Инновации и эксперимент в образовании

Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка PDF Печать E-mail
Добавил(а) Дашко М.В.   
20.08.09 02:15

Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка

Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования1 и в объяснительных записках к программе по русскому языку2 появилось понятие «компетенция». «Научить русскому языку – это значит обеспечить формирование компетенции следующих типов: 1) языковой; 2) лингвистической; 3) правописной; 4) коммуникативной», – пишет В.В. Гадалова в своей книге «Теория и практика урока русского языка»3.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

6 класс

Тема. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Дано: 1) суффиксы: -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-). 2) слова: ночевать, командовать; развешивать, докладывать.

Цель. Определить условия написания букв ы-и и о-е в суффиксах глаголов.

Ход работы

  1. Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы -ыва-(-ива-), -ова- (-ева-).
  2. Поставьте данные глаголы в форме I лица единственного числа. Обозначьте суффиксы.
  3. Определите, в каких словах суффиксы сохранились.
  4. Сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы ы-и, а когда – о-е.
  5. Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием для написания букв ы-и и о-е в суффиксах? Сформулируйте правило.

Описание работы

Я выписываю слова ночевать, командовать, развешивать, докладывать, потом я выделяю в этихсловах суффиксы, получается: ноч--ть, команд-ова-ть и развеш-ива-ть, доклад-ыва-ть. Ставлю данные глаголы в форме 1 лица единственного числа и обозначаю суффиксы: ноч-у-ю, команд-у-ю; развеш-ива-ю, доклад-ыва-ю. Следовательно, буквы о и е пишутся, если в форме 1 лица единственного числа суффикс не сохранился, а ы-и, если суффикс сохранился.

Вывод: чтобы определить правильное написание суффиксов -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-) в глаголах, надо поставить глагол в форме 1 лица единственного числа, и если суффикс сохранится, то мы напишем суффикс -ыва-(-ива-), а если не сохранится, то -ова-(-ева-).

(Шулякова Ольга)

Таким образом, мы видим, что лабораторная работа как форма проведения урока русского языка способствует:

  • усвоению теоретического материала, умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (языковая компетенция);
  • совершенствованию навыков научно-исследо вательской деятельности (лингвистическая компетенция);
  • овладению навыками грамотного письма (правописная компетенция);
  • умению связно излагать свои мысли в письменной речи (коммуникативная компетенция).

Кроме того, развитие интеллектуального потенциала России – важнейшая задача, стоящая перед системой образования. Значит, особая роль в решении этой проблемы отводится именно организации и проведению обучающих работ научно-исследовательского характера. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности, индивидуальные для каждого ребенка. Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка как раз и является таким видом работы.

Дашко М.В.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 536


1 Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения.- М.:Дрофа, 2004 г . - С.5.

2 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.:Просвещение, 2002.-С.3-5.

3 Гадалова В.В. Теория и прктика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: Московский Лицей, 2002.-С.9.

4 Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ, 1996.-№ 1.-С.3-8.

5 Шанский Н.М. Школьный курс русского языка/ Актуальные проблемы и возможные решения//РЯШ, 1993.- №2.-С.3-9.

6 Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ, 1996.-№ 1.-С.5.

7Работа ученика даётся без правки.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании