Инновации и эксперимент в образовании

Общественная миссия Октемского лицея: подготовка технической интеллигенции
Добавил(а) Ноговицына В.П.   
20.08.09 01:30

История Октемского лицея берет начало с 1874 года, когда в селе Октемцы Хангаласского улуса на средства Ивана Павлова была открыта одноклассная церковно-приходская школа. Одноклассная школа, начальная школа, неполная средняя школа, школа-гимназия…

С сентября 1997 года начинается новый виток развития Октемского лицея, сельской школы инновационного типа.

За эти годы Октемский лицей стал победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал обладателем Гранта Президента России В.В. Путина в один миллион рублей. Этому успеху предшествовал кропотливый, неустанный труд всего коллектива, начатый десять лет назад.

На наш коллектив возложена ответственная общественная миссия: готовить выпускников школы к получению инженерного образования – специалистов будущего.

Подготовка технических кадров – это ответ на вызов времени. В ХХ-ом веке произошло событие космопланетарного масштаба: впервые в истории человеческой цивилизации биосфера стала стремительно превращаться в техносферу, в искусственный бесприродный технологический мир. При этом, проектировщиком и конструктором техносферы выступает инженер, который становится главной фигурой современности. Инженерно-техническое образование выходит на передний план мирового образовательного про цесса.

Будучи лицеем, обучение в котором ориентировано на получение выпускниками инженерно-технического образования, мы понимаем и должны хорошо представлять, что в руках этих специалистов будет решение проблем, имеющих далеко идущие последствия для общественной и политической жизни. Качество решения проблем современности будет во многом зависеть от специалиста – инженера с глубокими нравственно- духовными качествами. Поэтому, начиная со школьной скамьи, его образование необходимо выстраивать в сторону формирования личности человека – инженера высочайшей духовности, представляющего собой духовно-нравственную и физически развитую личность, способную к самопознанию и самореализации, действуя в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Каким мы себе представляем духовно развитую личность? Что мы вкладываем в понятие «духовность»?

Нас волнуют эти вопросы, мы часто говорим о кризисе духовности, так как проблема духовности особенно важна для школы, ведь именно в системе образования происходит воспроизводство общественного интеллекта и формирование духовных основ личности подрастающего поколения.

{mosregread}Существуют различные подходы к определению понятия духовность и нравственность. Нам близка точка зрения современного философа В.И.Мурашова «...Человеческая жизнь есть жизнь духа: ума, воли, чувства и интуиции… Именно поэтому мы вправе утверждать, что социальный кризис есть проявление духовного кризиса (мировоззренческого, морально-эстетического, нравственно-правового, религиозного и др.). Их теоретическая основа – кризис мышления, практическая - кризис воли. Духовность немыслима без обращения к себе, поэтому бездуховен тот, кто не видит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию».

Данное положение отвечает нашим представлениям о духовных качествах личности.

Наш коллектив, работая в условиях небольшого села, целенаправленно работает над расширением образовательного пространства, созданием ситуаций, способствующих развитию, самоутверждению ребенка через его самопознание, активную, творческую деятельность, презентацию себя в различных ситуациях и во всех областях человеческой деятельности, соотнесение своего «Я» с оценкой других людей в разных качествах: ребенка в семье, члена семьи, товарища, лектора и слушателя, участника конференций, исследователя в одной ситуации и эксперта в другой, и в разных образовательных пространствах по широте, по уровню, по содержанию. Все это закаляет его дух и волю, способствует успешной адаптации в новой среде и, в конечном счете, ведет к его самоутверждению как духовной личности, служит стартовой площадкой для зарождения его высоких устремлений.

Техническая направленность обучения и воспитания в Октемском лицее достигается через организацию образовательного партнерства с ведущими учебными заведениями и научными институтами:

  • МГТУ им. Э.Б. Баумана, и его специализированным лицеем № 1580 г . Москвы;
  • Аэрокосмическим лицеем им. Ю.В. Кондратюка г. Новосибирска;
  • Институтом космофизики и аэрономии СО РАН РС (Я) и др.

В частности, в процессе этой работы мы подошли к разработке и реализации программы начального аэрокосмического образования (АКО), приобщая лицеистов к космонавтике – к наивысшему достижению науки и техники через кружки начального ракетомоделирования, спецкурсы «Космическая экология», «Астрономия для юных», аэрокосмические игры «Вселенная» и т.п. Работа по внедрению АКО нацелена на формирование планетарного мышления, создания целостного восприятия мира и определения своего места в нем, которое звучит следующим образом: «Я - это мир, Мир -это Я».

За четыре года успешного сотрудничества с Новосибирским аэрокосмическим лицеем им. Ю.В.Кондратюка ежегодно организуются выезды группы старшеклассников в г . Новосибирск. В этом году наши лицеисты получили возможность принять участие в работе трех конференций:

  • международной студенческой конференции при СУНЦ НГУ, куда были приглашены по результатам заочного конкурса научных докладов;
  • научно-практической конференции «Сибирь» на базе аэрокосмического лицея;
  • региональной школе - семинаре «Современные научные проблемы создания летательных аппаратов, вооружения и освоения космического пространства».

Наблюдая за ребятами в этой поездке, я отчетливо увидела как много значат эти выезды для становления детской души, для формирования их мироощущения, развития их личностных, духовных качеств: мышления (напряженная умо-мыслительная деятельность во время выступлений), воли (надо унять волнение, стеснительность, преодолеть неуверенность, собраться в незнакомой аудитории, быть готовым отвечать на вопросы взыскательного жюри), чувства (эти моменты очень богаты проявлением самых различных чувств: от страха - к смелости, от неудачи - к успеху, от поражения - к победе, от огорчения - к радости удовлетворения результатами своего труда).

На данном примере видна образовательная среда, содержание которой ориентирует лицеистов не только на приобретение технических специальностей и успешное поступление в престижные высшие учебные заведения страны, но, главным образом, создает условия для формирования качеств духовно богатой личности.

Выстраивая таким образом траекторию педагогической деятельности, Октемский лицей ставит своей целью воспитание выпускника лицея - будущего инженера, представляющего собой духовно-нравственную и физически развитую личность, способную к самопознанию и самореализации, действуя в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Главной фигурой в этом созидательном процессе является Учитель. Только Учитель, его личность, является решающим фактором в становлении духовного потенциала школьника, в воспитании духовно-нравственной, физически развитой личности. Устами К.Д.Ушинского можно отметить, что «...многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников...».

Общественная миссия нашего лицея сформировала новую модель учителя, выдвигая к нему новые требования. Как выглядит сегодня портрет Учителя нашего лицея?

Во-первых, это учитель-исследователь. Наши коллеги Алексеева М.П., Осипова О.И., Васильева О.А. успешно защитили ученую степень кандидата педагогических наук. Высокий профессионализм и компетентность Чечебутовой С.Д., Варламовой А.Н. и Федотовой С.П. ежегодно подтверждается тем, что их ученики становятся победителями олимпиад и показывают высокие результаты на ЕГЭ.

Учителя нашего лицея отличает стремление к творчеству, которое ассоциируется с созданием новых программ и курсов, разработкой новых пособий.

Этим качеством в полной мере обладают Томская К.Н., Большакова Г.Д., Кузьмина М.П. Высокая ответственность, преданность своему делу присущи Капитоновой Н.П., Дормидонтову И.Е., Эверстовой М.И.

К людям, создающим в школе атмосферу любви и тепла, я бы отнесла Гермогенову В.Н., Иванову Л.С. и Корнилову Н.И.{/mosregread}

Обобщая портрет учителя, следует сказать, что кроме профессиональных умений он должен обладать огромной духовной культурой. Ведущими элементами духовной культуры признаны начитанность, знание искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества, владение иностранными языками.

Отмечая 10-летний рубеж работы в инновационном режиме, лицей достиг определенных успехов:

  • лицей - победитель конкурса среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
  • выпускница лицея Николаева Лена (студентка 2 курса МГТУ им Э.Б. Баумана), став победителем Всероссийской политехнической олимпиады, удостоена премии Президента РФ в поддержку талантливой молодежи;
  • лицеисты становятся победителями и призерами различных научно-практических конференций республиканского, всероссийского и международного уровней;
  • выпускники поступают в высшие технические учебные заведения г .г . Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска в соответствии с техническим профилем лицея.

Ноговицына В.П.,
заслуженный учитель РС (Я),
директор МОУ «Октемский лицей»
Республика Саха