Инновации и эксперимент в образовании

Школа молодого ученого. Анонс 3 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Колисниченко И.И.   
19.08.09 23:54

В этой рубрике «Школа молодого ученого» будут представляться фрагменты исследований молодых ученых, отраженные в авторефератах. Надеемся, что материалы будут полезны тем педагогам и руководителям образовательных учреждений, которые посвящают свою профессиональную деятельность исследованиям в области педагогики.

Школа молодого ученого. Анонс 3

Чему могут быть посвящены новые исследования в области педагогики?

Как известно, итогом завершенного диссертационного исследования являются автореферат и диссертация. Кратко основные результаты исследования представляются в автореферате.

Представляем вашему вниманию новые исследования по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

Сегодня мы представим фрагмент работы Калгановой Елены Валериевны1 по теме: «Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения».

Основная характеристика диссертации

Актуальность исследования. Процесс модернизации российского образования, стартовавший в начале нашего века, базировался на многих актуальных для отечественной педагогики идеях, среди которых ориентация на свободную развивающуюся личность, уважение к чести и достоинству человека, значимость социальной и личностной ответственности, воспитание и обучение через созидательную деятельность, традиции индивидуализации и дифференциации обучения. Программа модернизации и последовавшие за ней государственные проекты в области образования определяют учащихся, их семьи, родительскую общественность, социум, в целом, в качестве главных заказчиков обновления образования.

При этом реализация одного из ведущих направлений модернизации образования - достижения современного качества, предусматривалась посредством введения на старшей ступени профильного обучения.

Первоначальная идея построения профильного обучения заключалась в обновлении российской школы путем предоставления учащимся возможности более полной реализации их образовательных потребностей. В этом плане профильное обучение отчасти повторяло опыт, сформированный ранее в отечественной системе образования на этапе развития дифференцированного обучения в школах и классах предметной направленности. В то же время профильное обучение должно было быть построено в иной логике проектирования, когда системообразующим фактором индивидуализации и дифференциации должен выступать свободный и ответственный выбор ученика. Однако за период прошедший с момента начала процесса модернизации образования, российская школа столкнулась с целым рядом трудностей, обусловленных расхождением между ценностными основаниями концепции профильного обучения и имеющимся административным и педагогическим опытом ее реализации. Наиболее распространенным вариантом осуществления профильного обучения стали профильные классы с учебными планами, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная форма обучения не предполагает активного участия ученика в процессе формирования комплекса предметов, определения уровня и методов их изучения. Обучающимся чаще всего приходится ограничиваться тем, что предлагает школа, выбирая один из предложенных готовых профилей; при этом индивидуальные образовательные потребности учащихся зачастую не учитываются, процесс обучения унифицируется жесткими рамками профилей. Таким образом, проблема реализации модели профильного обучения обусловлена формированием образовательной программы школы, исходя исключительно из потенциала образовательного учреждения без учета индивидуальных интересов и потребностей учащихся, что вступает в противоречие с базовой идеей процесса модернизации, в которой именно ученик, его семья, социум выступают основным заказчиком определенного качества образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Апробация исследования: Основные теоретические пложения и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получили одобрение: во время проведения I международного конгресса «Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы» (2004 г ., г. Сургут), ежегодных окружных конференций молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (2003- 2007 гг ., г. Сургут), окружной научно-практической конференции «VI Знаменские чтения» (2007 г ., г. Сургут), на окружном семинаре «Модели организации профильного обучения и предпрофильной подготовки» (2006 г ., г. Сургут), на окружном семинаре в рамках проведения выставки «Образование и карьера 2007» (2007 г ., г. Сургут), на городской педагогической конференции «Новое качество образования - стратегия муниципальной образовательной системы города Сургута» (2007 г ., г. Сургут), на выставке-форуме «Образование Югры» (2008 г ., г. Ханты-Мансийск), на межрегиональной научно-практической конференции «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения» (2008 г ., г. Ханты-Мансийск).

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены опорой на нормативно-правовые источники, применением методов исследования, адекватных его логике и задачам, проверкой на практике выводов, сделанных в исследовании.

Структура диссертации: Диссертация состоит из 228 страниц: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Колисниченко И.И.,
профессор, проректор
АПК и ППРО г. Москва


1 Калганова Е.В. «Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения». Автореф. дис….к.п.н. – Санкт-Петербург. 2008. – 26с.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании