Инновации и эксперимент в образовании

Использование различных видов рефлексии на уроках ИЗО, мировой художественной культуры и черчения
Добавил(а) Сальникова О.В.   
22.10.09 03:15

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты


Использование различных видов рефлексии на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения

Как и зачем можно использовать рефлексию на уроках?

 

Релексивность – особая способность личности, выводящая человека на уровень сознательного активного субъекта собственной деятельности, осуществления поступков.

Для совершения этой деятельности у ученика учитель должен создавать наиболее эффективные условия. И важно, чтобы эти условия были направлены на осмысление учеником собственной деятельности. На первый план выходят самостоятельность, осознанность и активность самого субъекта этой деятельности. Эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько сами ученики понимают: что и зачем они будут делать, как и с помощью чего они осуществляют свою деятельность. Для осознания своей собственной деятельности ключевой способностью становится рефлексия.

Различают несколько видов рефлексии.

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Данный вид используется на уроках во время проведения анализа работ учащихся или произведений искусства. Например, анализируя произведение Пабло Пикассо «Герника», одиннадцатиклассники отвечают на такие вопросы:

  • Почему картина написана в традициях кубизма?
  • Что хотел показать художник, какая основная мысль картины?

 

Пабло Пикассо «Герника», 1937 Guernica

 

  • Какие картины на эту тему нарисовали бы художники – передвижники, реалисты, последователи направления романтизм и т.д.?
  • Какие эмоции и чувства эта картина вызывает у твоих одноклассников?

{mosregread}Ответы учащихся на такие вопросы позволяют им не только научиться понимать мысли и чувства другого человека, но и показать глубину своих знаний. Нельзя ответить на первый вопрос, не зная, что такое кубизм. Нельзя представить себе данный сюжет в исполнении художника-романтика, не зная принципов романтизма. Четвертый вопрос заставляет «проникнуть» во внутренний мир другого человека (одноклассника).

Кооперативная – наиболее актуальна в коллективной деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей, а также кооперации их совместных действий.

В 9 классе, выполняя практические задания по теме «Синтетические искусства», ребята работают в группах. После выполнения очередного этапа работы происходит анализ. Здесь на первый план выходит данный вид рефлексии. Ребята отвечают на вопросы:

  • Какова твоя роль и роль остальных ребят в группе (режиссер, оператор, сценарист и т.д.)?
  • Как происходило взаимодействие ребят в группе, все ли правильно выполняли свои обязанности?
  • Каковы были твои ощущения во время работы и почему?
  • Понравился ли тебе результат твоей работы? А ребятам? Что бы ты сделал для того, чтобы улучшить результат?
  • Каков результат работы группы? Что ты предлагаешь для улучшения его?

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

На уроках черчения в восьмом и девятом классе ребята выполняют тест-задание «Лесенка». Суть его состоит в следующем. Детям объясняю, что лесенка – это все знания, и умения, которые они должны усвоить, изучая данную тему. Ребенок рисует лесенку и себя, стоящим на какой-то ступеньке. Этот тест показывает, как оценивает уровень своей подготовки ученик. Затем перечисляю все, что должен уметь и знать ученик по данной теме. Ребята записывают это, но уже на другой лесенке. Затем рисуют себя на ней. Сравниваем результаты. После этого предлагаю ребятам проверить, каков уровень усвоения знаний на самом деле. Выполняем проверочную работу и, в зависимости от результата ее, рисуем себя на третьей лесенке. Затем, сравнивая все три положения, ученик делает вывод об уровне самооценки (по предмету) и определяет направления дальнейшей работы для повышения оценки (отметки).

Перед выполнением какой-либо графической работы две-три минуты тратим на то, чтобы ответить на вопросы:

  • Какие качества необходимы для выполнения задания?
  • Какими из них ты обладаешь? – Какие качества необходимо развить для успешной деятельности?

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Перед началом выполнения практической работы (или в начале изучения темы) ученики размышляют о предстоящей деятельности, занося результат в таблицу. Например, во время изучения темы «Плакат» восьмиклассники заполняли таблицу, содержащую три колонки с вопросами «Что я знаю?», «Нужно ли мне это знать?», «Зачем нужны эти знания?»

Сначала ребята вносили предложения по заполнению первого столбца, продолжая фразу «Я должен выполнить плакат, а знаю ли я...» (что такое плакат, законы композиции, какие бывают шрифты и т.д.). Затем все вместе заполняем клетки второго столбца, отвечая на вопрос «А нужно ли мне это знать?» и сразу – «Зачем нужно это знать?» (например, нам нужно знать, что такое плакат, чтобы нарисовать именно плакат; чтобы знать, каким требованиям он должен удовлетворять).

Пример заполнения таблицы учеником восьмого класса. По сути, это – перспективная рефлексия.

 

Знаю ли я?

Нужно ли мне знать?

Зачем нужны знания? Где найти информацию?
Что такое плакат Да Чтобы правильно выполнить именно плакат Справочник, книга «Искусство плаката» в гимназической библиотеке.
Историю развития этого вида графики Возможно Чтобы сдать устно зачет, сделать сообщение, почерпнуть идеи для своего плаката Книга «Советский плакат» в гимназической библиотеке и дополнительный поиск в Интернете
Законы композиции Да Чтобы правильно расположить все элементы моего плаката Повторить материал по тетради
Элементы плаката Да Для правильного выполнения плаката Я знаю
Психологическое воздействие цвета Скорее – нет, чем – да Не определился Подскажет интуиция и чувство меры
Виды и правила выполнения шрифтов Да Текст – важный элемент плаката, поэтому он должен быть правильно выполнен, соответствовать по стилю изображению. Повторить материал по тетради

На уроках изобразительного искусства в пятом классе (тема «Геральдика») ставим задачу – нарисовать герб (свой, класса, семьи). Сначала составляем план работы:

  • выполнить зарисовки изображений – символов на гербе;
  • выбираем цвет каждого поля, с учетом его символического значения;
  • располагаем их на поле герба;
  • выбираем форму герба и способ деления (стропила, пояс, крест и т.д.).

Далее ребята выполняют отдельные изображения и вырезают их. Каждый ребенок (или пара) сообщает классу, почему именно эти изображения были выбраны, какие были еще идеи. На листе формата А3 располагаем рисунки, затем решаем, а как сделать иначе, чтобы получилось лучше и почему надо сделать именно так. Когда найдено оптимальное сочетание (компоновка) рисунков, пробуем вписать их в ту или другую форму герба, выявляя недостатки и достоинства каждой формы. В результате находим оптимальный вариант. Далее делим поле герба на несколько частей, применяя то один, то другой способ, пока не найдется лучшее решение. Далее кто-то из ребят выполняет цветовой решение, объясняя, почему надо выбрать именно эти цвета. После того, как задача будет выполнена, производим окончательную прорисовку мелких деталей, орнаментов, украшений и т. п. Последний этап — описание герба.{/mosregread}

Подводя итог, можно констатировать тот факт, что использование рефлексии на уроках как своеобразного отображения во внутреннем плане осуществлённой деятельности даёт ребенку материал для самостоятельной критики и последующего преобразования своей деятельности. Рефлексия даёт возможность совершенствовать различные виды деятельности. Рефлексия также является источником порождения новых идей. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Человек конструирует из существующих компонентов новые модели. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным.

Источники информации: http://revolution.allbest.ru/psychology/00008860_0.html

Сальникова Оксана Валентиновна,
учитель ИЗО, МХК и черчения
МОУ «Гимназия №50»
г. Нижний Новгород