Инновации и эксперимент в образовании

Учебно-исследовательская практика в методической подготовке будущего учителя информатики PDF Печать E-mail
Добавил(а) Минькович Т.В.   
22.10.09 02:11

В статье уточняются признаки, отличающие лабораторную работу от других форм практического обучения, обосновывается правомерность использования этой формы в методической подготовке учителей, даются рекомендации по организации лабораторных работ в методической подготовке учителей информатики.

Журнал: "Муниципальное образование инновации и эксперимент" № 4 (2009)
Раздел: Экспериментальные площадки

Минькович Татьяна Владимировна,
к.пед.н.,
доцент кафедры информатики,
теории и методики обучения информатике
Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического
университета им. Н.Г. Чернышевского,
г. Чита,
доцент кафедры теории и методики
обучения информатике
математического факультета МПГУ
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Учебно-исследовательская практика в методической подготовке будущего учителя информатики

Как отличить лабораторную работу от других форм практического обучения и организовать ее?

Проблема исходного образа

Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий [1]. Чем больше соприкасался учащийся с предметом изучения ранее, тем проще и быстрее происходит его целенаправленное обучение действиям в отношении этого предмета, при условии, что стихийно ещё не сформировались их нежелательные варианты.

В методической подготовке будущих учителей информатики развитию подлежит образ процесса обучения информатике в общеобразовательной школе, который складывается первоначально с ученической позиции. Традиционная специфическая трудность методической подготовки, связанная с состоянием исходного образа обучения, отчетливо проявляется в первых же данных будущими учителями уроках. Что бы не толковалось в ходе теоретического обучения, студент чаще всего осуществляет подход «меня так учили», и, как правило, копирует стиль работы одного из учителей, уроки которых наблюдались. Если таковых учителей было всего один или два, изменение возможных несовершенств в воспринятом студентом стиле работы происходит с большими сложностями.

Проблема исходного образа в подготовке учителей информатики усугубляется современной спецификой обучения этому предмету в школе и проявляется в том, что исходные знания студентов с позиции бывших учащихся и их личные впечатления об обучении информатике существенно отличаются. Причины такого явления: различная продолжительность и исходный возраст обучения информатике в различных школах, использование различной техники, программного обеспечения, учебников, доступность техники во внеурочное время, позиция учителя в формировании содержания обучения. Немало есть и таких студентов, которые вообще не считают обучение информатике в школе решающим фактором в обретении необходимых знаний и умений, т. к. сами осваивали их в основном самостоятельно дома при содействии близких людей. В этой ситуации преподаватель в обращении к опыту студентов как к первичному образу процесса обучения информатике нередко сталкивается с непониманием того, о чем идет речь, или с недоверием к тому, что такое возможно в реальной практике.

Сформулируем проблему исходного образа на языке информатики [2]. Априорные знания о процессе обучения образуют тезаурус студента, который отражает его способность воспринимать сообщения об этом объекте. Тезаурус тем сложнее, чем больше объектов он отражает и чем больше связей установлено между этими объектами. Воспринятое сообщение может изменить тезаурус. Количество информации, воспринятой из сообщения, характеризуется изменениями, которые произошли в тезаурусе принимающей стороны под действием данного сообщения. Причем более сложный тезаурус способен больше изменяться под влиянием сообщения, если информация не лишена новизны для приемника. При последовательном приеме новой информации приемник увеличивает свою способность к восприятию последующей информации. Проблема исходного образа в методической подготовке - это примитивность исходного тезауруса у каждого студента в сочетании с минимальностью области пересечения тезаурусов студентов потока.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Итоговая оценка за практику для каждого студента определяется двумя этапами: оценка группового отчета по полнокомплектности (оценка группы) и оценка практиканта как коррекция оценки группы, которая может быть повышена (если это не «5») или понижена в зависимости от качества индивидуальной работы практиканта. В индивидуальной оценке студента учитываются: количество посещенных занятий, соответствие содержания деятельности во время наблюдения заданию, точность в осуществлении протоколирования наблюдений и качество последующей обработки наблюдений.

 

Заключение

Эксперимент по проведению учебно-исследовательской практики в рамках методической подготовки показал насущную необходимость продолжения такой работы, т.к. все предположения о главных ожидаемых результатах подтвердились. Имея впечатления и знания, полученные от знакомства с достаточным количеством учебных заведений и учителей, все студенты более осознано и заинтересованно воспринимают учебный материал курса теории и методики обучения информатике, более ответственно относятся к выбору места прохождения последующих педагогических практик. А преподаватель методики имеет возможность апеллировать к опыту студентов, наличие которого он сам обеспечил.

Таким образом, в методической подготовке учителя информатики практика нужна и важна не только в целях применения полученных знаний и умений, но и в целях пропедевтического погружения студента в среду, к деятельности в которой он готовится. В целом положительный опыт организации нового вида практики требует развития, в частности, более тщательной подборки и разработки протоколов наблюдения и системы оценок занятий по отдельным критериям.

Литература

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
  2. Шрейдер Ю.А. О семантических аспектах теории информации / Теоретические проблемы информатики. МФД 435. - М.: ВИНИТИ, 1968. - С. 152-173.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании