Инновации и эксперимент в образовании

Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей ... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Гаврилина Г.С.   
20.08.09 02:20

Автор обращает внимание на инновационный творческий подход к организации театрализовано-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста и предлагает схему подготовки музыкальной сказки на основе фольклора.

Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста

Каковы особенности организации театрализовано-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста на основе фольклора?

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название коорой - Детство.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И, если ребенок начинает доверять нам, верить, значит, можно творить, фантазировать, воображать. И этому поможет – театр.

Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра.

Дети – прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театральноигровой деятельности. Потребность в игре у детей появляется рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перево- площаются в котят, собачек маленьких козлят и т.д. Действия их подражательны и имитационно, всегда одноплановы, но чрезвычайно внутренне насыщены, и поэтому несут в себе большой положительный эмоциональный и душевный заряд. Игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, вообра жение.

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребенка ( чувств, переживаний и эмоциональных открытий ), приобщает его к духовному богатству.Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыка, декорационного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.

Организация театрально-игровой деятельности в нашем дошкольном учреждении имеет цель - через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Наш детский сад уже несколько лет работает в этом направлении.

Работа начинается с привлечения детей раннего возраста для обыгрывания малых литературных форм. Несмотря на то, что парциональная программа «Театр, творчество, дети» предлагает начинать работу с детьми четвертого года жизни - 2 младшая группа, мы с нашими малышами уже делаем первые шаги в этом направлении. И это позволяет нам программа «Истоки».

С чего же начать? С включения в повседневную работу музыкальных игр с элементами драматизации. Игры под наше пение «Сорока-сорока», «идет коза рогатая». Это жемчужины народной педагогики. В начале года проводятся несложные игры «Прятки», «Догонялки» - их цель активизировать детей, заинтересовать, порадовать. Постепенно переходим к более сложным «Аленка», «Веселые гуси». И уже в конце года привлекаем малышей для обыгрывания малых литературных форм.

Подготовка музыкальной сказки с элементами драматизации обычно строится по следующей примерной схеме:

  • При проведении музыкальных сказок соблюдается главное и необходимое условие - используются хорошо знакомые детям произведения. Для этого отбираются небольшие произведения: потешки, песенки, сказки. « Колобок», «Репка», « Веселые гуси».
  • Следующий этап - это работа над единой сюжетной линией. Так как все произведения небольшие по объему, приходится расширять сюжет сказки, вводя новых персонажей. Это позволяет привлечь к участию всех детей группы. Так в сказке «Колобок» появляется танец «Цветов» и пляска «Зайчиков». В сказке «Репка» - внучке помогают тянуть репку ее «подружки». А в сказке «Курочка Ряба» воображаемое яичко разбивает не одна мышка, а целых пять. В сказке «Сорока - белобока» появился необычный персонаж «гусеница».
  • Важным этапом является подбор музыки. Музыку подбираем вместе с музыкальным руководителем. В основном народную, классическую или мелодии, соответствующие характеру героев. Если это «зайчики» - то музыка звучит быстрая, веселая. Медведь - добродушный увалень - медленная. Всю музыку записываем на фонограмму и слушаем вместе с детьми.
  • Следующий этап - работа над произведением. Сначала читаем знакомую сказку, потешку дватри раза, рассматриваем иллюстрации. Затем лепим по сказке, рисуем, наблюдаем за живым объектом. Например, «Сказка Серенькая кошечка». Лепим «мисочку для кошечки». Рисуем «клубочки для кошечки». Наблюдаем за живым объектом. Это все делается для лучшего запоминания образа.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Гаврилина Г.С,
Воспитатель 1-ой квалификационной категории
МБДОУ № 8 «Центр развития ребенка –
Детский сад «Тундровичок»
г. Норильск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании