Организация поисково-исследовательской работы младших школьников |
Добавил(а) Винокуров А.К. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.08.09 01:55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор обращает внимание на условия организации поисково-исследовательской деятельности младших школьников. Предлагает пути по приобщению школьников к поисково-исследовательской деятельности в условиях сельской школы на примере организации ПИК «Виноградовские чтения». Организация поисково-исследовательской работы младших школьниковКак организовать поисково-исследовательскую работу младших школьников?Идея проекта: «Привитие знаний к предмету посредством организации исследовательской деятельности» Проблема приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся вообще, в частностиначальных классов, остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70гг ., эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы как ранее единственного института, где ученик развивается, получает знания, умения и навыки с центра на периферию. Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. К настоящему времени решением этой проблемы занимаются школы, гимназии, ими разрабатываются концепции, модели, технологии приобщения учащихся к исследовательской деятельности, организовываются научные детские общества, проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся. Дети по своей природе - исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение поисково-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка -открытый ум и гибкий интерес детства. До настоящего времени не дано строгого понятия «поисково-исследовательская деятельность учащихся», не разработана технология формирования исследовательской деятельности учащихся, в высших и средних учебных педагогических заведениях страны не занимаются подготовкой студентов к работе по этой проблеме в школе, не разработаны критерии, уровни оценки сформированности учебно-исследовательской деятельности школьников. В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления личности в процессе исследовательской деятельности, с другой - анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:
С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся младших классов гимназии. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Объект исследования — исследовательская деятельность младших школьников. Предмет исследования - процесс приобщения младших школьников и исследовательской деятельности. Анализ литературы, имеющегося практического, в том числе и опыта соискателя по данной проблеме позволили сформулировать гипотезу, согласно которой процесс приобщения младших школьников к поисково-исследовательской деятельности станет эффективным, если:
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования:
{mosregread}Методологическую основу исследования составиaли:
Для разработки модели формирования поисковоисследовательской деятельности учащихся базовыми явились концептуальные основы, получившие развитие в трудах С. Кейплан, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, Н.Б. Шумаковой, А.И. Савенкова, В.В. Краевского, Д. Треффингер, Г.В. Макотровой. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение нормативных документов об организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, анкетирование, беседа тестирование, изучение самооценки учащихся, педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый и формирующий), методы статистической обработки экспериментальных данных. Базой исследования является МОУ Техтюрская СОШ МР «Хангаласский улус». Исследование проводится с 2004 по 2010 гг . и включает несколько этапов. На первом этапе (2004-2006 гг.) - изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, осмысливались теоретико-методологические основы исследования, определялись эффективные средства и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности в практике работы школ. Проводили поисковоисследовательские конференции «Виноградовские чтения» на улусном, региональном уровнях. На втором этапе (2007-209 гг.) разрабатывались содержание и структура поисково-исследовательской деятельности учащихся, обосновываются критерии и уровни сформированности учебно-исследовательской деятельности учащихся, подбираются материалы для диагностики, проводятся констатирующий эксперимент с целью установления исходного уровня познавательных процессов, анализируются полученный материал, выявляются и составляются условия формирования, составляется модель процесса, обосновываются технология его реализации, определяется содержание и методика формирующего проекта. Провести региональную ПИК «Виноградовские чтения» для школьников младших классов» и педагогические чтения по приобщению младших школьников к навыкам исследовательской деятельности. На третьем этапе (2009-2010 гг .) проводить формирующий эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы, разрабатывать методические материалы по формированию поисково-исследовательской деятельности учащихся для учителей, апробировать созданную технологию на практике школ, изучаются резуль таты опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментов. В результате двух этапов проекта составили несколько рекомендаций по приобщению младших школьников к исследовательской деятельности. “Схема проведения исследования”
Алгоритм проведения исследования для учащихся (помощь руководителю)Как выбрать тему исследования? Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает , что его интересует в данный момент . Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования. Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
“Цель и задачи исследования”После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы. “Гипотеза исследования”Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое м есто.{/mosregread} Организация исследованияКак составить план работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
“Методы”Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают , анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию. “Систематизация информации”Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется? “Подготовка к защите исследовательской работы”
Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
Поисково-исследовательская конференция «Виноградовские чтения»1. Организация исследовательской деятельности младших школьников Более 10 лет в республике проводится НПК «Шаг в будущее». Данная конференция предназначается для учащихся старших классов. В целях повышения активного участия и качества исследовательских работ возникает необходимость подготовки учащихся с младших классов. С этой целью в нашей школе по идее и организации Лихановой С.Г. проводятся региональные поисково-исследовательские «Виноградовские чтения». Цели:
Задачи конференции:
Основная идея: «Виноградовские чтения» являются начальной ступенькой дальнейшему участию к научно-практическим конференциям более высокого уровня. {mosregread}Участники конференции: учащиеся 2-4 и 5-6 классов. Организаторы: педагогический коллектив МОУ Техтюрская СОШ Место проведения: с. Техтюрская средняя школа Этапы организации ПИК «Виноградовские чтения»2002 г . – Внутришкольные чтения Секции: Технические науки и математика, русская филология, якутская филология, моя родословная, история и краеведения, растительный мир, животный мир, здоровье, экология, педагогика. Эксперты: сотрудники ИГИ – Слепцов П.А., академик, д.ф.н., Романова Е.Н., д.и.н., Яковлева В.Д., Ефремов Н.Н. – д.ф.н., Боякова С.И. – д.и.н., к.ф.н., Алексеев М.П.- Дапсы, к.ф.н., Иванов Нь.М., к.ф.н. и другие, Шадрин В.ЮБ. – к.ф-м.н., Ноева С.Е., к.ф.н., сотрудник Центра изучения литературы, Антонов Е.П. – к.и.н., сотр-к Центр «Историко-культурный Атлас», Билюкина А.А. – д.ф.н., Центр изучения наследия Кулаковского, Готовцева М.З. – к.в.н. и другие. Опыт работы организации ПИК «Виноградовские чтения», показала, что данная конференция действительно приобщает школьников к исследовательской деятельности. Так, участники, принявшие участие в ПИК в дальнейшем стали участниками и призерами научно-практической конференции «Шаг в будущее», «Ксенофонтовские чтения», «Припузовские чтения». Например, Шадрина К., Охлопкова Л.(Техтюрская СОШ), Афанасьева (Октемская СОШ), Мартынов А, Константинов В., Трофимов Е. (Улах_Анская СОШ) и т .д. 2. Использование материалов исследовательской работы учащихся
Срок реализации проекта: 2004-2010 гг .{/mosregread} Механизм реализации проекта
Критерии оценки эффективности проекта:
Финансово-экономическое обоснование проекта: Общая стоимость проекта: 100000 руб. Винокуров А.К., |