Инновации и эксперимент в образовании

Информационно-комуникативные технологии как одно из средств ... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Цивилева Л.Л.   
20.08.09 01:46

Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге - повышение качества образования.

Информационно-комуникативные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образования

Как могут быть связаны качество образования и ИКТ?

В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

 

Медиатека - кабинет, оснащенный проекционным оборудованием и компьютерной техникой, позволяющий проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий по различным учебным дисциплинам, имеющий условия для хранения наборов CD дисков по разнообразной тематике и просмотра пользователями представленной информации.

Медиатека включает фонд разнообразных информационных ресурсов, которые постоянно обновляются из сети Интернет или приобретаются на средства лицея. Общий объем материалов электронной библиотеки - 87 дисков.

Вид электронного носителя учебной информации Количество в медиатеке Количество в ИМЦ Прирост за 2007-2008 уч. год
CD
81
29
44%
DVD
6
 
30%
Видеокассеты
-
126
10%

Все электронные носители используются на уроках и во внеучебной деятельности.

Медиатека имеет несколько зон:

  • компьютерная зона;
  • видеозона (фоно-, видеотека);
  • место программиста.

Кроме того, в медиатеке имеются:

  1. Медиаресурсы (программные продукты: обучающие программы, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, пособия для поступающих в ВУЗы).
  2. Базы данных:
  • спецкурсы;
  • элективные курсы;
  • дидактические материалы;
  • методические разработки учителей.
  1. Электронные учебники.
  2. Учитель и ученик в медиатеке получают и информационные услуги: индивидуальные занятие на ПК; запись на электронные носители; сканирование, распознавание текста; доступ в Интернет.
  3. Виды деятельности в Интернете:
  • электронный документооборот (использование e-mail);
  • образовательная деятельность;
  • познавательная деятельность.

Наличие в лицее медиатеки, привело к тому, что в большем объеме стали использоваться Интернет-ресурсы, мультимедийные учебные пособия и готовые программные продукты, возросло в два раз число уроков с использование информационно-коммуникационных технологий.

Учителя - предметники совместно с учащимися активно создают презентации для компьютерной поддержки уроков (на базе медиатеки на этот вид работы потрачено 123 часа).

С помощью ресурсов медиатеки учащиеся:

  • занимаются проектной деятельностью;
  • ведут отбор материала для докладов, творческих работ, рефератов;
  • готовятся к олимпиадам, интеллектуальным марафонам;
  • ликвидируют пробелы в изучаемом предмете;
  • готовят домашние задания, дополняя материал новой информацией для углубленного изучения отдельных тем и разделов.

Иначе говоря, работа в медиатеке, использование ИКТ способствуют не только развитию коммуникативных, познавательных компетенций у ученика, но и формируют навыки и способности аналитической, самостоятельной деятельности, отбора материала, что полностью соответствует требованиям компетентностного подхода к оценке качества образования.

Учителя используют Интернет при подготовке и проведении уроков, для погружения в языковую среду, для создания презентаций, проведения зачетов, тестирования, реализуя принцип открытости и объективности оценки знаний обучающихся.

Интересным, на наш взгляд, стал эксперимент по дистанционному обучению при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Для этих целей была отобрана группа учащихся в количестве 15 человек, определен тьютер, с вузом был согласован режим работы и назначен ответственный для осуществления программного обеспечения, руководства и контроля и в лицее. В конце 2007-2008 учебного года проведен мини - опрос учащихся об отношении к эксперименту. Вот что показали ответы:

Какие причины побудили вас выбрать дистанционное обучение?

  • Качественная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
  • Желание узнать что-то новое в изучении русского языка.
  • Интерес к дистанционному обучению, желание испытать на себе.
  • Желание получить интересную, полезную информацию.

Видите ли вы результаты дистанционного обучения?

  • да, результаты есть;
  • стал лучше ориентироваться в заданиях ЕГЭ;
  • теперь мне известны все вузовские требования к написанию сочинений;
  • хорошая тренировка;
  • часть «А» в заданиях ЕГЭ стала решать быстрее и эффективнее, чем раньше;
  • пока нет, но надеюсь, что результаты будут.

Чего вы ожидаете от дистанционного обучения?

  • жду новой информации;
  • повышения уровня знаний, подготовка к ЕГЭ;
  • хочу научиться работать с преподавателями ВУЗов;
  • открыть для себя что-то новое;
  • жду сложных интересных заданий.

Как видно из ответов, большинство опрошенных надеется на результаты, хочет ближе познакомиться с методикой работы вузов и т.д. Интерес к дистанционному обучению проявляют и учащиеся школ города.

Учитывая актуальность вопроса развития дистанционного обучения в рамках современной модели образования, в этом учебном году расширены варианты дистанционного обучения на основе договоров с вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова - физика, математика (начало - октябрь 2008); РГПУ им. А.И. Герцена - биология, обществознание, русский язык (ноябрь 2008); СПбГТУ - физика, химия (октябрь 2008). Подобраны составы групп, определены руководители, тьютеры.

Конечно, введение дистанционного обучения основано на длительных договорных отношениях с этими вузами. С этого года РГПУ им. А.И. Герцена, учитывая плодотворный опыт 10-летней совместной работы, определил нас базовой школой университета, что тоже полностью соответствует содержанию современной модели образования.

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В планах образовательного проекта «Создание единой информационно-образовательной среды»:

  • создание единой локальной сети в целом по лицею;
  • приобретение 2 интерактивных досок (кабинеты биологии, литературы);
  • обновление компьютерной техники;
  • завершение эксперимента по дистанционному обучению;
  • расширение за счет ИКТ открытости образовательной системы лицея для родительской общественности и города;
  • создание условий с помощью ИКТ для перехода на индивидуальные планы обучения.

Мы думаем, что педагогический коллектив «ГПЛ» успешно реализует программу Информатизации. И это не случайно. Школа будущего, какой планирует стать лицей, должна действительно опережать события и время, внедряя инновационные процессы в первую очередь.

Цивилева Л.Л.,
директор Гуманитарно-педагогического лицея,
Республика Коми, г. Ухта

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании