Инновации и эксперимент в образовании

Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса PDF Печать E-mail
Добавил(а) Дельгас Г.В.   
20.08.09 01:25

Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ

Меняющаяся социальная и политическая среда, оказывают влияние на все социальные институты жизни и, прежде всего, на образование. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

 

Результаты диагностики тестирования и анкетирования показали высокий творческий потенциал педагогического коллектива, готовность к инновационной экспериментальной деятельности всех участников образовательного процесса.

При условии понимания инновационной опытно-экспериментальной деятельности педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. В ходе экспериментальной работы педагоги систематично посещают проблемно-ориентированные семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации по проблеме исследования.

Изучение педагогического коллектива, его анализ, опора на высококвалифицированных педагогов, перспективное видение нового дошкольного учреждения, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной экспериментальной работы педагогов, воплотились в разработку проекта «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», получившего статус городской экспериментальной площадки. В ДОУ под руководством специалистов Института повышения квалификации разрабатывается региональная программа воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни».

В настоящее время из сферы воспитания изымается огромный культурный пласт, уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время педагоги – ученые подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на его духовно-национальные начала.

Для повышения профессиональной компетентности участников образовательного процесса педагоги ДОУ ознакомились с Законом «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»

Основной целью которого, является формирование у детей целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

Анализ общеобразовательных базисных программ дошкольного образования показал, что все они созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических и географических условий (учетом регионального компонента). Реализация данного проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», который лежит в основе инновационной деятельности всего детского дошкольного учреждения позволит обогатить разделы базисной программы «Истоки» и обеспечит качество ее реализации на нашей территории.

Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении приводит к повышению качества его работы в целом: способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников повышению профессиональной компетентности педагогов (методической, психолого-педагогической, социально-психологической и саморазвития т .е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, повышению педагогического мастерства, творческому росту молодых педагогов, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества. Обеспечивает переход ДОУ из режима функционирования в режим развития и изменению имиджа образовательного учреждения, и повышает рейтинг ДОУ.

В ДОУ создана современная предметно – развивающая среда, соответствующая канонам хорошего вкуса, полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний детей и педагогов в соответствие с разделами базисной программы развития ребенка дошкольника «Истоки».

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Результатом инновационной работы всего коллектива является положительная динамика в усвоении воспитанниками ДОУ общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки»: по отношению к 2006 учебному году (начало работы в проекте) количество детей с низким уровнем усвоения программы уменьшилось на 4%, со средним увеличилось 6%, с высоким на 12%.

Видна положительная динамика формирования патриотических чуств и развития познавательной активности у старших дошкольников. К концу второго года обучения количество детей с высоким уровнем сформированности патриотизма увеличилось на 30%, со средним - увеличилось на 5%; с низким уменьшилось на 35%. Дети не только могут выражать сопереживания, но и проявляют любознательность к представлениям о родном доме, культурном и историческом наследии родного города и края, природе малой Родины. Умеют заботиться о ближних, оказывают помощь окружающим.

У старших дошкольников возрос уровень сформированности основ экологической культуры, это умение оценивать состояние окружающей среды, доступной их возрастному пониманию, оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе, соблюдать правила поведения в природе, быть готовыми участвовать в охране и защите окружающей среды. Количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 34 %, с низким уменьшилось на 33% .

Таким образом, экспериментальная работа в ДОУ способствует активному участию педагогов в развитии образовательного учреждения, развитию компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ: саморазвитию и самоорганизации педагога его научному росту, развитию творчества, тем самым, повышает профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Способствует повышению педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности у детей, их сотрудничеству с детским садом, включению в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. В настоящее время педагогический коллектив продолжает вести экспериментальную работу по реализации авторских программ дополнительного образования «Художник», «Юный эколог на Таймыре», «Мы любим театр», «Знакомство с Таймыром», которые являются основными составляющими региональной программы воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни», отслеживает результаты их усвоения воспитанниками.

.,
заведующий высшей категории
МДОУ № 8 «Детский сад
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического,
физического и познавательного направления
развития воспитанников «Тундровичок»

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании