Инновации и эксперимент в образовании

Возможности педагогического анализа урока для профессионального роста учителя PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пономарева Е.А.   
20.07.09 15:18

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

С каких позиций надо анализировать уроки учителей, работающих в инновационном поле?

Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Сегодня мы можем констатировать, что в значительной части российских школ идут параллельно, как минимум, два процесса: процесс функционирования и процесс развития. Развивающаяся школа, работающая в инновационном режиме, значительно отличается от школ, целью которых является стабильное поддержание какого-то совершенно определенного сложившегося годами порядка функционирования.

При этом очевидно, что функционирование находится в противоречии с изменением и развитием, т.к. изменяя (совершенствуя) какие-то составляющие жизнедеятельности образовательного учреждения, мы, тем самым, отказываемся от определенных элементов функционирования.

Очевидно, что управление этими процессами должно быть разным. Поэтому управленцу важно не нарушать разумного соотношения между изменением и функционированием.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

 

Вторая модель

Ее целесообразно использовать, если цель посещения урока достаточно узкая, а главная идея таких посещений заключается в индивидуальной работе с учителем, в оттачивании его педагогического мастерства. Например.

Цель посещения урока: выявление педагогических приемов, направленных на мотивацию деятельности учащихся на отдельных этапах урока.

Задачи:

  1. Выявить педагогические приемы (если они есть), направленные на мотивацию деятельности учащихся на различных этапах урока.
  2. Обсудить с учителем целесообразность и результативность этих приемов.

Условия моделирования

Допустим, вы идете на урок к учителю, который не особенно озадачивает себя проблемами мотивации или делает это не целенаправленно, а «как получится», интуитивно. Следовательно, к сформулированным выше задачам добавляется еще одна – убедить данного учителя в важности мотивов в деятельности вообще, а в деятельности учебной тем более, т.к. деятельность учебная на практике часто бывает принудительной.

Собеседование

Готовясь к беседе с учителем, завуч может составить план или опросник, который способствует удержанию беседы в нужном русле.

Опросник

1. Как Вы понимаете, что такое мотивация деятельности вообще и так ли уж она, на Ваш взгляд, существенна для успешной деятельности?

2. Какие мотивы могут двигать человеком?

3. Нужна ли мотивация в учебной деятельности?

4. Какими средствами может достигаться, на Ваш взгляд, мотивация деятельности на уроке?

5. Вспомните, пожалуйста, случай, когда на Вашем уроке мотивация была столь явно выражена, что повлияла на весь ход урока.

6. Попробуйте проанализировать свой урок поэтапно, только с позиции мотивации деятельности учащихся. Если возможно, то отметьте, где мотивация была спланирована, а где «родилась» непроизвольно.

7. По каким критериям Вы могли бы оценить влияние мотивации деятельности на общий ход урока?

Замечание. Если учитель затрудняется в проведении анализа урока с указанной целью, то перенесите беседу на другой день, дайте возможность учителю подготовиться к самоанализу урока. В зависимости от личностных качеств учителя, в целях снятия напряжения беседу можно начать по-разному.

Например.

1 вариант.

Повторив цель и задачи своего посещения данного урока, можно дать учителю вопросник и развернуть беседу.

2 вариант.

Можно попросить учителя высказаться на тему «Мотивация деятельности учащихся на уроке», для того чтобы яснее понять позицию коллеги по данному вопросу, а затем уже обсуждать урок.

3 вариант.

Можно начать беседу, допустим с такого эпизода.

В песочнице играют маленькие дети. Игра в разгаре. Мамы сидят рядом на скамейке. Но вот наступает время обеда. Первая, самая решительная мама, сказав несколько раз: «Настя, пора домой!» и, не получив от увлеченной игрой дочери ответа, хватает девочку за руку и тащит домой. Крик, плач. Шлепок. Еще больший крик. И мама с дочкой покидают двор. Через некоторое время примерно такая же сцена. И только одна мама выбрала другой путь. Она не потащила ребенка силой, а нашла для ухода понятную и привлекательную цель. Мама сказала: «Пойдем, помоем твою машинку, смотри, какая она грязная, а потом опять придем сюда играть».

Закончив рассказ, правомерно спросить: «А Вы, Алла Сергеевна, как поступали в таких случаях, когда нужно было переключить Ваших детей с одного вида деятельности на другой?»

Обсудив прием мотивации деятельности на бытовом уровне, постепенно перейти к собственно обсуждению урока.

4 вариант.

Пригласите учителя на свой урок или урок коллеги, где можно увидеть работу над мотивацией учебной деятельности.

Понятно, что в арсенале педагогических и управленческих средств управленца, методиста много различных приемов, позволяющих организовать анализ урока. После вступительной беседы, разберите совместно с учителем каждый шаг урока с позиции поставленной цели, выделяя педагогические приемы, направленные на мотивацию учебной деятельности, соблюдая при этом «Принцип уважения и доверия к человеку».

Резюме.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, сознательно строить свою профессиональную деятельность, уметь ее анализировать и корректировать.

Организация анализа урока, предлагаемая автором, способствует, как показывает практика, росту профессионального мастерства учителя в означенном направлении; при этом создается атмосфера доверия и взаимоуважения, которая позволяет, с одной стороны, реализовать человеку его права и возможности, с другой, проявить по отношению к нему достаточно высокую требовательность.

Такая форма проведения анализа урока, конечно, на первых порах, трудоемка для завуча, но какие возможности для самопознания и развития она дает учителю!

Учитель, с его личностными особенностями, урок, как результат совместной творческой деятельности учителя и учащихся – вот центральные фигуры такого анализа. Во всяком случае, мы стремимся к этому.

Пономарева Е.А.,
к.п.н., доцент
АПК и ППРО

Литература

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  2. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. - М.: 1996.
  3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара, 1998.
  4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. материалов для руководителей школ./ Сост. Морозова Т.В.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «педагогический поиск», 2000
  6. Конаржевский Ю.А Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «педагогический поиск», 2000
  7. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М., 1999.
  8. Пономарева Е.А. Администратор пришел на урок: принципы и модели педагогического анализа. (Учебно-методическая разработка) - Журнал «Директор школы». -М.: 2003, № 4.
  9. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. // «Школьные технологии», №3,1998.
  10. Сиденко А.С. Как провести проблемный педагогический совет. - М:., 2000.
  11. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М.:, 1995.
  12. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1992.
  13. Педсоветы: идеи, методики, формы / Гл. ред. Лизинский В.М. - М.: 2000.
  14. Сборник «Аттестация педагогических кадров». Серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования». - М.: 2002.
  15. Современная дидактика: теория - практике / Под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: изд. ИТПи Мио РАО, 1993.

1Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, с. 121

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании