Инновации и эксперимент в образовании

Проблема школьной отметки. Портфолио ученика PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новикова Т.Г.   
20.08.09 01:13

В статье описывается, как можно начать использовать портфолио как эффективное средство компенсации отрицательных последствий оценивания школьных достижений учащихся; рассматривается понятие достоверности портфолио, предлагается использование портфолио при оценивании.

Проблема школьной отметки. Портфолио ученика

Можно ли решить проблему школьной отметки с помощью портфолио ученика?

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования. И является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Каковы характеристики эффективного портфолио?

Хотя подходы к развитию портфолио могут варьироваться, существуют основные исследования и литература по портфолио, включающая следующие характеристики:

  • ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается, достигнут.
  • сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ключевых знаний, навыков, и отношений.
  • содержат образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения в большей степени, в одиночные временные промежутки.
  • содержат работы, представляющие использование различных методов и приемов.
  • содержат разные образцы работ и оценивания работ учащихся, учителей, возможно даже отношения родителей.

Оценочное портфолио – разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:

  • непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся) так и сформированные, т.е. достигшие высшей точки возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов;
  • многомерный, то есть, отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения;
  • обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, делать самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоение умений и навыков.

Источник: Paul S.George, (1995). «Что такое в действительности оценивающее портфолио и как я могу использовать его в своем классе?»

Что является оценочным портфолио?

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Работа с портфолио возможно поможет решить данную и многие другие проблемы. Однако, в этом направлении (использование портфолио) могут встретиться проблемы связанные с различными аспектами, как техническими, так и психологическими и социальными. При решении вопроса школьной отметки целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных учебных заведений. Российская школа богата своей историей и современной инновационной деятельностью. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

В настоящее время совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Фактически ученые и передовые педагоги-практики получили социальный заказ на скорейшее решение этого непростого вопроса.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки, речь идет уже о десятибалльной шкале оценок. Уже сегодня при поступлении в вуз абитуриент в отличие от школьной отметки получает баллы «2», «3», «3,5», «4», «4,5», «5». Видимо, этот процесс станов ления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает более требованиям сегодняшнего дня.

Новикова Т.Г.,
доктор педагогических наук, профессор
заведующая кафедрой развития
образовательных систем АПК и ППРО

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании