Инновации и эксперимент в образовании

Правой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Фёклин С.И.   
19.08.09 23:45

За последний год система образования в целом претерпевает существенные изменения. Реформа коснулась, в том числе, и процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений. Были подготовлены и внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», принято новое Постановление Правительства РФ по данному вопросу. Автором будут описаны правовые аспекты государственной аккредитации образовательных учреждений в свете последних законодательных новелл.

Правой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения

В чем состоит правовой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения?

С вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 2007 г . № 56-ФЗ аттестация образовательных учреждений, как самостоятельная процедура контроля качества, была упразднена. Юридически процедуры аттестации больше не существует, но фактически аттестация становится одним из элементов государственной аккредитации. Для принятия решения о выдаче свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению необходимо будет проводить экспертизу по вопросам уровня и качества обучения и воспитания обучающихся (воспитанников).

Государственная аккредитация образовательного учреждения регламентируется Законом РФ «Об обра зовании» (в последней редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 № 50-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г . № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» и Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г . № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» (в части, не противоречащей действующему законодательству).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура (экспертиза):

  1. признания государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида и категории) в соответствии с показателями, уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ;
  2. подтверждения уровня реализуемых образовательных программ и их направленности;
  3. установления соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям1.

Федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже 1 раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Образовательное учреждение может быть реорганизовано5 в иную некоммерческую образовательную организацию (пункт 1 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»). В этой связи образовательное учреждение, государственный статус которого изменяется (тип, вид, категория), обязано сообщить об этом в аккреди-тационный орган, выдавший свидетельство о государственной аккредитации. По общему правилу, при изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»). Законодательством установлено, что образовательное учреждение вправе осуществлять уставную деятельность на основании ранее выданных лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия при реорганизации в следующих формах:

  • преобразования образовательного учреждения6 ;
  • выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо;
  • присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением;
  • создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Законом предусмотрены правовые гарантии прав несовершеннолетних обучающихся на получение бесплатного общедоступного образования. Если общеобразовательное учреждение или образовательное учреждение начального профессионального образования прекращает свою деятельность (ликвидировано) или у него полностью аннулируется лицензия, учредитель образовательного учреждения должен обеспечить перевод обучающихся и воспитанников с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

Родители (законные представители) вправе подать исковое заявление в суд о возмещении дополнительных затрат на переподготовку своих детей (некачественная подготовка выпускников государственных или муниципальных учреждений) в других образовательных учреждениях в случаях, когда образовательное учреждение было лишено государственной аккредитации или действие государственной аккредитации приостановлено.

Аккредитационным органом на основании согласованного с учредителем заявления образовательного учреждения о переоформлении свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему осуществляется переоформление свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему в следующих случаях:

  • изменение наименования, места нахождения образовательного учреждения или его филиалов;
  • прекращение реализации образовательной программы, ранее прошедшей государственную аккредитацию;
  • утрата или порча свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему.

1 Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения и образовательного учреждения дополнительного образования детей подтверждает государственный статус данных учреждений, уровень и направленность реализуемых ими образовательных программ.

2 Федеральным законом от 9 февраля 2007 г . № 17-ФЗ установлено, что с 1 января 2009 года формой государственной (итоговой) аттестацией обучающихся является единый

3 Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г . № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений

4 Объединение работодателей – это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (статья 3 Федерального закона РФ от 27 ноября 2002 г . № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»).

5 Реорганизация образовательного учреждения - это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса учреждения при сохранении правопреемственности. Образовательное учреждение, как юридическое лицо, считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации, то есть с момента внесения соответствующих сведений в реестр юридических лиц (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ).

6 Преобразование – это разновидность реорганизации, при которой происходит изменение организационно-правовой формы либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей или наоборот). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного образовательного учреждения в соответствии с передаточным актом.

Фёклин С.И.,
заместитель директора Центра нормативного
правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО,
старший преподаватель кафедры развития
образовательных систем
ФГОУ АПК и ППРО

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании