Инновации и эксперимент в образовании

Организация поисково-исследовательской работы младших школьников
Добавил(а) Винокуров А.К.   
20.08.09 01:55

Автор обращает внимание на условия организации поисково-исследовательской деятельности младших школьников. Предлагает пути по приобщению школьников к поисково-исследовательской деятельности в условиях сельской школы на примере организации ПИК «Виноградовские чтения».

Организация поисково-исследовательской работы младших школьников

Как организовать поисково-исследовательскую работу младших школьников?

Идея проекта: «Привитие знаний к предмету посредством организации исследовательской деятельности»

Проблема приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся вообще, в частностиначальных классов, остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70гг ., эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы как ранее единственного института, где ученик развивается, получает знания, умения и навыки с центра на периферию. Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

К настоящему времени решением этой проблемы занимаются школы, гимназии, ими разрабатываются концепции, модели, технологии приобщения учащихся к исследовательской деятельности, организовываются научные детские общества, проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся. Дети по своей природе - исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов.

Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение поисково-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка -открытый ум и гибкий интерес детства.

До настоящего времени не дано строгого понятия «поисково-исследовательская деятельность учащихся», не разработана технология формирования исследовательской деятельности учащихся, в высших и средних учебных педагогических заведениях страны не занимаются подготовкой студентов к работе по этой проблеме в школе, не разработаны критерии, уровни оценки сформированности учебно-исследовательской деятельности школьников.

В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления личности в процессе исследовательской деятельности, с другой - анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:

  • социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса;
  • потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
  • интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста;
  • осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельностью и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся младших классов гимназии. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — исследовательская деятельность младших школьников.

Предмет исследования - процесс приобщения младших школьников и исследовательской деятельности. Анализ литературы, имеющегося практического, в том числе и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой процесс приобщения младших школьников к поисково-исследовательской деятельности станет эффективным, если:

  • технология формирования поисково-исследовательской деятельности будет представлена системой взаимосвязанных действий на основе инструментально-дидактических средств;
  • совокупность педагогических условий будет включать: организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик – учитель-родитель» в процессе поисково-исследовательской деятельности учащихся;
  • создания в школе исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство развивающего обучения и работу ученического научного общества;
  • развитие творческой активности учащегося направлено на обучение научным методам познаниям и технологиям решения исследовательских задач и проблем;
  • организовать поисково-исследовательские конференции для младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования:

  1. Обосновать содержание и структуру поисково-исследовтаельской деятельности.
  2. Выделить критерии, показатели и уровни сформированности поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
  3. Выявить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, способствующих формированию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  4. Разработать программу по приобщению младших школьников к поисково-исследовательской деятельности в условиях сельской школы.

{mosregread}Методологическую основу исследования составиaли:

  • концепция новых видов обучения (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
  • концепции индивидуализации и дифференциации обучения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Кирсанов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Э.И. Унт, И.С. Якиманская и др.);
  • теоретические исследования по вопросам развития творческих способностей личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, Б.М. Теплов, Н.Ф. Талызина и др.);
  • концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Р . Лурия, Н.М. Менчинская, С.Л. Рубенштейн, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);
  • взгляды на психологические особенности развития учащихся и обусловленности развития личности содержанием деятельности (Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, Е.Л. Мельникова, Ж. Пиаже, И.Ю. Кулагина, Р .С. Немов, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Скаткин);
  • идеи гуманистической педагогики (П.П. Блонский, М.Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.).

Для разработки модели формирования поисковоисследовательской деятельности учащихся базовыми явились концептуальные основы, получившие развитие в трудах С. Кейплан, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, Н.Б. Шумаковой, А.И. Савенкова, В.В. Краевского, Д. Треффингер, Г.В. Макотровой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение нормативных документов об организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, анкетирование, беседа тестирование, изучение самооценки учащихся, педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый и формирующий), методы статистической обработки экспериментальных данных.

Базой исследования является МОУ Техтюрская СОШ МР «Хангаласский улус». Исследование проводится с 2004 по 2010 гг . и включает несколько этапов.

На первом этапе (2004-2006 гг.) - изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, осмысливались теоретико-методологические основы исследования, определялись эффективные средства и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности в практике работы школ. Проводили поисковоисследовательские конференции «Виноградовские чтения» на улусном, региональном уровнях.

На втором этапе (2007-209 гг.) разрабатывались содержание и структура поисково-исследовательской деятельности учащихся, обосновываются критерии и уровни сформированности учебно-исследовательской деятельности учащихся, подбираются материалы для диагностики, проводятся констатирующий эксперимент с целью установления исходного уровня познавательных процессов, анализируются полученный материал, выявляются и составляются условия формирования, составляется модель процесса, обосновываются технология его реализации, определяется содержание и методика формирующего проекта. Провести региональную ПИК «Виноградовские чтения» для школьников младших классов» и педагогические чтения по приобщению младших школьников к навыкам исследовательской деятельности.

На третьем этапе (2009-2010 гг .) проводить формирующий эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы, разрабатывать методические материалы по формированию поисково-исследовательской деятельности учащихся для учителей, апробировать созданную технологию на практике школ, изучаются резуль таты опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментов.

В результате двух этапов проекта составили несколько рекомендаций по приобщению младших школьников к исследовательской деятельности.

“Схема проведения исследования”

  1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные в тетради задания, учащиеся осваивают приёмы проведения исследований.

Алгоритм проведения исследования для учащихся (помощь руководителю)

Как выбрать тему исследования?

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает , что его интересует в данный момент . Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • фантастические;
  • экспериментальные;
  • теоретические.

“Цель и задачи исследования”

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

“Гипотеза исследования”

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое м есто.{/mosregread}

Организация исследования

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

  • Подумать самостоятельно;
  • Посмотреть книги о том, что исследуешь;
  • Спросить у других людей;
  • Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования;
  • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • Понаблюдать;
  • Провести эксперимент.

“Методы”

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают , анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

“Систематизация информации”

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

“Подготовка к защите исследовательской работы”

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  6. Сделать выводы и умозаключения.
  7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  8. Подготовить текст сообщения.
  9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  10. . Приготовиться к ответам на вопросы.

Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку.
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

Поисково-исследовательская конференция «Виноградовские чтения»

1. Организация исследовательской деятельности младших школьников

Более 10 лет в республике проводится НПК «Шаг в будущее». Данная конференция предназначается для учащихся старших классов. В целях повышения активного участия и качества исследовательских работ возникает необходимость подготовки учащихся с младших классов. С этой целью в нашей школе по идее и организации Лихановой С.Г. проводятся региональные поисково-исследовательские «Виноградовские чтения».

Цели:

  • увековечения памяти учителя начальных классов Виноградова Николая Николаевича, заслуженного учителя просвещения ЯАССР , работавшего учителем 60 лет в Хангаласском улусе, из них 30 лет – Техтюрской школе;
  • создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения, самореализации, приобщение их к исследовательской работе с раннего школьного возраста.

Задачи конференции:

  • Воспитание общественной активности учащихся младших классов;
  • Привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
  • Развитие умений выступать перед аудиторией;
  • Предоставление возможности учителям округа «Лена» возможностей обмена мнениями по организации исследовательской работы учащихся;
  • Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
  • Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и.т.п.);
  • Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации с младшего школьного возраста.

Основная идея: «Виноградовские чтения» являются начальной ступенькой дальнейшему участию к научно-практическим конференциям более высокого уровня.

{mosregread}Участники конференции: учащиеся 2-4 и 5-6 классов.

Организаторы: педагогический коллектив МОУ Техтюрская СОШ

Место проведения: с. Техтюрская средняя школа

Этапы организации ПИК «Виноградовские чтения»

2002 г . – Внутришкольные чтения
2003 г . – Октемский куст
2004 – улусные чтения
2005 – улусная поисково-исследовательская конференция
2006 – I региональная ПИК округ «Лена»
2007 – II региональная ПИК округ «Лена»
2008 – III региональная ПИК округ «Лена»
2009 – IV региональная ПИК округ «Лена»

Секции: Технические науки и математика, русская филология, якутская филология, моя родословная, история и краеведения, растительный мир, животный мир, здоровье, экология, педагогика.

Эксперты: сотрудники ИГИ – Слепцов П.А., академик, д.ф.н., Романова Е.Н., д.и.н., Яковлева В.Д., Ефремов Н.Н. – д.ф.н., Боякова С.И. – д.и.н., к.ф.н., Алексеев М.П.- Дапсы, к.ф.н., Иванов Нь.М., к.ф.н. и другие, Шадрин В.ЮБ. – к.ф-м.н., Ноева С.Е., к.ф.н., сотрудник Центра изучения литературы, Антонов Е.П. – к.и.н., сотр-к Центр «Историко-культурный Атлас», Билюкина А.А. – д.ф.н., Центр изучения наследия Кулаковского, Готовцева М.З. – к.в.н. и другие.

Опыт работы организации ПИК «Виноградовские чтения», показала, что данная конференция действительно приобщает школьников к исследовательской деятельности. Так, участники, принявшие участие в ПИК в дальнейшем стали участниками и призерами научно-практической конференции «Шаг в будущее», «Ксенофонтовские чтения», «Припузовские чтения». Например, Шадрина К., Охлопкова Л.(Техтюрская СОШ), Афанасьева (Октемская СОШ), Мартынов А, Константинов В., Трофимов Е. (Улах_Анская СОШ) и т .д.

2. Использование материалов исследовательской работы учащихся

  • на уроках истории, родного края, русского и якутского языка и литературы, национальной культуры, биологии, математики, физики
  • в работе школьного музея как дополнительные наглядные иллюстрации.
  • публикации работ в средствах массовой информации.

Срок реализации проекта: 2004-2010 гг .{/mosregread}

Механизм реализации проекта

Мероприятия Срок Ответственные
1. Использование технологии проектного метода на уроках и внеурочных мероприятиях 2004-2009 Заместитель директора по УВР, руководитель проекта
2. Проведение улусной, региональной конференции «Виноградовские чтения» Ежегодно 2005-2010 Директора ОУ
3. Проведение внутришкольной,кустовой конференции «Сурук-бичик кунэ» Ежегодно 13 февраля Заместитель директора по УВР, руководитель проекта
4. Организация научного общество школьников 2007 Заместитель директора по УВР
5. Постоянно-действующий семинар «Привитие навыков исследовательской работы для младших школьников в обучении» Ежемесячно Заместитель директора по УВР
6. Привлечение сотрудников ИГИ, преподавателей ЯГУ, ЯГСХА, ЯГИТИ к руководству школьников исследовательскими работам Постоянно Заместитель директора по УВР
7. Создание летнего интеллектуального лагеря «Интел» для организации исследовательских работ по краеведению, истории родного края 2006-2009 ежегодно Директор школы, Заместитель директора по УВР
8. Привлечение специалистов села, предприятий улуса к проведению элективных курсов для младших школьников 2007-2010 Директор школы, Заместитель директора по УВР
9. Использование Интернет-технологии при организации исследовательских работ учащихся 2007-2010 Директор школы, Заместитель директора по УВР

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Максимальный охват детей;
  • Предоставление учащимся младших классов праве выбора тех или иных направлений исследовательской работы;
  • Результаты участия школьников к конференциям различного уровня, прослеживание учащихся к участию конференциям более высокого уровня;
  • Успеваемость школьников, умение учащихся перенести знания одной области в другие;
  • Развитие коммуникативных способностей.

Финансово-экономическое обоснование проекта: Общая стоимость проекта: 100000 руб.

Винокуров А.К.,
к.п.н., зам. директора по УВР
МОУ Техтюрская СОШ МР «Хангаласский улус»
Республика Саха (Якутия)