Инновации и эксперимент в образовании

Экспертиза инновационной деятельности PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новикова Т.Г.   
17.02.08 17:06

Оценка эффективности системы образования считается одной из ключевых проблем в практике управления, в формировании и реализации региональной политики. Сегодня разнообразные нововведения в образовании стали вполне обычным явления. Их привлекательность увеличивается, так как организация экспериментирования и педагогического проектирования повышает престиж учебного заведения.

Современная управленческая деятельность испытывает потребность в критериальной оценке изменений, происходящих в ходе развития  образовательного учреждения. При этом желательно, чтобы направление развития  было оптимальным. Решение задачи оптимизации образовательной среды становится для управленцев все более затруднительным в силу массового характера и разнообразия процессов развития. В связи с этим возрастает необходимость подготовки специалистов, способных профессионально выполнять аналитико-диагностическую функцию управления и разбираться в экспертных процедурах.

С возникновением нового объекта экспертизы (инновационных проектов, программ, образовательных практик) появляется насущная необходимость вернуться и заново рассмотреть исходные положения теории экспертирования.

В рамках управления развитием образования выявляются два подхода к экспертизе инновационных проектов.

В основе первого лежит некоторое предварительное, «априорное» предположение об устройстве чего-либо вообще, а затем эти представления используются в качестве оснований для выработки общих критериев оценки того или иного образовательного проекта. Его представители - сторонники системомыследеятельностного подхода - Н.Г.Алексеев, О.С.Анисимов, В.И.Слободчиков, Б.В.Пальчевский и др.

Вторым подходом является «герменевтический» подход. Он принципиально отказывается от выработки каких бы то ни было представлений и критериев. В основу экспертизы, в данном случае, положены герменевтические процедуры ситуационного анализа и интерпретации. Представители данного направления - А.А.Полонников, М.А.Гусаковский.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Понимающая  экспертиза вследствие живого человеческого взаимодействия требует серьезных психологических знаний и оказывает дополнительную психологическую нагрузку на специалиста в процессе проведения экспертизы инновационного проекта.

Итак, четыре модели экспертной деятельности: дегустационная, нормоконтролирующая, квалифицирующая и понимающая, которые в реальной практике экспертизы образуют переплетения и синкретические единства, так, что порой их невозможно развести, вычленить. Принципы организации экспертизы. При проведении экспертизы инновационных проектов необходимо учитывать, что содержание, формы, методы и процедура экспертизы основываются на следующих принципах:

  • открытости и публичности экспертных действий и решений;
  • общественно-государственном и профессиональном характере экспертизы;
  • направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и эксперимента;
  • инициативе авторов в подаче заявки, определении круга вопросов и проблем, представляемых для экспертизы.

Процедура проведения экспертизы может быть представлена следующей последовательностью:

  • регистрация заявки на экспертную деятельность;
  • выбор и согласование экспертной группы;
  • согласование сроков проведения экспертизы;
  • проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения по следующим пунктам:
  1. соответствие заявленной тематики инновационного проекта обозначенным в нем целям и начатым работам;
  2. отражение в проекте уровня проработанности методов, форм и их соответствие поставленным целям;
  3. социальная и культурная значимость инновации;
  4. анализ потенциальных возможностей коллектива по дальнейшей работе;
  5. определение возможных последствий реализации инновации в практику.

 

Форма и порядок представления результатов экспертизы

Экспертное заключение представляет собой документ, в котором должны быть максимально полно раскрыты характер объектов экспертирования, используемая критериальная база и техника экспертирования. В заключение по результатам экспертной проверки должны найти отражение следующие положения:

- реальный или фиктивный характер имеет инновационный проект (идея);

- в инновационном проекте представлена направленность на перенос опыта или на собственную разработку;

- стадия, на которой находится в данный момент инновация;

- значимость инновации с точки зрения важности решаемых в ней задач для региональной образовательной ситуации;

- общекультурная значимость проблем, вынесенных в задачи;

- предполагаемые последствия и время, требуемое для реализации [9].

На основе заключения экспертизы инновационного проекта могут быть вынесены предложения: на научную поддержку и научное обеспечение, методологическое и методическое обеспечение, образовательную поддержку, финансовое обеспечение и другие формы обеспечения, на статус экспериментальной площадки различного уровня.

Дополнительное финансирование и иная поддержка инновационных проектов и практик может осуществляться органами управления образованием на основании заключения экспертной комиссии. Может быть разработан договор школы с органом управления образованием, в котором могут фиксироваться взаимные обязательства по реализации хода эксперимента, промежуточные результаты инновации, их финансовое, кадровое, материальное и организационно-правовое обеспечение (в целом или по отдельным частям инновационных разработок), а также взаимные права в области интеллектуальной собственности и использования педагогических находок и изобретений.

 Т.Г. Новикова
Зав.  кафедрой
АПК и ППРО,
д.п.н., профессор

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии программ развития образования // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции.  Минск, 1997.
  2. Алексеев Н.Г. Теория экспертизы образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 1997.
  3. Анисимов О.С. Экспертиза и экспертное мышление // Экспертиза: теория, практика: Сборник № 1.  Новокузнецк, 1998.
  4. Анисимов О.С. Экспертная мыследеятельность: функция, процессы, модели //Экспертиза: теория, практика: Сборник № 1. Новокузнецк, 1998.
  5. Жук А.И.. Кашель Н.Н. Об основаниях разработки критериев экспертизы образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 1997.
  6. Нечаев В.Я. Социология образования.  М.: МГУ, 1992.
  7. Полонников А.А. О понимающей экспертизе // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции.  Минск, 1997.
  8. Слободчиков В. И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. - Минск, 1997.
  9. Слободчиков В.И. Об экспертизе педагогических феноменов // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. - Минск, 1997.
  10. Стачева Е.М. Обоснование нормативов экспертной деятельности //Экспертиза: теория, практика: Сборник № 1. Новокузнецк, 1998.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании