Инновации и эксперимент в образовании

Постиндустриальное общество PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новиков А.М.   
20.08.09 00:50

Постиндустриальное общество

Что такое постиндустриальное общество?

Светлой памяти Героя Советского Союза
Академика Сергея Яковлевича Батышева –
Солдата, Учителя, Ученого

Человечество резко перешло в совершенно новую эпоху своего существования – постиндустриальую эпоху. Что вызвало и вызывает коренные преобазования в политике, экономике, культуре, в труде, личной жизни каждого человека. В связи с этим перед системой образования во всем мире, в том числе Российском образовании, остро стоит проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответтвии с требованиями Нового Времени. Анализу этих задач и посвящена данная книга. Она предназначена для широкого круга читателей – ученых, практических работников образования, а также студентов, аспиранов и докторантов.

Будущее сегодня наступает чрезвычайно стремиельно. Оно – в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индиидуальных и общественных отношений, в изменеии идеальных моделей образа жизни и ее стандаров. Будущее набрасывается на свои жертвы из заад, устроенных в давно обжитом нами порядке вещей прошлого и настоящего. Именно поэтому сегодяшний человек постоянно живет в состоянии стреса. Он ежесекундно сталкивается с будущим, но не познает этого и испытывает жесточайший психолоический дискомфорт. Многие люди ищут выход в алкогольном или наркотическом забвении, в релиии, оккультизме, астрологии, лишь бы уйти от потоянных и неожиданных проблем, происхождеия которых он не в состоянии ни понять, ни прочитать. Будущее наступает гораздо быстрее, чем в прошлые эпохи.

Причиной тому – стремительный переход человеества в совершенно новую, так называемую постинустриальную эпоху своего развития.

К встрече с будущим надо готовиться. И надо готоить это будущее. В том числе и в первую очередь гоовить систему образования для этого будущего. Ибо, ак уважаемый читатель увидит в дальнейшем, имено образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

Конечно, российское образование в определеной мере перестраивается. Вводится множество иноваций и «сверху», и «снизу». Появилась даже мода на инновации. Но все эти инновации, вся политика Минобрнауки РФ, других органов управления образо ванием напоминает попытки усовершенствовать керосиновую лампу, когда давно уже есть электрическое освещение. В образовании нужны коренные изменения.

В 2000 году вышла книга автора «Российское образование в новой эпохе» (М.: Эгвес, 2000. – 272 с.). В ней была предпринята попытка построить более или менее стройную теорию развития российского образования в новых социально-экономических условиях, проанализировав и предложив конструктивные идеи, принципы и условия развития системы народного образования, изложив их в систематизированном виде. Собственно, уже в этой книге речь шла о векторах развития отечественного образования в новой – постиндустриальной эпохе. Но тогда автор не рискнул использовать эти термины – «постиндустриальная эпоха», «постиндустриальное общество», чтобы не «напугать читателя».

Указанная книга получила широкий резонанс в кругах педагогической общественности, на нее пришли многочисленные положительные отклики. Но жизнь идет дальше. Многие идеи автора, изложенные в той книге, подтвердились и реализованы, другие еще ждут своей очереди. Но за прошедшее время появились новые проблемы. А главное, проблемы постиндустриального образования в последние годы резко обострились. Эти обстоятельства и побудили автора вновь взяться за перо. Проблемы образования в Новой эпохе отнюдь не просты, в них накапливается множество противоречий. Для самого автора разрешение этих противоречий далеко не всегда понятно. Поэтому предлагаемая статья имеет полемический, публицистический характер.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Теория «золотого миллиарда» активно пропагандируется и реа-лизуется всеми средствами – финансовыми, военными, политическими, информационными и т.д., в первую очередь, США, так называемой «семеркой» и НАТО. Реализация этой «теории золотого миллиарда» приводит к серьезным изменениям во всем мире. Во-первых, приводит к чудовищной неравномерности потребляемых ресурсов – материальных, энергетических, водных и т.п. Экономисты называют такие цифры: всего 2% – наиболее богатая часть населения Земли потребляет 65% имеющихся ресурсов. Приведем такой пример: средний американец (а также «новый русский») ездит на внедорожнике, сжигающем 30 л бензина на 100 км. В странах Юго-Восточной Азии типичная картина, когда мотороллер, сжигающий 3 л бензина на то же расстояние, везет 10 человек. Разница потребляемых ресурсов на 1 человека в 100 раз! Причем апологеты «теории золотого миллиарда» утверждают, что такая неравномерность распределения ресурсов сложилась исторически и что-либо изменить невозможно, поскольку всех ресурсов Земли не хватит, чтобы все остальное население планеты могло бы жить так же, как и «золотой миллиард». Но такая сложившаяся огромная разница в распределении богатств чрезвычайно взрывоопасна. И события 11 сентября – это лишь первое, или одно из первых проявлений сложившейся нестабильности в человеческом сообществе.

С другой стороны, реализация теории «золотого миллиарда» порождает деформации и неста бильность в экономике самих западных стран. Так, в США практически ликвидирована легкая промышленность, в упадке находится автомобильная и ряд других отраслей промышленности. То есть материальное производство сворачивается. Большая же часть занятого населения – около 85% занята либо информационными технологиями, либо финансовым бизнесом т.е., по сути дела, «качает воздух». Фактически же экономика США на сегодняшний день держится только на печатании долларов и продаже их по всему миру. И чтобы сохранять эту ситуацию США вынуждены ежедневно «поглощать» 2,5 млрд долларов иностранных инвестиций, а государственный долг этой страны составляет уже 33 триллиона долларов. Но это же долго продолжаться не может! Примерно в том же положении может быть, несколь ко лучшем, находится экономика стран Западной Европы.

Альтернативой «теории золотого миллиарда» является другой подход, пропагандируемый прежде всего ООН – это теория «глобали зации экономики» или концепция «устойчивого развития», которая преследует иные цели. Здесь речь идет о развитии и возвышении в каждом человеке духовного и интеллектуального начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей планеты.

Причем, следует подчеркнуть, что в обоих подходах России уготована ключевая роль. В первом случае – пассивная – как главного донора сырья в силу гигантских природных ресурсов и «зоны грязного производства» в силу огромной территории. То есть в качестве страны третьего и частично второго сорта. И нельзя отрицать, что есть силы, которые активно стремятся превратить Россию в такую страну. И, в том числе, и далеко не в последнюю очередь за счет ослабления нашей отечественной образовательной системы.

Во втором случае – как реального лидера нового альтернативного пути развития человечества. В первую очередь, за счет традиций, в первую очередь – духовности (в широком смысле, просьба не путать с религиозностью), накопленных нашей страной в предыдущие десятилетия и столетия. А также за счет опережающего развития образования2.

{tag !Новиков А.М.: Новиков А.М.},
Академик РАО,
доктор педагогических наук,
профессор


1 Подробнее об этом см.: Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, – 2000.

2 Подробнее о постиндустриальном обществе можно прочитать: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; Тоффлер О. Третья волна. М., 1995.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании