Инновации и эксперимент в образовании

Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Казакова И.Р.   
22.10.09 02:34

В данном материале представлен исследовательский проект по разработке и построению новой образовательной практики в рамках сетевого регионального проекта «Нижегородская инновационная школа». Руководитель проекта: Игнатьева Г.А., доктор пед.наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО Нижегородского института развития образования

 

Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик»

 Каким может быть проект инновационного развития?

 

Современные тенденции социального, политического, экономического, культурного развития общества трактуются общественным сознанием как кризис, который называют по-разному – «цивилизационный», «глобальный», «антропологический», «духовный», «гуманитарный». По словам В.И.Слободчикова, глубинный, порождающий план кризиса – это сам человек. Сегодня обнаруживается обострение проблем, связанных именно с «человеческим фактором» и свидетельствующих о дефиците человечности. Вызовы современности требуют изменения усугубляющейся за последнее время общественной практики с ее утилитарно-вещным подходом к человеку и выхода на принципиально новое измерение – «гуманитарно-антропологическое». Это измерение предполагает осознание субъективной реальности, понимание уникальности каждой личности и поиск человекосообразных способов решения проблем и задач.

Последние диагностические исследования старшеклассников показывают, что учащиеся, имея определенный набор знаний, не могут дифференцировать свои личные убеждения, состояния и выделить свои «мысли», «чувства» и «ощущения», обнаруживая совершенно туманные представления о ценностно-смысловой сфере личности, о психологии человека. Общая тенденция может быть сформулирована как отсутствие у выпускников школ гуманитарной, собственно-человеческой, образованности.

Почему же эта тенденция возникла? С одной стороны, есть объективные причины, связанные с характером развития современной цивилизации и культуры. Издержки потребительского общества, компьютеризации и информатизации, пропаганда средствами массовой информации насилия и безнравственности – все это и многое другое составляет ту среду, которая влияет на ум и душу современного учащегося.

С другой стороны, есть проблемы самой системы общего образования. Оно по-прежнему направлено, в основном, на формирование предметно-понятийного знания и ведется в логике изучения предмета. Учащиеся привыкли на занятиях давать заранее подготовленный и выученный по учебнику ответ на вопрос, и им сложно четко сформулировать свой индивидуально-личностный запрос к образовательной ситуации и к учителю.

Предметоцентированное образование привело к тому, что у многих учащихся наблюдается несоответствие между знанием учебных дисциплин (обыкновенной начитанностью) и реальным уровнем их духовно-нравственной культуры, отражающейся в культуре речи и общения, в поведении, в выборе ценностей, в отношении к себе, к выбору профессии, к жизни. Нововведения, которые сегодня в школах идут, в основном касаются внешних структур. Антропологический подход, идеи гуманизации образования пока еще больше декларируются, чем имеют место на самом деле.

Массовое увлечение школ интерактивными методами и информационными технологиями зачастую носит поверхностный характер, выглядит как погоня за модой. В условиях тотальной компьютеризации и технократизации необходимо усиление гуманитарной составляющей образования, которая отвечает за собственно-человеческую культуру личности, за ее духовно-нравственное саморазвитие.

Нельзя не учитывать все возрастающий в связи со «старением педагогического корпуса» социально-культурный разрыв, существующий в представлениях учителей, большинство из которых в возрасте 40-55 лет не могут понять современных подростков, пребывающих в другой социокультурной среде. Данный феномен порождает проблему «понимания», часто перерастающую в конфликт между учителями и учащимися, особенно подростковой школы.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Критерий результативности выражается показателями научно-методической и социальной результативности инновационной деятельности.

Научно-методическая результативность определяется:

  1. качественными характеристиками разработанных проектов и программ;
  2. количественными показателями научной деятельности педагогического коллектива (объемом и уровнем публикаций, количеством защищенных и готовящихся к защите диссертационных исследований; участием в грантах, конкурсах и научно-практических конференциях);
  3. количественными показателями организации методической работы с педагогами района, города и области в различных формах (конференции, семинары, творческие отчеты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.);
  4. наличием и реализацией собственных программ работы с учителем.

Социальная результативность выражается в:

  1. создании широкой сети социального партнерства;
  2. росте социального статуса гимназии в районе, городе и области;
  3. доступности инновационного опыта гимназии широкой общественности.

Критерий эффективности определяется совокупностью показателей:

Содержательно-деятельностный эффект, выражающийся в:

  • создании понятийно-терминологической карты школы гуманитарных практик;
  • разработке концептуальной модели школы гуманитарных практик и программы инновационного развития;
  • реализации модели и ее результативности;

Организационно-управленческий эффект определяется:

  • институциональным оформлением школы гуманитарных практик в рамках регионального сетевого проекта;
  • внедрением новой организационно-управленческой структуры инновационной модели;
  • разработкой модели диссеминации инновационного опыта.

Образовательный эффект:

  • освоение педагогами технологий ситуационно-позиционного обучения, ТОГИС, текстуально-диалогической модели обучения;
  • подготовка тьюторов-антропрактиков;
  • дальнейшее построение индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе принципов возрастной школы;
  • принципов соорганизации, предполагающих субъектность, самоопределение, самоорганизацию, событийность.

Казакова Ирина Руфимовна,
к.с.н.,
зам. директора по НМР
МОУ «Гимназия №50»
г. Нижний Новгород


1 Лазарев В.С. Концепция новой модели развивающего школьного образования. // Эксперимент и инновации в школе. 2009. – №2.

2 Слободчиков В.И. Инновационное образование: введение в проблему //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. – №6.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании