Инновации и эксперимент в образовании

Сопровождение развития общеучебных умений и навыков через психологический курс «Учусь учиться» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Романова А.Н.   
22.10.09 22:03

В статье обращается внимание на важность формирования общеучебных умений и навыков у пятиклассников. Автором рассматриваются возможности формирования средств учебной деятельности посредством психологического курса «Учусь учиться».

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты

 

Сопровождение развития общеучебных умений и навыков через психологический курс «Учусь учиться»

Как помочь пятиклассникам сформировать универсальные способы усвоения и применения знаний?

 

Нарастание информационного потока, развитие информационных технологий, не позволяет современной школе остаться в стороне: в учебный план вводятся разнообразные учебные предметы, спецкурсы, профили и факультативы. А вот механизмов для усвоения такого потока информации у учащихся зачастую нет – нет необходимых способов усвоения знаний, которые помогли бы усвоить и применить все полученные знания и умения.

«Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствамиучебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить» [1].

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? В психолого-педагогических исследованиях Рубейнштейна С.Л., Марковой А.К., Талызиной Н.Ф., Гальперина П.Я. [2; 3; 4; 5], касающихся проблем формирования учебной деятельности школьников, приводиться множество определений данных понятий. Очевидно, однако, что это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности. Это те самые общеучебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба.

Общеучебные умения и навыки потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получения и применения знаний.

Решая задачу формирования общеучебных умений и навыков, в гимназии № 50 уже несколько лет работает творческая группа педагогов и психологов под руководством кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», М. Р. Битяновой.

В ходе работы был, проанализировав УМК 5 класса, и исходя из возрастных задач развития для детей

10-12 лет, были выявлены образовательные задачи, которые не решаются стандартными средствами учебника, но могут и должны быть развиты у пятиклассников.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Данный курс является сопровождающим в решении задач развития общеучебных умений и навыков, учащихся в процессе их обучения. А также помогает ребенку понять, что общеучебные умения он может применить не только на учебных предметах, но и в своей жизнедеятельности.

Ценность данного курса заключается в развитии у ребенка осознанного мышления и рефлексии собственной деятельности.

Библиография

  1. Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. – М., 2003
  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб., 1999.
  5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

Романова Алла Николаевна,
педагог-психолог МОУ «Гимназия № 50»
г. Нижний Новгород

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании