Инновации и эксперимент в образовании

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с младшими школьниками PDF Печать E-mail
Добавил(а) Юматова Д.Б.   
20.08.09 02:01

Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – здоровьесбережению младших школьников. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения, в том числе и наркомании. В этой связи недостаточно внимания уделяется профилактике, которую нередко трактуют как работу уже с конкретным фактом, имеющим место.

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с младшими школьниками

Как построить в образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство?

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». (7)

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, духовная атмосфера семейного социума, социальное окружение), от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, поведении, отдыхе), от его назначения и целей, духовного развития. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

По результатам статистических данных. физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6–7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3–4 раза.(3) Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши.

Однако, перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем ещё об одном, весьма существенном. Это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья. К примеру, в ряду личностных ценностей у детей 7–10 лет здоровье занимает самые последние ступеньки.

С началом активной социализации ребёнок попадает в особую тесную зависимость от окружающей обстановки, поэтому фактор среды, как источник риска нарушения здоровья, очень значим для младшего школьного возраста. Неблагоприятные психосоциальные факторы, в свою очередь, подразделяются на семейные и связанные с образовательным учреждением.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Жизненный опыт младшего школьника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало («что такое хорошо и что такое плохо…» и др.). Этика является стержнем духовного развития человека. Вокруг этого стержня растут, «прилепляясь» к нему, знания, практические навыки по здоровьесбережению, способности и прочие качества, что образует суть нравственного развития ребёнка. Успех подобной работы зависит от того, насколько прочен и высок этот стержень.

Технология этического соотнесения (сформулирована российским учёным, заслуженным деятелем науки РФ В.М. Шепелем), ориентированная на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, к своему телу, к самому себе, к людям (10), во многом отвечает этим требованиям и определяет тематику воспитательно-профилактической работы с учащимися по здоровьесбережению:

  1. Отношение к Природе.
  2. Отношение к своему телу.
  3. Отношение к себе.
  4. Отношение к другим людям.

Следует отметить, что представленные темы вызывают у учащихся интерес, обогащают разнообразными впечатлениями, активизируют интересы, развивают представления о природе, о других людях, о рукотворном мире, о себе. Работая по каждой из представленных тем, педагог учит ребёнка «слышать» и «слушать» себя, получать информацию от органов чувств, перерабатывать её и воспроизводить в виде устойчивого психофизического состояния, которое далее может поддерживаться в режиме оздоровления и саморазвития. (13)

Специфика тем определяет выбор пакета здоровьесберегающих технологий для работы с младшими школьниками, среди которых:

  1. Игротехнология.
  2. Рекреация – технология восстановления физических сил.
  3. Релаксация – технология снятия нервно-психического и мышечного напряжения.
  4. Катарсис – технология восстановления духовных сил, укрепления нравственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему – технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (10).

Полученные знания и практический опыт взаимодействия с природой, своим организмом, эмоциями, окружающими людьми позволят учащимся понять взаимосвязь своих мыслей и поступков, что сформирует навык управления своим поведением. В этом вопросе есть и другая, не менее важная сторона. Подобное единство мысли и действия закрепляет эффект отдельной оздоровительной меры в виде устойчивого психофизического состояния, укрепляющего и, при необходимости, восстанавливающего здоровье ребёнка.

Алгоритм работы с объектом (явлением)

Алгоритм действий, позволяющий раскрыть индивидуальные резервные возможности организма ребёнка, включает слдующие шаги: обнаружение, прояснение, преобразование.

1 шаг: обнаружение
Цель
Содержание
Самопознание. Самооценка. Углубление представлений ребёнка об объекте. Достижение эмоционального состояния, позволяющего получать информацию от органов чувств. Наблюдения, сенсорные впечатления. Ознакомление с художественной литературой, репродукциями, иллюстрациями по заданной теме, беседы. Получение основ знаний по анатомии, биологии на основе собственного опыта: наблюдения (эксперименты, опыты) за природой (объектом, явлением).
2 шаг: прояснение
Самоосознание - получение необходимого опыта на основе внутренних ощущений от мышц тела, рук, внутренних органов. Самокоррекция - саморегуляция физического состояния и самочувствия. Двигательное «проживание» образов в различных видах деятельности. Технологии интенсивного обучения: адаптационные, психофизические, релаксационные упражнения. Двигательное проживание образа с помощью невербальных и вербальных средств: слово, движение, игра, подвижные игры, психофизические и релаксационные упражнения, танцы-импровизации, функциональная музыка, рисование. Этико-психологические и медицинские данные, рекомендации народной и «нетрадиционной» медицины, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, музыкотерапии.
3 шаг: преобразование
Саморазвитие - познание и реализация двигательного опыта.

Синтезирование двигательных образов в разнообразной творческой деятельности учащихся, привносящей состояние творческого подъёма:

  • рисование (пальчиками, ладошками, ногами, кисточкой, углем и др. материалами);
  • лепка (пластилин, глина);
  • оригами;
  • танцевально-двигательные импровизации;
  • конструирование;
  • театр;
  • хоровое пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • коллективные работы;
  • сочинения и другие виды творческой деятельности.

Примечание: виды творческой деятельности выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и его интересами.

Самоконтроль - формирование способности противостоять заболеваниям.
Самопомощь - формирование позитивного отношения к жизни, веры в свои силы и возможности, оптимизм («я могу сам справляться со своими жизненными трудностями»).
Самореализация - закрепление собственных представлений о способах самосбережения и укрепления своего здоровья.

Данный алгоритм, при разумной организации воспитательно-профилактической работы образовательного учреждения, формирует здоровьесберегающую и здоровьесозидающую образовательную среду в условиях общеобразовательного учреждения, поскольку охватывает практически все формы образовательного процесса младших школьников.

В качестве примера приведу алгоритм работы педагога по теме «Царство Деревьев» (программа по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма «В Царстве Здоровья», 1-й класс, занятия проводила учитель-логопед Лепёхина Л.Н.).

Шаг 1: обнаружение. Эксперимент-наблюдение. Ученики посадили в маленькие стаканчики с землей желуди, каждый ухаживал за своим питомцем: поливал, разговаривал с ним, дарил свою любовь. В процессе роста желудей учащиеся очень внимательно наблюдали за своими питомцами: их ростом, красотой, необычностью. Вместе радовались изменениям, происходящим с растениями и чувствовали себя при этом маленькими «волшебниками», способными при помощи своей доброты, душевности, заботы о меньшем и более слабом изменять окружающий мир. Когда выросли маленькие ростки дубочков, дети пересадили их в общую ёмкость. И случилось чудо: в классе на подоконнике появилась настоящая миниатюрная дубовая рощица, выращенная детьми с любовью и заботой.

Шаг 2: прояснение. Учитель предложил детям перевоплотиться в своего друга-жёлудя, «прожить» и изобразить все этапы роста в процессе выполнения психо-физических упражнений, игр-перевоплощений, упражнений по коррекции позвоночника (ученики «вживались» в образ своего дерева). Чтобы лучше отрефлексировать своё состояние, свои ощущения и впечатления учащиеся не только зарисовали, но и описали, что чувствовали, о чём дерево им поведало. Вот некоторые из этих рассказов: «Мы проводили путешествие по Царству Деревьев. Мы превращались в деревья, в дубки» (Катя Н.), «Когда я превращался в дерево, я чувствовал доброту, солнышко придавало мне энергию» (Коля Ж.), «Когда я была деревом, я чувствовала солнце и свет».(Ира Д.).

На следующем уроке дети вспоминали, как они «превращались» в желудей, как росли, тянулись к солнышку, наполнялись добротой и любовью и случилось чудо: дубки выросли. Затем педагог предложил учащимся ещё раз «превратиться» в дубки – учащиеся выполнили психофизическое упражнение на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также упражнение на укрепление позвоночника «Поза дерева». Были проведены подвижные игры: «Тропинка», «Кусты и деревья» (на внимание). Во время релаксационного отдыха на «волшебном коврике» дети представляли себе лес, по которому они бродят и ищут одно особенное дерево: дерево, которое будет разговаривать, с каждым из них…Это дерево хотело бы стать их другом…Ребята внимательно прислушивались к голосу своего дерева, как он звучит и просили у него силы для себя, а взамен дарили ему свою любовь и нежность.

Шаг 3: преобразование. В заключение цикла уроков по теме «Царство Деревьев» учащиеся выполнили коллективную работу «Волшебное Дерево Здоровья», на котором было столько веточек, сколько учеников в классе. Затем каждый описал (в виде рассказов), чему он научился в Царстве Деревьев и какие качества хотел бы развить в себе для укрепления своего здоровья. Дети рассказали о наиболее запомнившихся им упражнениях и играх. Фотография каждого ребёнка помещалась на «его веточку» Волшебного Дерева Здоровья.

А что стало с маленькими саженцами? Когда саженцы набрали силу, ученики пересадили их на школьный участок (впоследствии ухаживали за ними). Интересен духовно-нравственный вывод, сделанный учениками: «Будем расти, стремиться к свету!».

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма младших школьников может быть реализована путем:

  • моделирования проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ученика;
  • использования активной рекреационной нагрузки: подвижных игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;
  • использования различных дыхательных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения;
  • использования элементов самомассажа для активизации биологически-активных точек;
  • использования элементов психофизических игр (игр-погружений, игр-перевоплощений, спонтанных танцев);
  • использования возможностей релаксации для снятия эмоционального и телесного напряжения, формирования этических установок;
  • использования элементов музыкотерапии;
  • использования возможностей голосового аппарата по снятию напряжения и формированию инерции успешной деятельности;
  • активизации самостоятельной деятельности детей (ролевые игры, беседы, драматизации);
  • использования возможностей театра;
  • использования возможностей коллективной совместной творческой деятельности, создающей единое групповое поле;
  • выражения чувств различными видами художественно-эмоционального языка: деятельностью с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и других средств искусства.

Результаты применения технологии

В этой связи интересны суждения детей о том, что такое здоровье. Дети, участвующие в эксперименте, дали самые разнообразные ответы и обнаружили совершенно верное отношение к проблеме. Приведу лишь некоторые из высказываний учеников начальных классов, занимающиеся по данной программе в течение 2-х лет (руководитель занятий учитель-логопед Лепёхина Л.Н.):

  • «ЗДОРОВЬЕ – это радость жизни» (Карина).
  • «ЗДОРОВЬЕ – это наш организм. Организм – это наше тело. ЗДОРОВЬЕ – это наша жизнь. ЗДОРОВЬЕ – это наша культура. ЗДОРОВЬЕ – это наше доброе дело. Здоровье нужно, чтобы не болеть, Здоровье нужно, чтобы другим людям приносить радость (Паша П.).
  • «ЗДОРОВЬЕ – это наша сила. ЗДОРОВЬЕ – это счастье. ЗДОРОВЬЕ нам помогает во всем. Когда у нас есть ЗДОРОВЬЕ, мы не болеем. ЗДОРОВЬЕ нам в жизни пригодится. ЗДОРОВЬЕ – это красота! (Катя Н.) .

По мнению детей, «эти знания пригодятся им в жизни».

Как показал опыт, педагоги, занимавшиеся с учащимися воспитательно-профилактической работой по здоровьесбережению, так же, как и их воспитанники, изменялись в сторону личностного и профессионального роста.

Искусство сохранения и укрепления здоровья приходит , прежде всего, со знаниями и практическим опытом. В этом позитивном процессе главными определяющими являются не темпы, а качество, помноженное на любовь к своему делу. И чем раньше эта работа начнётся, тем больше шансов поднять на должный уровень защитные свойства детского организма и средства внутреннего нравственного самоконтроля ребёнка, что позволит решить задачу здоровьесбережения младшего школьника. В этом видится одна из важнейших целей воспитания здоровой успешной личности.

Экспериментальные исследования, проведённые кафедрой человековедческих технологий Педагогической Академии Последипломного Образования МО (зав.кафедрой к.п.н. Баныкина С.В.) на базе ряда образовательных учреждений Московской области (гг . Железнодорожный, Королёв, Балашиха, Ивантеевка, Одинцово, Химки и др.), использовавших в своей воспитательно-профилактической работе данный подход, показали, что подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии учащихся, способствует поддержанию психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости, формированию сознательной установки учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья, поддержанию оптимистического жизненного настроя.

Юматова Д.Б.,
зав. отделением
психолого-педагогической помощи
ГУ СО МО «Реабилитационный центр
для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Горизонт»
(ГУ СО МО РЦДП «Горизонт»)
Московская область, г. Железнодорожный

Литература

  1. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Мн.: Полымя, 1982.
  2. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. – С-Пб., 1999.
  3. Живи с улыбкой./ Авт.-сост.: С.А. Бергер, Ю.П. Мамчур. – Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2003. С. 6
  4. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000 г .
  6. Матюгин Н. Школа эйдетики. – М., 1995.
  7. Мечников И.И. Этюды оптимизма. Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука». Москва 1987. С. 275.
  8. Основные документы ВОЗ. Изд.35, 1985, Женева.
  9. Программа по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма младших школьников «В Царстве Здоровья»: Юматова Д.Б., Башмакова Е.А. – к.п.н., доцент. / Изд-во: ИПКиПРНО МО, кафедра человековедческих технологий, 2002.
  10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.-С. 15.
  11. Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. – М., 1996.
  12. Юматова Д.Б. Методическое пособие к программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей. Части I - III. – М.: ГУ «Центр «Семья», 2004-2005.
  13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие ЛИНКА-ПРЕСС. – Москва, 2000.
  14. Антонов В.В. Основные принципы преподавания психической саморегуляции. – Л., 1988.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании