Инновации и эксперимент в образовании

Неявная математическая одаренность школьников PDF Печать E-mail
Добавил(а) Клепиков В.Н.   
20.08.09 02:26

Неявная математическая одаренность школьников

«Мы только с голоса поймём,
Что там царапалось, боролось,
И чёрствый грифель поведём
Туда, куда укажет голос»
(О. Мандельштам)


Когда мы задаёмся вопросом, все ли дети одарённые, то всё зависит от того, что понимать под одаренностью и специфику того материала, на котором эта одарённость проявляется.

В течение нескольких лет мы побывали на трёх конференциях, посвящённых одарённым детям. Однако на них говорилось по сути одно и то же. Более того, в докладах выступавших не чувствовалась специфика их предмета и того материала, на котором эта одарённость проявляется.

Наш взгляд, каждый предмет имеет свои особенности, свои уникальные механизмы по развитию внутреннего мира школьника. А нас, учителей математики, смеем надеяться, в первую очередь волнуют не результаты ЕГЭ, а духовно-интеллектуальное развитие юного человека.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Отсюда, может быть, и несколько неожиданные некоторые исследовательские работы учащихся «Лицея» г . Обнинска: «Софистические способы доказательств в математике» (Света Орлова) «Красота в геометрии» (Денис Терехов), «Значение понятия “целое” и “образа целого” при решении математических задач» (Таня Вакхова), «Пропорция и гармония мира» (Лена Сычёва), «Смысловая выразительность числа» (Алексей Шон), «Парадоксы бесконечности» (Роман Поляков) и др1.

Приходится констатировать, что одарённые дети – это не только те, которые от природы наделены математическими способностями, но и те, которые могут открывать посредством математики для себя новые смыслы, новые точки роста, т.е. преломлять материал через свой внутренний мир и тем самым его обогащать. А для этого, как ни странно, необходимо определённое «сопротивление» изучаемого материала.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Для создания творческой обстановки, в первую очередь, нужна атмосфера искренней заинтересованности в результатах труда другого человека. Ученик должен быть уверен, что все оттенки его переживаний, мировосприятия вызовут неподдельный интерес у педагога и ребят, и чем пунктуальнее будет психологическая и методическая работа учителей, тем с большим желанием ученик будет стремиться создать полновесные образовательные продукты.

Например, если для духовно-интеллектуального роста учеников мы используем притчевую миниатюру, то после её создания мы проводим рефлексию (коллективную или приватную) с учеником по поводу его творческого процесса с помощью следующих вопросов.

  • Чем ты руководствовался, сочиняя данную притчевую миниатюру?
  • Что тебе самому было интересно описать и выразить?
  • Почему ты выбрал именно этот сюжет?
  • С какими трудностями ты столкнулся при написании?
  • Какие мысли возникли у тебя по поводу данной притчевой миниатюры?
  • Какую проблему ты попытался поднять и разрешить?
  • На какие новые мысли подвигла тебя созданная притчевая миниатюра?
  • Какую бы притчевую миниатюру ты хотел бы написать в дальнейшем?

Таким образом, в процессе доверительного диалога, выявляя разницу между тем, что понимал школьник до написания притчевой миниатюры и после её создания, мы создаём предпосылки для его осознан ного духовно-интеллектуального роста. После такого диалога ученик постигает разницу между двумя состояниями – бывшим и актуальным.

Итак, в данной статье предлагается расширить круг одарённых учеников за счёт тех, кто медленно, упорно и последовательно вырабатывает своё личностное понимание математических понятий и моделей. Можно сказать, что это дети, одарённые живым знанием и смыслами. Для таких ребят математика выступает не целью, а уникальным средством по развитию собственного внутреннего мира. И в этом нет ничего неожиданного, ведь многие знаменитые математики понимали, какое значение для развития их личности имела наука. Именно из учеников-реалистов, сочетающих в себе и прагматизм, и романтизм, на наш взгляд, и вырастают известные в дальнейшем математики.

Клепиков В.Н.,
заместитель директора
по инновационной работе
МОУ «Лицей»
г . Обнинск
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.


1 Отрадно, что почти все перечисленные ребята стали лауреатами региональной и всероссийской научно-практических конференций.

2 О притчевых миниатюрах мы уже рассказывали. См.: Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики (Часть 1) // Инновационные проекты и программы в образовании - №1. - 2009.

3 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР , 1996. С. 244.

4 Может быть именно поэтому ребята, легко справлявшиеся с задачами в школе и проявившие свою одарённость в детстве, в дальнейшей жизни особенно ничем себя не проявляют.

5 Мы разрабатываем и записываем проблемные диалоги с привлечением основных математических понятий.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании