемся от компьютерноцентрирован-ной технологии к диффузным сетевым технологиям»1. Сеть рассматривается как система путей, линий связи, учреждений и т. п.

Президент Д.А.Медведев в своем выступлении на Общероссийском гражданском Форуме отметил: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития. Поэтому то, что говорилось в отношении развития Интернета, социальных сетей – это сейчас очень интересные процессы... мы все должны уделять этому повышенное внимание. Государство это будет делать».

Самой известной из сетей является Интернет, в котором второстепенной является материальная основа и пространственное расположение узлов сети, а важен тип человеческих отношений, который при этом поддерживается. Общение в Интернет по электронной почте, в чатах, блогах, форумах становится совершенно особым способом человеческой коммуникации. Интернет (от лат. inter – между и net[work] – сеть), глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров.

Компьютерные сети (Network) – это совокупность персональных компьютеров, распределенных на некоторой территории и взаимосвязанных для совместного использования ресурсов (данных, программ, аппаратных компонентов). Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких, как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями в любой точке земного шара, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места и т.п.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Приведем ряд высказываний, полученных от учащихся в ходе индивидуальных интервью:

  • «Я узнал очень много различных точек зрения, множество фактов. Я думал, что будет обсуждение только как в классе позиции «А» и « Б», а оказалось множество вопросов, почему? Почему именно так? И если так, то почему не происходит...?»
  • «Я даже представить не мог, сколько точек зрения существует и как много людей задумывается над этими проблемами. Я думал, существует только «Да» или «Нет», но в online обсуждениях я понял, что это не так».
  • «Я считаю, что каждая точка зрения важна и что обсуждения, проводимые в нашей стране лицом к лицу и с участниками из других стран по средствам Интернета, очень важны».

В общении на форуме учащиеся хотели бы видеть более индивидуальное и быстрое общение с другими участниками.

  • «Мое желание в том, что бы мы могли ближе общаться с учащимися, спросить, как их зовут, узнать о них больше, познакомиться. Мне кажется, мы больше узнаем людей и их особенности».
  • «Когда учащиеся общаются, они как бы совершают множество путешествий в другие страны и узнают их взгляды других людей. Те же, кто не общается, всегда сидит дома».

Общий анализ оценки использованной сетевой информационной технологии показал, что знания и умения, которые формирует у учащихся сетевое взаимодействие, имеют большое значение для их общего информационного развития. Кроме того, результаты анализа позволяют дать хорошую оценку СИТ и сделать вывод о продуманности всех её составляющих, грамотно выстроенной методической и организационной поддержек.

Новиков А.Е.,
кандидат педагогических наук,
доцент АПКиППРО

Литература

1. Медведев Д.А. Выступление на Общероссийском гражданском форуме http://www.edinros.ru/news.html?id=126928, http://www.edinoros-ural.ru/rech/rech_43.html

2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1976

3. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. - Brit. J. of. Soc., 2000, N 51, - p.5-24., с.10.

4. Уэнделл Одом. Компьютерные сети. Первый шаг = Computer Networking First-step. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 432

5. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. - СП.- б.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - 368 с., С.278

6. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области / Под ред.И.Д.Чечель Методическое пособие. - М., 2004. - 360 с., с.52-54

7. Bransford, Brown, and Cocking 2000. Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking, eds. 2000 How People

learn: Brain, Mind, Experience, and School. Expanded ed. Washington, D.C.: National Academy Press. - С.115

8. (Honey 2001.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». - 2006. -273 с., С.107

9. (Means et al. 2000.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». -2006. - 273 с., С.107

10. (Spector 1999.) Цитата по: Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. - М.: «Весь мир». - 2006. -273 с., С.107

11. Hepp et al. 2004. Hepp, Pedro K., S.Enrique Hinostroza, M.Ernesto Laval, and F.Lucio Rebien. Forthcoming. Technology in Schools: Advice for Policymakers. World Bank, Washington, D.C.

12. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей. - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005


1 Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. - Brit. J. of. Soc., 2000, N 51.

2Уэнделл Одом. Компьютерные сети. Первый шаг = Computer Networking First-step. — М.: «Вильямс», 2005

3 Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. - СП.-б.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

4 Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области. Методическое пособие. - М., 2004. - 360 с., с.52-54

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании