Инновации и эксперимент в образовании

Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю PDF Печать E-mail
Добавил(а) Найманова Л.И., Володина Н.Я.   
21.10.09 17:12

Статья посвящена проблеме перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Авторы предлагают путь решения проблемы, связанный с реализацией предметного обучения в начальной школе со 2 класса, созданием Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 4/2009
Раздел: Экспериментальные площадки

Найманова Лидия Иннокентьевна,
Директор
Володина Нина Яковлевна,
Лицей №36 «РЖД», г.Иркутск

Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю

Как помочь учащимся начальной школы обеспечить безболезненный переход в пятый класс?

Одиннадцатилетний возраст ребенка является трудным периодом полового и психологического созревания, где «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» (Выгодский Л.С.). Вот почему нарушение стереотипов, закрепленных в начальной школе, приводит в пятом классе к дезадаптации личностного развития, усиленной пубертатным кризисом детей. При этом падает мотивация к учебе, ухудшается качество образования.

Поиски путей решения этой важной проблемы привели в лицее к возникновению идеи создания системы, включающей в себя предметное обучение в начальной школе со 2 класса, создание Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста. Развитие идеи переросло в проект «Преемственность и непрерывность», реализуемый в рамках внутрилицейского эксперимента, получившего одобрение педагогической общественности на сетевом и региональном уровне.

Идея предметного обучения в начальной школе не нова. О ней упоминается еще с дореволюционных времен. В мире есть сторонники и противники ее, известны как отрицательные, так и положительные результаты. Главными аргументами противников являются трудное привыкание младших школьников к разным преподавателям, кабинетам, требованиям.

На наш взгляд, такой негатив рождается от незнания педагогов психофизиологических особенностей младших школьников и подростков одиннадцати лет, отсутствия подготовительного периода, системного подхода к процессу обучения.

Организационный этап проекта включал в себя:

  • подготовку преподавательского состава к предметному обучению в начальной школе (мастерклассы, семинары, самообразование, психологическое тестирование и др.),
  • пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы,
  • освоение педагогами здоровьесохранных пед-технологий,
  • усовершенствование службы медико-психолого, педагогического и социального сопровождения образовательного процесса,
  • интеграция общего и дополнительного образования,
  • создание субботней школы для детей старшего дошкольного возраста,
  • создание научного общества «Юниор» в рамках Малой Академии Лицеистов.

Наш опыт показал, что при реализации вышеизложенного у детей не наступало срывов, не падала мотивация к учебе, переход в пятый класс проходил безболезненно.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Для реализации поставленной цели коллектив учителей начальной школы, работая по авторским программам, ставит перед собой следующие задачи:

  • сформировать у ребенка необходимые для начального обучения в школе знания и умения;
  • развить познавательные и исследовательские интересы, сформировать умение учиться;
  • воспитать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность;
  • развить в будущих школьниках инициативность и самостоятельность;
  • привить мотивацию ребенка к здоровому образу жизни.

Программа субботней школы состоит из пяти курсов:

  • подготовки к изучению в лицее математики,
  • развития речи,
  • подготовки к обучению письму,
  • творческой мастерской,
  • ритмики и хореографии.

Занятия по этим курсам позволяют развить у детей логическое мышление, память, воображение, умение сравнивать предметы, активность, самостоятельность, фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, пространственные представления, ручную умелость. Занятия способствуют умственному и физическому развитию ребенка, укрепляют его здоровье.

Работа субботней школы помогает проводить комплектование 1-ых классов на основе педагогической и психологической диагностики, создавать условия для развития всех детей и каждого в отдельности, добиваться лучших результатов в обучении.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании