Инновации и эксперимент в образовании

Использование различных видов рефлексии на уроках ИЗО, мировой художественной культуры и черчения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сальникова О.В.   
22.10.09 03:15

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты


Использование различных видов рефлексии на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения

Как и зачем можно использовать рефлексию на уроках?

 

Релексивность – особая способность личности, выводящая человека на уровень сознательного активного субъекта собственной деятельности, осуществления поступков.

Для совершения этой деятельности у ученика учитель должен создавать наиболее эффективные условия. И важно, чтобы эти условия были направлены на осмысление учеником собственной деятельности. На первый план выходят самостоятельность, осознанность и активность самого субъекта этой деятельности. Эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько сами ученики понимают: что и зачем они будут делать, как и с помощью чего они осуществляют свою деятельность. Для осознания своей собственной деятельности ключевой способностью становится рефлексия.

Различают несколько видов рефлексии.

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Данный вид используется на уроках во время проведения анализа работ учащихся или произведений искусства. Например, анализируя произведение Пабло Пикассо «Герника», одиннадцатиклассники отвечают на такие вопросы:

  • Почему картина написана в традициях кубизма?
  • Что хотел показать художник, какая основная мысль картины?

 

Пабло Пикассо «Герника», 1937 Guernica

 

  • Какие картины на эту тему нарисовали бы художники – передвижники, реалисты, последователи направления романтизм и т.д.?
  • Какие эмоции и чувства эта картина вызывает у твоих одноклассников?

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Подводя итог, можно констатировать тот факт, что использование рефлексии на уроках как своеобразного отображения во внутреннем плане осуществлённой деятельности даёт ребенку материал для самостоятельной критики и последующего преобразования своей деятельности. Рефлексия даёт возможность совершенствовать различные виды деятельности. Рефлексия также является источником порождения новых идей. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Человек конструирует из существующих компонентов новые модели. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным.

Источники информации: http://revolution.allbest.ru/psychology/00008860_0.html

Сальникова Оксана Валентиновна,
учитель ИЗО, МХК и черчения
МОУ «Гимназия №50»
г. Нижний Новгород

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании