Инновации и эксперимент в образовании

Обобщенная модель инновационного процесса PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лазарев В.С.   
20.08.09 01:00

Обобщенная модель инновационного процесса

Какие специальные задачи требуется решить, чтобы грамотно распространять новшества?

Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Каждая эпоха рождает свои педагогические идеи и свои новшества. Рано или поздно они утрачивают новизну, устаревают и уходят в прошлое. Но новизна – понятие относительное. Во-первых, потому, что за редким исключением, во всем новом есть элементы старого, уже ранее использовавшегося, а во-вторых, впервые новшество появляется только для их создателей, все остальные, узнавая о нем, имеют дело уже с тем, что где-то уже используется. Это новое для них. Классно-урочная система Я.А. Коменского сегодня не является новшеством, хотя и была таковой даже через 200 лет после ее создания. Но сегодня в качестве новшества принимают систему М. Монтессори, созданную в начале ХХ столетия.

Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества. Существует несколько вариантов жизненного цикла новшества.

Так С.Д. Поляков выделяет следующие стадии жизненного цикла новшества: зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию)1.

В.И. Загвязинский предлагает более детализированную структуру жизненного цикла: старт, возникновение, быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептика ми), зрелость, насыщение, связанное с более или менее широ ким продвижением в практику, кризис и финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения, как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе2. В.С. Сластенин и Л.С. Подымова, обобщая имеющиеся в литературе варианты жизненного цикла новшества, выделяют в структуре инновационного процесса следующие шесть стадий (этапов).

  1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
  2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
  3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его дора- ботка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование нов шества, инновационный процесс переходит в следующую стадию, ко торая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяются следующие три этапа.
  4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но вые сферы.
  5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
  6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом3 .

Но эта линейная структура последовательно сменя ющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального разверты вания. Конкретный инновационный процесс не обязательно дол жен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности.

Хотя в приведенных вариантах структуры жизненного цикла новшества имеются различия, они не существенны. Во всех вариантах выделяются стадии создания, экспериментальной апробации, распространения, достижения насыщения в использовании новшества. В большинстве вариантов выделяется также стадия устаревания и замены новшества. По мере продвижения новшества от стадии к стадии область его распространения сначала расширяется, а затем сходит на нет (см. рис. 1)

 

Рис. 1. Изменениеобласти распространения новшества на стадиях жизненного цикла

Распространение новшеств требует решения спе циальных задач, включающих: издание необходимых учебных средств и дидактических материалов, доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей, создание учебных программ для подготовки учителей, оказание консультативной помощи школам. Распространение новшества может идти успешно или, наоборот не так, как хотелось бы тем, кто его продвигает в практику. Поэтому должен осуществляться анализ хода распространения новшества, должны выявляться факторы, мешающие этому, и реализоваться меры по их устранению.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Исходя из этого, качество инновационной деятельности школы определяют как отношение между необходимыми, потенциально возможными и фактически реализуемыми изменениями в ее педагогической системе6. Качество инновационной деятельности определяется тремя характеристиками инновационной системы школы: чувствительностью к проблемам (потребностям в изменениях), чувствительностью к возможностям их решения, внедренческим потенциалом.

Чувствительность к проблемам – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих потребностей изменения педагогической системы и адекватность оценки их значимости.

Чувствительность к возможностям развития – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективности педагогической системы школы и адекватность оценки их потенциала.

Внедренческий потенциал – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность осуществляя нововведения, достигать максимально возможных полезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.

Школы с развитой системой инновационной деятельности обеспечивают более высокое качество образования благодаря тому, что они: способны выявлять проблемы, которые не «чувствуют» в школах с менее развитой системой инновационной деятельности; выявлять объективно существующие возможности для развития педагогической системы школы, которые не «видят» другие школы; создавать целостные и конкретные проекты своего желаемого будущего, соответствующие объективным потребностям и возможностям; создавать и эффективно реализовать планы проведения изменений.

Лазарев Валерий Семенович,
член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук


1Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

2Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990.

3 Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997

4Управление развитием школы /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева/. – М.:, 1995. – С. 128 - 131

5Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева./ – М:., 1997. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М:., 2002. – С. 123-127

6См. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Метод оценки инновационной деятельности школ и рекомендации по его применению. Пособие для руководителей школ. – М., 2003.
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика, 2003. – №3.
Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. – М., 2003

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании