Инновации и эксперимент в образовании

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий PDF Печать E-mail
Добавил(а) Манина Л.А.   
20.08.09 01:37

Использование информационных технологий в школе, – процесс объективный и вполне закономерный. Это – требование сегодняшнего дня. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Для того чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий

Как можно использовать ИКТ на уроках социально-гуманитарного профиля?

 

Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон

Многие из нас чувствуют в себе нерастраченный творческий потенциал, но не знают, как его реализовать. Конечно, хочется, чтобы все получалось замечательно и сразу, но, к сожаленью, такое невозможно. Любое творчество – это тяжкий процесс, полный сомнений и испытаний, которые поначалу могут вас смутить и даже напугать. Не раз и не два мы будем выглядеть не лучшим образом в собственных и чужих глазах. Но нельзя давать волю раздражению и недовольству. Затруднения совершенно нормальны, а ошибки просто необходимы!

Я работаю в школе более 30 лет. Общение с учениками, родителями, коллегами очень обогащало меня. И мне всегда хотелось быть полезной им. Сейчас за моими плечами многочисленные выступления, печатные работы, семинары, конференции для педагогов города, открытые уроки.

Знаю, что моих коллег, преподавателей гуманитарных дисциплин, сегодня интересует опыт применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, хочется поделиться со своими коллегами (в 2007 г. я победила в республиканском конкурсе «Открытый урок», организатором которого выступило издательство «Просвещение»1, а в 2008 г. стала призером областного конкурса в номинации «Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла»2 ).

Использование информационных технологий в школе, – процесс объективный и вполне закономерный. Это – требование сегодняшнего дня. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Для того чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. С началом внедрения в систему образования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались учителя предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компью терной грамотности, они вынуждены за короткий срок освоить фактически новую для них специальность, причем в двух смежных областях. Первая область – это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая – применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету.

Осваивая информационные технологии, одновременно необходимо начинать создание автоматизированного рабочего места учителя, которое предполагает наличие технических средств и электронной библиотеки с единой системой навигации.

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем учителя (речь не идет об учителях информатики). И это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмолов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, каким бы естественным ни было наше отставание, его нужно сокращать. Чем раньше учитель начнет активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научится применять новые информационные технологии, а также создавать собственные информационные продукты, тем быстрее его классные и внеклассные занятия станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.

,
заместитель директора по УВР,
учитель истории МОУ гимназия № 11,
заслуженный работник образования
Московской области, победитель ПНПО
г. Железнодорожный


1 Материалы моего урока см. на сайте http://www.prosv.ru/

2 Доклад см. в сборнике XIX международной конференции «Применение новых технологий в обра зовании», г . Троицк, июнь 2008 г .

3 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории». – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 г .

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании