Инновации и эксперимент в образовании

Метод телекоммуникативных проектов ... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Алексеева М.П.   
20.08.09 01:41

Автор рассматривает метод телекоммуникационных проектов как эффективный способ создания аутентичной языковой среды, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей национальной и русской культур через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языков.

Метод телекоммуникативных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся

Как использовать метод телекоммуникационных проектов в организации учебного процесса, направленного на формирование межкультурной коммуникативной компетенции у обучающихся?

В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культуры становится стержнем современной концепции обучения иностранным языкам (далее – ИЯ). В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения, знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для отдаленных регионов Российской Федерации, таких как Якутия, проблема создания условий для обучения межкультурной коммуникации приобретает особую значимость. Системное и целенаправленное использование Интернет-технологий, в частности метода телекоммуникационных проектов (далее – ТКП), в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы.

Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. На уроке должны быть созданы условия, повышающие коммуникативную мотивацию обучающихся (учет контекста телекоммуникационной проектной деятельности, личного опыта, желаний, интересов и склонностей обучающихся, эмоционально-чувственной сферы, мировоззрения и статуса ученика в группе). Немаловажным является наличие позиции рефлексивной самооценки обучающегося, которая заключается в анализе, осмыслению себя, своей деятельности, способов достижения желаемого результата своей деятельности и учет возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что интерактивный подход Интернет-технологий, в том числе метода ТКП, служит одним из средств достижения комуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).

Выполняя телекоммуникационный проект, ученик развивает свои умения и навыки речи, обогащает лексику и грамматику. Более того, метод телекоммуникационных проектов также развивает навыки, связанные с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления и т.п. Таким образом, способствует формированию основ межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции, развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать в коллективе.{/mosregread}

Алексеева М.П.,
к.п.н., заместитель директора
Октемский лицей Хангаласского района
Республика Саха (Якутия)
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Литература

  1. Алексеева М.П. Формирование информационной культуры учащихся на основе использования новых информационных технологий как довузовская подготовка учащихся // Материалы I научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации». – СПб., 2000. - С.3-6.
  2. Алексеева М.П., Попов И.В. Процесс информатизации на примере Октемской школы- гимназии//Материалы научно-практической конференции «Проблемы физикотехнического образования в РС (Я)». – Я., 2001. - С.36.
  3. Алексеева М.П. Использование НИТ в обучении и воспитании //Интегрированное медиаобразование: Опыт школ России. – М.: ИОСО РАО, 2001.- С.215-216.
  4. Алексеева М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся девятого класса якутской школы на основе метода телекоммуникационных проектов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 195 с.
  5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352с.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 220 с.
  7. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. – М./СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2004. – 336 с.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М..Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007.
  9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании