Инновации и эксперимент в образовании

По Царствам Природы – в Царство Здоровья
Добавил(а) Юматова Д.Б., Лепёхина Л.Н., Канте И.П.   
22.10.09 22:43

Данный цикл занятий входит в первый блок программы по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма младших школьников: «В Царстве Здоровья».Все занятия построены в форме игр-путешествий по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты

 

По Царствам Природы – в Царство Здоровья

Как проводить с младшими школьниками практические занятия по программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма «В Царстве Здоровья»?


ТЕМА 1. «Царство Солнца, Лета, Огня»

Цели:

  • научиться расслаблению мышц конечностей и тела,
  • осознать собственные возможности в элементарном навыке управления сосудистым тонусом (ощущение тепла в руках, тепла в брюшной полости),
  • развить способности учащихся к концентрации внимания,
  • развить образное мышление и фантазию учащихся,
  • передать и закрепить собственное телесное состояние в рисунке и других видах творческой деятельности.

Ход игры-путешествия

В начале встречи ведущий знакомит детей с «Волшебным ковриком»1, который умеет делать разные чудеса. Но для того, чтобы они произошли, надо всем вместе произнести волшебные слова, они очень простые и их легко запомнить: «Раз – два – три – четыре – пять – начинаем мы играть» и тихонько зайти на коврик. Волшебный коврик – это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушается и выполняет все наши просьбы. Мы побалуемся и пошумим потом, за ковриком, а сейчас будем очень внимательны и послушны. Вот такие правила игры.

{mosregread}Дети произносят волшебные слова и рассаживаются по кругу на «Волшебном коврике».

1. Вводная часть – Дорогие ребята! Я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся и даже слышат, как мы дышим, а если мы говорим слишком громко – мои маленькие друзья пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать.

Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать историю, которую я буду вам рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена мы им дадим. Дети рассматривают маленьких игрушечных человечков (это могут быть человечки или животные из киндер-сюрпризов), затем все вместе придумываем им имена.

Пусть теперь наши маленькие друзья с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей и каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет его нежным ушкам причинить боль.

2. Игра «Я – мои друзья».

Дети садятся или становятся в круг. При слове «Я», произносимом ведущим, каждый прикасается обеими руками к своей груди, а, произнося слова «мои друзья», касается обеими руками плеч или рук детей, стоящих по обеим сторонам. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравится участникам игры. Можно увеличивать или уменьшать скорость речи и движений (создавать волну) и играть так долго, как хочется или, как возможно. Можно разнообразить игру прикасанием к различным частям тела (коленям, плечам, пяткам, ушкам).

3. Создание игровой ситуации – Ребята, посмотрите, какой красивый зонтик прислал нам гномик Оле-Лукойе из далекой сказочной страны. Вы хотите побывать в этой стране? Дети становятся под зонтик. Ведущий крутит зонтик и говорит «волшебные слова»: «Крибле, крабле, бум!». А теперь садитесь вокруг зонтика и слушайте.

Ведущий – Мы с вами очутились в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка». Вы помните, как начиналась эта сказка? (дети рассказывают начало сказки, ведущий помогает им, задавая наводящие вопросы. До момента: «. и посадила это зернышко женщина в горшок»).

4. Психофизическое упражнение «Из луковички в растение» – Вы знаете, ребята, что наша сказка может ожить? Она живет не только в книге, но и в нас. Мы можем с вами превратиться в тюльпановые луковички, потому что мы на волшебном коврике. Хотите попробовать? Мы сделаем сейчас несколько волшебных движений и превратимся в луковички! Запомните волшебные слова: «Вокруг себя повернись – и в луковичку тюльпана превратись!» (дети произносят слова и поворачиваются). Но чтобы наша луковичка выросла, ей нужно много тепла (предлагает детям лечь на «волшебном коврике», съёжившись, звучит фоновая музыка). Лежит луковичка в земле, земля теплая, мягкая, добрая. Хорошо ей в земле, а тут еще и дождичек полил ее, и совсем хорошо стало нашим луковичкам, они стали расправляться, тянуться, захотелось им на белый свет, чтобы солнышко увидеть. И мы потянулись, вдохнули-выдохнули (повторить 3 раза). Дали ростки наши луковички. Потянули носочки к себе – от себя (повторить 3 раза). А сейчас перевернемся на животик, вытянем перед собой руки-ростки, подтянем их к себе, встанем на четвереньки, не забудем прогнуть свою спинку, сядем на пяточки и потянемся (упражнение «Пантера»).

Зовет солнышко росточки: «Растите! Я вас жду! Всех обогрею, приласкаю я своими ласковыми теплыми лучиками! (садимся на пяточки и тянем руки вверх). Ростки потянулись вверх к белому свету, к ясному солнышку. Вначале появились листочки, затем нежный стебелек, а на стебле – большой чудесный цветок. Лепестки цветка плотно сжаты: он еще не распустился. Солнце погладило нежный бутон своими лучиками и бутон начал раскрываться навстречу солнышку. Почувствуйте, как солнце согревает своим теплом и наполняет своей силой и светом каждый пальчик на вашей руке. Солнце погладило цветок своими лучиками, и наши луковички «превратились» в красивый цветок. Почувствуйте, как солнце согревает своим теплом и наполняет своей силой каждый ваш пальчик .

Вы чувствуете легкое покалывание в ваших пальчиках. Это солнышко здоровается с вами (далее перечисляются пальчики по очереди: Здравствуй, большак! и т.д.).

Дети встают и тянутся руками к солнышку.

5. «Приветствие» (помогает понять взаимосвязанность всего в окружающем мире, осознать себя частичкой Вселенной)

– Выросли наши цветы и здороваются с солнышком:

Здравствуйте, травы!

дети протягивают руки к воображаемой траве

Здравствуйте, деревья!

дети протягивают руки к воображаемым деревьям

Здравствуй, солнце!

дети протягивают руки к солнцу

Это – Я!

обнимают себя (при этом необходимо почувствовать вибрацию звука «Я» в своей груди)

* Примечание. Игровое приветствие впоследствии открывает каждое занятие.

Ведущий (показывает на солнце за окном или иллюстрацию солнца):


Солнце улыбается светло,

Дотемна сияет неустанно,

Наливая в чашечку тюльпана

Золотое вешнее тепло!


Ведущий – А в самой середине чашечки сидит маленькая девочка, такая же, как и мы с вами, только очень маленькая, с «дюйм», а проще, с наш ноготок, вспомните, как зовут эту девочку? (показывает иллюстрацию). Правильно, Дюймовочка. Она очень любит солнышко и хочет вас научить, как обращаться к нему, даже если солнца в данный момент нет, можно обратиться к тому месту, где оно должно быть:

Здравствуй, солнышко,

Здравствуй, мое хорошее,

Здравствуй, мое нежное,

Здравствуй, мое щедрое,

Здравствуй, мое любимое,

Здравствуй, мое лучистое,

Здравствуй, мое ликующее,

Здравствуй, мое золотое,

Здравствуй, мое радужное! – дети повторяют вместе с ведущим.

 

Ведущий просит похлопать в ладошки, чтобы солнышко услышало каждого из них.

* Примечание: по окончании игры необходимо обратить внимание детей на то, какими теплыми стали их ладошки.

6. Игра на осознание частей своего тела.

(Ведущий показывает иллюстрацию). Посмотрите, у Дюймовочки есть голова, как у нас, туловище, руки, ноги и т.д. (перечисляет части тела). При каждом названии частей тела дети выполняют поглаживающие движения названной части тела. И все их согрело доброе, ласковое, любящее всех нас, солнышко!

7. Игра-медитация «Ловим ладошками солнышко и дарим его тепло своим друзьям».

А сейчас на нашем волшебном коврике сделаем свое солнышко (сели по кругу). Протяните свои ладошки солнышку. Потрите их одна о другую. Тепло? Еще потрите и прикоснитесь ладошками к своим щекам. Тепло?

Теперь еще раз потрите свои ладошки и прикоснитесь ладошками к щекам своего соседа справа, ещё раз потрите и подарите тепло ладошек соседу слева. Тепло?

Опять потрите свои ладошки и приложите их к своему сердечку. Тепло?

А теперь то же самое проделайте и подарите тепло своих ладошек сердечку вашего соседа справа, затем слева.

Вот какое волшебное тепло солнышко подарило нашим ладошкам!

Возьмитесь за руки. Посмотрите, какое теплое, красивое, любящее солнышко у нас получилось! Давайте все вместе скажем: «Мы любим тебя, солнышко!»

(дети держатся за руки) Руки-лучики вперед, затем назад. Подарим всем своим друзьям тепло своих солнышек! Посветим солнышками из наших глаз! Вот как замечательно!

Рефлексия.

Время нашего сказочного путешествия сегодня закончилось, но вы не огорчайтесь: в следующий раз мы обязательно продолжим его и отправимся уже в другое Царство. А сейчас при помощи волшебного зонтика мы вернемся обратно и нарисуем то тепло, которое нам подарило солнышко.

Тема рефлексии «Тепло ладошек».

П.с. – Передать с помощью красок и ладошек то тепло, которое детям подарило солнышко. Учащиеся рисуют с помощью ладошек. Используются краски теплых тонов.

Все ощущения заново вспоминаются и образно «проживаются» учащимися, когда при помощи красок и своих «волшебных» ладошек и пальчиков они передают то «волшебное» тепло и те ощущения, которые испытали. Это могут быть ладошки-солнышки, помещённые на коллективной работе «Карта путешествия по сказке «Дюймовочка», либо большое солнце или большое сердце (в виде солнышка), состоящее из всех ладошек детей.

Примечание: учащиеся могут выполнить коллективную работу на полоске обоев, ватманском листе и др.

Затем учащиеся описывают свои ощущения, впечатления и педагог записывает их рассказы (если это учащиеся 1-го класса), учащиеся 2-х и 3-х классов уже самостоятельно могут изложить свои ощущения в виде письменных рассказов, а затем их прочесть.{/mosregread}

Дополнительный материал для чтения и заучивания

М. Ботяров

СОЛНЦЕ

Я подумал ночью:

«Знаете, друзья,

Хорошо, что солнце выключить нельзя.

Всякое бывает –

И беда, и стыд.

Хорошо, что солнце

Все-таки горит!»

{mosregread}

ТЕМА 2. «ВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Цели:

  • отработка навыков и приемов мышечной релаксации;
  • получение тактильных, слуховых, вкусовых ощущений,
  • развитие образного мышления и воображения учащихся.

Материал для занятия: записи шума журчащей воды, музыки для релаксации; коврик для отдыха; иллюстрации на морскую тематику; фоновая изобразительная музыка; ёмкость с водой для самомассажа и мытья рук; гуашевые краски, большой лист для коллективной работы.

Ход игры-путешествия

1. «Приветствие» (см. занятие1).

Педагог предлагает детям продолжить путешествие по сказке «Дюймовочка» и вспомнить, как они научились здороваться с солнышком. Дети повторяют приветствие солнышку (см. занятие 1). Затем дети присаживаются в удобной для каждого позе.

2. Создание игровой ситуации:

Ребята, а вы помните, что дальше произошло с Дюймовочкой после того, как её нашла женщина в чашечке тюльпана? (Когда девочка заснула в своей маленькой колыбельке, ее похитила жаба). Выручим девочку? Тогда отправляемся вслед за жабой в Водное царство.

– Сейчас начнутся чудеса, надо только закрыть глаза и прислушаться к звукам, которые вы сейчас услышите. (Доносится шум набегающего прибоя и волн). Что вы слышали? (дети отвечают). Где жемы оказались? Мы подошли к реке, послушайте, как журчит вода (фонограмма льющейся воды). Что вам хочется сделать? Интересно, а вода в реке холодная или горячая? Кто смелый и не боится воду потрогать? (дети «пробуют» воду рукой, рассказывают о своих ощущениях. Можно использовать не воображаемый образ воды, а небольшую ёмкость с водой для более полного получения детьми тактильных ощущений).

3. Самомассаж пальцев рук: помоем в водичке каждый пальчик, помоем наше личико, наши руки, наши ноги. Хорошо, приятно. Водичка смывает все плохое. Спасибо тебе, водичка! (если это была вода, то для того, чтобы просохли руки, педагог может предложить детям «чтобы руки стали дождиком: побрызгать на цветы и посушить их на ветру»).

4. Разминка.

Поиграем с водицей:

И.п. Дети сидят на полу по-турецки, воспитатель предлагает им «проверить» свою ровную спинку – руки за спину, проделать легкий массаж спины ребристой частью ладошек)

Игра «Хлопы-шлепы».

Хлоп-раз,

хлопок в ладоши — хлопок по полу

Еще раз!

движения повторяются

Мы похлопаем сейчас

движения повторяются

А теперь скорей, скорей

«бьём» ладошками по полу

Шлепай, шлепай веселей!

«бьём» ладошками по полу

5. Психофизические упражнения.

Раз, два, три – все замрем! (дети замирают) В мир подводный попадем!

Обследуем дно. Не нарушайте тишину (ходьба обычная по кругу, ходьба на носках, ходьба обычная).

Не наступите на скользкие камни! (ходьба с высоким подниманием колен).

Упражнение на выстраивание энергетического контура тела.

Может быть, в водорослях прячется наша Дюймовочка? Превратимся в водоросли и посмотрим.

Мы – водоросли. Длинные. Мы растем в воде морской, тянемся мы дружно к свету (поднимаем через стороны руки вверх, и «колышем» ими). Движения сопровождаются текстом:

Шелковисты и красивы,

Зелены как на лугу,

Под водой они растут,

Рыбок прячут, берегут.

Светом наполняются,

Спинки выпрямляются!

 

Телесноориентированные упражнения для ног. А теперь наши ноги превратились в водоросли.

Описание: носок на себя, от себя, носок вправо-влево, поочередное вращение носками ног.

Упражнение на произвольное проявление чувств и раскрепощение голосового аппарата:

«Волны».

Водоросли подняли на море такие волны... Волнам на море тоже стало весело, они стали танцевать – то выше поднимутся, то ниже (показ с длинной лентой). Затем все дети берутся за ленту и изображают «волны». По ходу игры детям предлагается превратиться в «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др. Упражнение сопровождается муз. сопровождением.

Затем детям предлагается самим озвучить эти волны.

Фонопедическое2 упражнение «Волна»: хххАхххАхххА (с нарастающей силой громкости).

*Примечание: звук ххх – издавать голосовыми связками «скрипучий звук» (штробас).

Упражнение на развитие пластичности и самовыражение в движении: «Волна».

Описание: плавное движение вверх-вниз-в сторону поочередно каждой рукой, телом. Рука может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичного движения плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

Музыка Жан «Медленный вальс».

5. Релаксация.

– Нет Дюймовочки на дне морском. Может быть, она на берегу?

Игра «Море-берег».

Описание: в центре зала очерчивается круг – море. Все, что за кругом – берег. Дети гуляют по кругу (по берегу). По сигналу ведущего «Море» – все прыгают в круг и плавают, по сигналу «Берег» – выпрыгивают из круга и гуляют по берегу.

Расслабление: «Лежим на волнах».

Вдоволь наигравшись, легли на волнах и раскидываем в приятной лени руки. Отдыхаем (легко, быстро вдохнуть – медленно выдохнуть – 2 раза).

«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи). Ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

«Язычок отдыхает» – Дается установка: язычок лежит тоже на волнах, легкий, отдыхает. Подул ветер и надул парус (язык за зубы, изогнуть).

«Отдых. Сон на берегу моря». Просто полежим на волнах, отдохнем. Послушаем шум воды, вспомним, какими мы были разноцветными волнами: светлыми, синими, зелеными, с белым гребнем, а в час заката, когда на нас падали последние лучи солнышка – то лиловыми, то красноватыми, а во время шторма море становилось черным. А еще море разговаривало с нами по-разному: оно было то молчащим, то говорливым, то задумчивым, то непокорным, поднимающимся, горбатым.

Рассказ сопровождается музыкой «Морской бриз» (саксофон).

По окончании релаксации педагог предлагает детям представить, что они погрузили руки в воду, почувствовать, какая она, делать руками легкие волны, почувствовать на руках приятную прохладу воды.

А теперь мы вдохнём морской воздух, сладко зевнём, потянемся. Выдохнули, расслабили руки. Открыли глаза. перевернулись на живот. Руки подтянули к туловищу. Хвостиком помахали. Встали, прогнувшись, подняли руки вверх. Поморгали (разотождествление).

Рефлексия. Где, ребята, вам больше всего понравилось? А что вам больше всего понравилось? Расскажите мне не только словами, а передайте свои впечатления при помощи ваших волшебных ладошек (дети в рисунке передают своё состояние). Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».

Можно предложить детям попробовать водичку – «сок жизни»: такое красивое название дал воде Леонардо да Винчи. Равномерное питье воды маленькими глотками – одно из главных условий здоровья, и пить ее нужно с мыслями о том, что каждый глоток освежает, приносит нам энергию и здоровье. Так мы и пьем наш «сок жизни» – серьезно и с благодарностью.

 

ТЕМА 3. «ВОЗДУШНОЕ ЦАРСТВО»

Цели:

  • раскрыть значение дыхания для жизнедеятельности человека,
  • познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания,
  • установление взаимосвязи дыхания с восприятием чувства внутреннего комфорта,
  • развитие образного мышления и фантазии учащихся.

Материал для занятия: коврик для отдыха; «Музыка покоя для детей» Г.Эванс, Григ «Утро», «Злюка» Кабалевский, танцевальная музыка, фоновая изобразительная музыка; детские духовые инструменты, воздушные шары (по количеству детей).

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Игровое приветствие «Здравствуйте, травы!» (см.занятие 1)

2. Создание игровой ситуации: Дети вспоминают дальнейшие события сказки (Дюймовочка уплывает от жабы на листе кувшинки и попадает к жукам). Детям предлагается закрыть глаза и угадать, кто к ним сейчас пришел на помощь (в это время лица детей педагог обмахивает веером, создавая ветерок). Это ветер-непоседа заглянул к нам в гости. Хотите отправиться с ветром в волшебное путешествие и найти Дюймовочку? Тогда повторяйте вместе со мной волшебные слова:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.
(А.С.Пушкин)

 

Звучит музыка «Страна восходящего солнца» (в исполнении симфонического оркестра), дети бегут, как бы подхваченные ветром.

3. Разминка.

Игра « Быстрые превращения». Поищем Дюймовочку на лугу. Как только музыка остановится, я называю, в кого вы превращаетесь: в мотыльков, жуков (жужжим), или в ветерок (теплый или холодный – это как вам самим захочется). Итак, начали!

Психофизические упражнения:

А теперь отдохнем, посидим (садимся на пол по-турецки).

Так красиво на лугу, возьмем по маленькой свирели и поиграем. «Свирели» – ощутив свое тело как полую свирель, поем гласные звуки или короткие слоги, звучащие как бы из различных частей туловища. При этом концентрация переводится поочередно в центр грудной клетки, в центр живота, в шею, в голову. Нажимаем на «клавиши» – части тела и издаем разные звуки: животик – ооо, сердечко – мааа, горлышко – меее, лобик – нии.

Нет, не видели Дюймовочку ни мотыльки, ни жуки, ни ветер. Может быть, веселая пчелка ее заметила? Игра «Веселая пчелка». Представляем, что пчелка села на определенный участок тела (руку, ногу, нос и др.). Мы на него только посмотрим и пожужжим как пчелка: з-з-з!

Дыхательные упражнения:

И пчелка не знает, где наша Дюймовочка. Может быть, мы надуем шарик, поднимемся в небо и сверху увидим ее?

Игра «Надуем шарик» (отработка диафрагмального дыхания). Одна рука на животе, другая на груди. Вытягивая живот – вдох; втягивая – выдох. Громко произносить: ф-ф-ф (3-4 раза). Выполнение упражнения можно проиллюстрировать следующими строками:

Воздух надуваем – шарик получаем,
Воздух выдуваем – ямку получаем.

Техника выполнения: во время продолжительного вдоха выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку; во время продолжительного выдоха – получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота (опустить грудь и животик).

– А, может быть, нам надуть большой воздушный шар? Попробуем его надуть с помощью насоса.

Упражнение «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом. Выдох произвольный.

5. Релаксация.

Игра «Раздувайся, пузырь!» Посмотрите, какой был шарик маленький (дети встали в маленький кружок) и какой он стал большой.

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

дети отступают назад, образуя в центре большое пространство.

Оставайся такой и не лопайся!

останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх.

Хлоп!

делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая как лопнул пузырь.

Расслабление (упражнение на регулирование мышечного тонуса и дыхания).

Хорошо потрудились, ребята. Надо немножко отдохнуть. Дети ложатся на «волшебный коврик» произвольно.

...Мы лежим на «волшебном коврике», отдыхаем: надуем шарик в животике (работаем над диафрагмальным дыханием), медленно выпустим – ямку получим, быстро надуем, медленно выпустим. Теперь мы готовы к сказочному путешествию. Реснички опускаются, глазки закрываются.

...Вот мы оказались на лугу. Под тобой мягкая душистая трава и когда ты вдыхаешь воздух, ты ощущаешь запах травы, зелени, цветов. Внутренним взором следи за каждым вдохом и выдохом. Сделай глубокий вдох, так, чтобы воздух прошёл по всему телу. Делая вдох, представь так, будто ты забираешься по лестнице на горку, а, выдыхая, съезжаешь с неё. Повтори это 5 раз и помни, что при вдохе ты забираешься на горку, а при выдохе – съезжаешь. Приятный теплый ветерок поглаживает твое тело, ты чувствуешь, как расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются, мышцы глаз, рук, мышцы лица расслаблены. Вы отдыхаете.

Теперь мысленно поздоровайся со всеми частями своего тела. Давай попробуем: Привет, моя правая коленка . Здравствуй , мизинчик ! Как поживаешь, ладошка? Постарайся никого не обойти своим вниманием, а потом заберись и спустись с горки ещё 5 раз (педагог должен прикоснуться к каждому ребенку, чтобы проверить степень расслабления мышц).

...Расслабляются спина, живот. Вы чувствуете легкость во всем теле. вы отдыхаете, восстанавливаете ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.

Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости, здоровья. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдыхая, сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. Хорошо потянитесь всем телом, сбрасывая с себя остатки сна. Выдыхая, опустите руки. Откройте глаза. Поморгайте (разотождествление). Разотрите свои ладошки до появления тепла. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями. Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Встали. Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

6. Рефлексия. Где, ребята, вам больше всего понравилось? А что вам больше всего понравилось? Расскажите мне не только словами, а передайте свои впечатления при помощи ваших волшебных ладошек (дети рисуют). Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».

 

ТЕМА 4. «ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО»

Цели:

  • совершенствование сенсорной чувствительности,
  • развитие чувства опоры,
  • работа над осанкой, коррекция шейного отдела позвоночника,
  • воспитание познавательного интереса к природе, бережного отношения к ней.
  • создать ощущение радости от общения с лесом и его обитателями.

Материал для занятия: клубок из пряжи, бревно (ребристая доска); «Музыка покоя для детей» Г. Эванс; фоновая изобразительная музыка; иллюстрации леса; гуашевые краски, бумага, кисточки.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (повторить см. занятие 1).

2. Создание игровой ситуации:

В прошлый раз мы с вами искали Дюймовочку на лугу, да так и не нашли. Что же делать? (обращает внимание детей на маленький клубок, лежащий в центре круга). Наверное, этот клубочек не простой, а волшебный. Он поможет нам найти Дюймовочку. Нужно сказать ему волшебные слова:

Катись, катись, клубочек,
Через густой лесочек,
Мимо рек и полей,
К Дюймовочке скорей!

3. Разминка. Звучит быстрая музыка. Дети двигаются за клубочком (змейкой, по кругу и т.д.).

4. Психофизические упражнения

Вот мы и в лесу. Педагог предлагает детям сделать остановку в лесу. Звучит фонограмма пения птиц, шума леса. Дети рассаживаются на воображаемой полянке. Какой чистый и свежий воздух в лесу! Как здесь легко дышится. Предлагает сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (на фоне чтения текста). С каждым вдохом лес наделяет нас силой, здоровьем, добротой.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь, мы – свои!

«Солнышко». Дети изображают деревья, травы, которые тянутся к солнышку своими руками-веточками, касаются солнышка, берут его в руки, впускают в себя, крепко обнимают огромный, теплый светящийся шар, прижимая его к груди, и он вдруг сам входит к нам в грудь, зажигая наши сердца, каждый сам становится солнышком. Наши руки – его лучи. Дети поворачиваются, кружатся под плавную светлую музыку, делают руками волнообразные движения, излучая свет. Они светят друг другу, всем зверюшкам и птицам, деревьям и травам. «Музыка покоя для детей» Г.Эванс.

5. Рекреационная нагрузка.

Упражнение для профилактики плоскостопия. Как красиво в лесу! Погуляем по лесным тропинкам, может быть, там найдем нашу Дюймовочку? Дети имитируют ходьбу по тропинкам в лесу: перепрыгивают с кочки на кочку, ходят по бревну (ребристая доска), ловят комариков (произвольные хлопки). Муз. сопровождение песня Шаинского «Вместе весело шагать...»

Игра на внимание: «Тропинка». Описание: по сигналу «тропинка» дети идут друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, «Кочка» – дети садятся и обхватывают колени, «Копна» собираются вместе, поднимая руки.

А внизу растут маленькие деревья – кусты. Покажите, какие они маленькие. Может быть, Дюймовочка где-то за кустами или деревьями? Поищем ее. На слова «кусты» дети приседают, «деревья» – встают в полный рост, изображая дерево. Педагог чередует названия.

Самомассаж (по Норбекову): Лесной ветерок рассказал нам, как играл с Дюймовочкой. Мы тоже хотим поиграть. Дети массируют:

  1. межбровье;
  2. у основания носа (крылья носа);
  3. под носом (над верхней губой);
  4. подбородок;
  5. соединение челюстей;
  6. у основания черепа («Роза ветров»);

Дети выполняют упражнения для шейного отдела позвоночника: «Посмотрим, где прячется Дюймовочка»:

  1. поднимают плечи вверх-вниз;
  2. «Весы» (одно плечо вверх, другое вниз, позвоночник прямой, руки вдоль туловища);
  3. « Паровозик » – плечи по кругу;
  4. Ухо тянем к плечу (поочерёдно);
  5. Правую руку кладем на шею сзади, обхватываем шею и тянем вверх (весь акцент на локоть и второй рукой тоже);
  6. «Тыква» (движение головы по кругу, выполнять очень медленно, осторожно вращая головой, использовать образ «тяжёлой спелой тыквы», из которой Фея сделала Золушке карету):

*Примечание: во время выполнения упражнения важно создать у детей позитивный настрой.

– Дюймовочки в лесу мы не нашли. В следующий раз мы поищем ее среди деревьев, а пока поблагодарим сказочный лес, за то, что он дал нам частичку своего здоровья:

Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Сегодня я предлагаю вам выйти из леса по необычной дорожке, сделанной из ваших хлопков.

Игровое упражнение «Передай хлопок другу».

Описание: один из игроков «посылает» хлопок стоящему рядом (хлопает, повернувшись к нему), тот «передает» хлопок своему соседу и т.д. Хлопок «катится» по кругу, пока не вернется к первому игроку. Тот может «пустить» хлопок в обратном направлении. Скорость и ритм «волны» произвольные и отражают настроение играющих.

При выполнении упражнения важно, чтобы тот, кто «передает» хлопок, смотрел в глаза тому, кому он адресован.

5. Рефлексия. Педагог предлагает детям зарисовать свои впечатления, а затем просит их озвучить

(все рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал»).

Дополнительный материал для занятия

Загадка:
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!
(Лес).

Беседа педагога. На первый взгляд лес кажется пустым – одни деревья. А что еще можно увидеть в лесу, если внимательно приглядеться? Трава, кусты, грибы, ягоды, орехи, цветы, лекарственные растения, бабочки, муравьи и многие другие обитатели.

Медитативная игра «Воздушный бал».

Педагог предлагает детям превратиться в бабочек, стрекоз, мотыльков, жучков. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно. Распускаются цветы.

И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

 

ТЕМА 5. «ЦАРСТВО ДЕРЕВЬЕВ»

Цели:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка,
  • закрепление представлений учащихся о лечебных свойствах деревьев (психофизический аспект: способность набираться от них силы).
  • развитие чувства опоры,
  • расширить образное представление детей об окружающем мире. Воспитание чувства единства человека и природы.

Материал для занятия: мольберт; гуашевые краски; коврик для отдыха; фоновая изобразительная музыка.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (см. занятие1).

2. Создание игровой ситуации: В прошлый раз мы с вами искали Дюймовочку в лесу. Ребята, а у меня в ладошке есть сюрприз для вас. Хотите узнать? Разжимает ладонь, на которой лежит маленькое семечко (это может быть желудь иди семечко от любого другого дерева).

Дети рассаживаются около мольберта. Педагог рассказывает сказку, иллюстрируя рассказ рисунком (в действии).

Семечко долго спало в земле. Но пришла весна, солнышко согрело землю и из семечка проклюнулся росток, он пускал корешки и тянулся к солнышку. Скоро росточек превратился в стебелек, из которого выросло дерево. Потом на нем выросли листочки, а осенью они пожелтели и полетели путешествовать. Вместе с листочками полетели путешествовать и семена.

3. Разминка. Полетим за ними! Как закончится музыка, закончится и ветер, и мы остановимся. Под музыку дети разбегаются по залу, бегают врассыпную. По окончании музыки останавливаются.

4. Психофизические упражнения.

  • «Мы – деревья». Вокруг себя повернись – и в дерево превратись! Сколько разных деревьев. Представим, что все мы – каждый, отдельное дерево, видите, целый лес получился. Сколько тут деревьев разных: клены, березы, ясени, а вот могучий дуб, у него крепкие корни (дети принимают позу «дерева»). Мы превратились в эти могучие деревья, каждый – в то дерево, какое ему захочется. Наши ноги-корни уходят в землю.

  • Психофизическое упражнение «Если бы я был деревом».

Педагог читает текст, дети выполняют движения по тексту:

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли все глубже и глубже в землю,

Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить,

Но самое лучшее – мне не нужны были бы ботинки,

Потому что мои ноги назывались бы КОРНИ.

 

Если бы я был деревом,Моя кожа стала бы твердой и жесткой

И даже стала бы шершавой.

Она бы стала вся в буграх и бороздах.

Я даже чувствую, что она морщинистая.

Но эта моя новая морщинистая кожа

Защитит меня от ран.

А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки

На этой новой коже, которая называется КОРА.

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

Если бы я был деревом,

Мои руки тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки, одна за другой,

Сперва одна, потом еще и еще.

Как это здорово Так далеко и высоко дотянуться

И быть приютом для птиц,

Чтобы они могли отдохнуть.

И если мне повезет, они совьют на мне гнездо!

Эти новые, красивые и длинные руки

Будут называться ВЕТКИ.

 

Если бы я был деревом,

Мои руки покрылись бы почками,

А внутри каждой свернутой почки

Была бы маленькая птицефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались,

Становились бы зелеными и нежными.

Внутри каждой делалась бы еда, А в летний зной они делали бы прохладу и тень.

А осенью, когда холодает,

Они стали бы красными и золотыми, А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды – ЛИСТЬЯ.

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

 

Примечание: По ходу чтения детям предлагается представить, что ноги у них растут, становятся длиннее и длиннее. Предложите детям покачаться, как бы от ветра, или представить, что им хочется пить и они чувствуют, как вода поступает через ноги. Наши ноги – это корни. Ноги на ширине плеч, вдавите ноги в пол, почувствуйте, что это корни дерева. Туловище – ствол дерева, руки – ветви, а наша голова – это крона дерева, его макушка. Глубоко, из-под земли, в ноги притягиваем силу, собираем ее в левой стопе, поднимаем вверх по левой половине туловища и левой руке, делаем перекрест (как бантик) в правую половину головы. Из правой половины головы сок земли опускается вниз в крону дерева и нисходящим потоком спускается по дереву: от листьев в ветки, из веток – в ствол, в корни глубоко под землю. От корней дерева энергия устремляется в ноги и по левой стопе снова поднимается вверх.

Затем представим, что кожа дерева становится морщинистой – наморщиться, потом скривиться, почувствовав, что их кожу – «кору» кто-то режет. Предложить подвигать руками, представив, как растут новые ветки, развести в стороны пальцы, потом показать, как листья тянутся к солнцу.

Упражнение, регулирующее мышечный тонус:

А теперь – дует ветер, деревья закачались:

Дерево кончается где-то в облаках

дети поднимают рукивверх

Облака качаются на его руках

качание руками

Эти руки сильные рвутся в вышину,

движение качания усиливается

Держат небо синее, звезды и луну!

корпус качается вправо-влево.

Вот какие сильные здоровые деревья!

С окончанием текста все занимают исходное положение. Во время качания рук следует слегка перебирать пальцами – как колышущиеся листочки на деревьях. Подует ветерок и листочки шумят: ш-ш-ш!

Психогимнастика. Покажите, как ваше дерево реагирует на:

  • тихий нежный ветерок
  • сильный холодный ветер
  • ураган
  • мелкий грибной дождик
  • ливень
  • очень жарко
  • ласковое солнце
  • ночь
  • град
  • заморозки

5. Рекреационная нагрузка. Практическое освоение упражнения по выстраиванию оптимальной структуры тела:

  1. И.п. стоя, руки к плечам. Повороты грудным отделом;
  2. И.п. – руки на плечах. Наклон вперед (под прямым углом) Спина прямая.
  3. «Лук» – И.п. кулаки сзади на поясе, в районе почек. Делаем прогиб – то же с наклоном вперед. Позвоночник сопротивляется.
  4. Растягиваем одну руку вверх, другую вниз и наоборот. Пятки не отрывать.
  5. « Арлекино» – тряпичная кукла (бросать руки);
  6. «Хмурый ежик» – наклон головы. Сводим плечи, наклоняясь вниз.
  7. « Пропеллер» – заводим мотор (вращательные движения).

6. Релаксация.

Педагог – Ветер снова вдруг подул – все листочки с веток сдул! Полетели! (дети бегают врассыпную: важно приучать детей бегать каждому по своей дорожке, не сталкиваясь с другими детьми). Все листочки полетели и на землю тихо сели. Расстилаем наш «Волшебный коврик», и произносим волшебные слова:

1-2-3-4-5 – начинаем отдыхать!

Ложитесь на наш волшебный коврик, прикройте глаза. Вдохните несколько раз. Проследите, как воздух путешествует по вашему организму. Вот он «входит» в нос, и выходит из пяточек. А теперь можно увидеть что-то интересное.

... Представь себе лес, по которому ты бредешь. Стоит прекрасный ясный день, небо голубое, солнце светит ярко. Вокруг тебя стоят разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие. На какое дерево ты смотришь? Взгляни на цвет листьев и их форму. Позже ты сможешь их нарисовать.

Осмотри лес поближе. Где-то в этом лесу есть одно особенное дерево – это дерево будет с тобой разговаривать, только с тобой. Это дерево хотело бы стать твоим другом. Осмотрись вокруг получше и найди его.

Теперь медленно подойди к дереву поближе, не спеши. Почувствуй, как оно зовет тебя к себе: это может быть ощущение тепла, или холода, а, может быть, давления или сопротивления. Приложи ухо к его стволу. Ты слышишь, как сок течет по стволу дерева?

Прислушайся внимательно к голосу дерева, как он звучит? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Если ты услышал голос дерева, то можешь его внимательно выслушать. Ты умеешь это делать. Сосредоточься. Тише. Дерево хочет тебе что-то сказать, или спеть. Не пропусти ни одного слова, ни одной мелодии. Может быть, оно хочет тебя попросить, чтобы ты что-то для него сделал. Может быть, обрадуется тому, что ты его навестил. Возможно, дерево скажет тебе, что ты однажды станешь таким же большим и сильным, как оно. Попроси у него силы для тебя. Друзья всегда делятся. А, может быть, дерево поможет тебе решить твои сегодняшние проблемы. Благодарю вас, деревья, за ту силу, которой вы делитесь со мной, а я дарю вам свою любовь и нежность.

Спокойно сделайте вдох, выдох полной грудью. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Сделайте вдох и сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. Хорошо потянитесь всем телом, сбрасывая с себя остатки сна. Выдохните и опустите руки. Откройте глаза. Поморгайте. Разотрите свои ладошки до появления тепла. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями. Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Встаньте и. улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Вариант 2. В зависимости от целей занятия, педагог может провести релаксационный отдых детей с использованием релаксационной сказки.

Релаксационная сказка. Осенью со старого коренастого ветвистого дуба на землю упали желуди. Всю зиму проспали они, укрывшись опавшими дубовыми листьями и теплым пушистым одеялом из снега. Но весеннее солнышко растопило снежный покров. Талая вода напитала желуди (детки-желуди крепко спят, лежа в «половинной позе черепахи». Затем движениями, мимикой показывают, как набухают желуди). Желуди увеличились, лопнули со звоном и тоненькими нежными росточками потянулись вверх к солнышку. Зацепившись за камушек, комочек земли, росточек подтягивается, выкарабкивается, выбирается навстречу свету, прорастает все выше к своей цели. Давайте поможем ручками, движениями тела. Вот – мы уже близко к поверхности. Делаем усилие, проталкиваемся, еще, еще и выныриваем на поверхность. Чувствуем, что здесь все другое. Вдыхаем свежий бодрящий воздух. Продолжаем делать движения, они помогают росту. Тянемся к солнышку, открываем для себя новый мир. Раньше мы спали и не знали, как прекрасно вокруг, не видели красоты мира. Знали лишь свой маленький домик-желудь. Но в нем были законсервированы, заколдованы необыкновенно могучие силы. Талая вода, солнечный свет, весенний воздух избавили нас от этого колдовства. «Мы освободились для новой жизни – интересной, осмысленной. Надо много суметь, успеть сделать. Будем расти, стремиться к свету!»

(Разотождествление) Раз-два, вот и кончилась игра. Вы теперь опять девочки и мальчики!

7. Рефлексия. Нарисуй «свое» дерево и расскажи, о чем дерево тебе поведало (педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал»).

 

ТЕМА 6. «ЦАРСТВО ЗЕМЛИ»

Цели:

  • коррекция позвоночника. Вырабатывать чувство опоры, силы, которые вбираем от Земли.
  • профилактика плоскостопия, коррекция слуха,
  • формирование способности детей видеть объект под новым углом зрения,
  • воспитание чувства тождественности человека и природы.

Материал для занятия: «дорожка», сложенная из камешков, палки гимнастические, ребристая дорожка; коврик для отдыха; материал для рисования; фоновая изобразительная музыка, фонограмма птичьего пения.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (то же).

2. Создание игровой ситуации. Где мы искали Дюймовочку на прошлом занятии? (в лесу). . А Дюймовочка вышла на большое поле. Оно находилось сразу за опушкой леса. Куда идти? И решила она спросить у матушки-Земли. А вы, ребята, хотите услышать, что ей рассказала Земля? Для этого надо сделать несколько волшебных движений.

3. Разминка. Самомассаж (по Норбекову):

  • с юмором тянем ушные раковины вниз так, чтобы оттянулось внутренне ухо. В каждое движение вкладываем радость! (вешаем сережки)
  • легкое расслабление чередуем с более выраженным напряжением
  • потом аналогично тянем несколько раз вверх. Уши не оторвите!
  • Взяться за середину ушной раковины. Тянем в стороны и чуть назад от наружного слухового прохода. С каждым новым движением оттягивайте уши как можно дальше. Уши пока на месте? Отлично!
  • Круговые движения. Схватите все ухо как чебурек. Крутим аккуратно и бережно по кругу (в одну-другую сторону).
  • Прижимаем ладони к ушам и резко отрываем их, чтобы в ухе раздался хлопок (у кого повреждена или отсутствует барабанная перепонка, это упражнение выполнять нельзя).

Теперь наши ушки стали «слушки».

4. Рекреационная нагрузка.

Пропали вялость и сонливость, появилась бодрость и свежесть, так захотелось пройтись по Земле босиком. Мы идем по Земле, чувствуем пальчиками ног ее тепло, мягкость. Мы идем по траве, по камушкам, которые легко покалывают наши ноги. Земля как бы здоровается с нами и делится своей силой. Вот и музыка заиграла, приглашая нас пройтись босиком по Земле (педагог предлагает детям разуться).

Упражнения по профилактике плоскостопия.

Под звучание музыки (песня «Вся земля теплом согрета» А.Пугачевой или другого произведения подобного характера) дети выполняют упражнения по профилактике плоскостопия в форме танцевальной импровизации.

Для ее выполнения внести в группу «дорожку», сложенную из камешков, палки гимнастические, по которым дети пройдут через пропасть, крепко держась ступнями, чтобы не упасть, ребристую дорожку-тропинку в лесу и др.

5. Психофизические упражнения.

А теперь послушаем тишину. Может быть, услышим шаги Дюймовочки?

Упражнение на концентрацию внимания (из тишины доносятся тихие голоса птиц, они все ближе, ближе, ближе – вот уже весь зал полон птичьих голосов). Птицы поют гимн чистому голубому небу, раннему утру, гимн солнцу. Давайте подставим ладони солнечным лучам, и они наполнят нас светом и теплом – живительной энергией (руки перед собой, ладони вверх под 45 градусов): . Приветствую стихию Огня!

А если мы внимательно посмотрим на ладошки, то увидим: это маленькие солнышки, они излучают тепло, и каждый пальчик похож на лучик. Мы придумаем каждому пальчику ласковое имя (дети прикасаются к каждому пальчику и дают ему имя).

Спонтанный танец. Но вот птицы разбудили радостными голосами легкий ветерок. Попробуем показать руками, пальцами, всем телом, какой дует ветерок – сильный или слабый, где он гуляет – внизу или вверху? (руки поднять над головой ладонями кверху и параллельно Земле и покачать ими):

Приветствую стихию Воздуха!

Звукодвигательные упражнения. Попробуем пропеть голосом низкий и высокий ветерок, затем запрыгиваем на облако (на звук «а») и сверху внимательно наблюдаем, что же происходит там, внизу.

Наши руки, как капельки, тянутся вниз, к земле (руки перед собой, на 45 градусов вниз: вода стремится к земле):

Приветствую стихию Воды!

Телесноориентированное упражнение. «Бабочка». С цветка на цветок порхает бабочка. Вот мы вдохнули и стали бабочкой.

Описание упражнения: садимся на пол, ноги согнуты, ступни касаются друг друга. Кисти рук обхватывают ступни. Согнутые в коленях ноги совершают ритмичные, пружинящие движения вниз на растяжку. При выполнении этого упражнения можно войти в образ мотылька, порхающего над цветами.

Вот он выбрал себе цветок, сел на него и замер. Сложил крылышки (коленки поднимаются вверх), попил сладкого сока, поблагодарил цветок и полетел дальше.

6. Релаксация.

Бег. А теперь бабочки разлетелись, летают с цветка на цветок, догоняют друг друга (бег в свободном направлении под быструю, легкую музыку, звучащую в верхнем регистре, можно использовать пьесу Майкапара «Мотылек»). Налетались, остановились, сложили крылышки, огляделись вокруг и произнесли (руки вниз, параллельно земле):

Приветствую стихию Земли и всех живых существ, находящихся в ней, видимых и невидимых!

А вот и наш «Волшебный коврик»! Произнесем волшебные слова:

«1-2-3-4-5 – начинаем отдыхать!»

Проходите на волшебный коврик и ложитесь (желательно головой на север), прикройте глаза. Вдохните несколько раз. Проследите, как воздух путешествует по вашему организму. Вот он «входит» в нос, и выходит из пяточек. А теперь можно увидеть что-то интересное.

Релаксация на спине, на боку (удобную для себя позу выбирает каждый ребенок произвольно) . Ощутим себя одетыми в широкие, колоколообразные костюмы, которые начинаются сверху прямо от шеи. Полностью заполним собою все пространство под этим колоколом. Втянем туда и голову, мы стали похожи на маленький шарик, на маленькую Землю. И в этом состоянии, как колобок, катимся легко по поверхности Земли – по какой-нибудь дорожке среди лесов, полей, лугов. Чувствуем Землю. Сверху светит дающее нам жизнь любящее солнце. Прислушаемся, как стучат наши сердечки: тук-тук, тук-тук. Наши сердечки бьются вместе с большим сердцем Земли: тук-тук, тук-тук. Посылаем привет Северному полюсу Земли, который находится в районе нашей головы, затем Южному полюсу в том месте, где у нас находятся ноги, наша левая рука шлет привет Востоку, левой части земного шара, а правая рука приветствует Запад – правую часть земного шара. Вдохнули, собрали немножко слюны, проглотили, повторили. Водой, реками, морями и океанами, омывается Земля и наш организм. Поприветствуем их. Мы шлем привет и горам, и долинам Земли. Как мы похожи на Землю, хотя и отличаемся размером. Мы твои маленькие детки, Земля! Будем же тебя любить и беречь.

«Пробуждение»: Окунаемся в утреннюю свежесть и чистоту, которые наполняют нас бодростью, силой и здоровьем. Ощущаем радость, единство со всем миром. Поднимаем руки вверх, потягиваемся, как после сна, пробуждаемся для красоты. Вдохнули. Впускаем в себя поток утренней свежести (руки опускаются к плечам, как бы помогая этому потоку влиться в наши тела). Выдохнули. Умываемся солнцем, заливаем его в каждую клеточку тела.

7. Рефлексия. Педагог предлагает детям зарисовать свои впечатления, а затем просит их проиллюстрировать свои рисунки рассказом (все рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал»).

Видимо, под землей надо искать Дюймовочку. Но туда мы отправимся в следующий раз.

 

ТЕМА 7. «ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО»

Цели:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата (через работу с образами животных),
  • коррекция зрения, слуха,
  • активизация и развитие тактильной, зрительной памяти ребёнка,
  • развитие познавательных способностей, образного мышления.

Материал для занятия: иллюстрации крота и мыши или игрушки; игрушка Гномик; коврик для отдыха; коллекция камней-минералов; фонограммы: Э.Григ «Шествие гномов», песенка «Чик и Чикибрик» муз. Савельева, фоновая изобразительная музыка.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (см. занятие1).

2. Создание игровой ситуации. (дети сидят в кругу) Помните, ребята, куда нас направила Земля? В свое Подземное царство. А чтобы туда попасть, она прислала своего маленького проводника, гномика по имени Чик. Вот он (показывает игрушку). Чик хочет с каждым из вас поздороваться (дети передают друг другу игрушку по кругу). Чик принес для нас в своем мешочке что-то интересное. Хотите посмотреть? (дети рассматривают камни, в этой коллекции могут быть различные камни, например, яшма, янтарь, аметиста, кварц и др. в процессе рассматривания камней важно получить каждому ребёнку тактильные ощущения от прикосновения к ним). Ребята, хотите побывать в кладовых Земли? Тогда – в путь!

3. Разминка. Звучит песня «Чик и Чикибрик». Дети двигаются за гномиком, которого держит в руках ведущий (змейкой, друг за другом, бегом, прыжками, хлопая руками над головой и др.).

4. Психофизические упражнения. Мы так долго шагали, сделаем привал. Гномик научит нас волшебным движениям.

Выполнение упражнения по улучшению кровообращения позвоночника:

1 – Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой;

2 – Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться к потолку. Спина прямая, при этом необходимо почувствовать, как позвоночник растет, вытягиваясь вверх. Руки не сгибать в локтях, а тянуть вверх. Как бы «толкая» ладонями потолок. Шею не напрягать. Дыхание спокойное.

3 – Сядьте поудобнее. Сделайте 2-3 вдоха и выдоха, удлинняя выдох. Мысленно настройтесь на паузу отдыха.

4 – Разотрите ладонь о ладонь до появления тепла. Помассируйте пальцы согретыми ладонями, разотрите ушные раковины.

5 – Затем указательные пальцы вставить в ушные раковины, как бы освобождая их от воды.

6 – «Тыква» (движение головы по кругу) – «Посмотрим, где Дюймовочка».

Игра на развитие двигательных способностей «Поймай мышь»: Недалеко он нас находится мышиная норка. Попробуем поймать мышку? Представьте мышку, которую вы хотите поймать. Все представили? Крадитесь за ней как можно осторожнее, тише, не спугните ее. А если вы ее поймали, возьмите осторожно в руки, погладьте, осмотрите и отпустите. Пусть бежит по своим делам!

Упражнения для глаз (для цилинарных мышц, управляющих хрусталиком): Ребята, вы помните, кто чаще всего приходил в гости к полевой мыши? (Крот) А чем он отличался от мыши, Дюймовочки, от нас с вами? Правильно, он был слепой. Он не видел солнечный свет. А что если мы поможем кроту вылечить глаза? Я научу вас «Гимнастике волшебников», которая поможет глазам всегда быть здоровыми. Хотите?

1 – Голова прямо, резко поднять глаза вверх-вниз, затем слева-направо (не поворачивая головы, следя за направлением взгляда). Мысленно произносить за взглядом:

Image

Постарайтесь представить себе, что через тело и голову проходят потоки, несущие здоровье и хорошее настроение. А наши глаза направляют эти потоки.

2 – Прикрыть глаза, сосредоточить внимание на кончике носа; свести глаза к носу, сосчитать до «5». Развести взгляд: постараться увидеть оба уха сразу. Затем снова к носу (9 раз)...

3 – Закрыть глаза, положить на сомкнутые веки подушечки среднего, указательного и безымянного пальцев. Слегка надавить. Очень осторожно массируем глазные яблоки. Направление движения в обе стороны (10 раз).

4 – Быстро поморгать.

5 – Отдохнуть. Закрыть глаза, представить тихий вечер у воды, расслабить глаза.

5. Релаксация.

Игра «Роем подземный ход». За то, что мы научили крота гимнастике волшебников, он решил нам показать подземную кладовую. Хотите там побывать? Тогда мы превратимся в кротов и выроем подземный ход.

(идентификация): Чтоб в кротов нам превратиться, надо встать на четвереньки, и подвигаться немножко, помогая себе носом, и локтями, и ногами (дети на четвереньках продвигаются, помогая себе локтями, ногами, носом и другими частями туловища). (Звучит музыка Грига «Шествие гномов», в заключении дети занимают места на «волшебном коврике», на котором сидит игрушка-гномик).

Отдых: Вот мы в Подземном Царстве. Посмотрите, ребята, здесь живут маленькие гномики. Вот один из них встречает нас. Как тебя зовут? (гномик представляется): Чикибрик. Он предлагает отдохнуть и послушать интересную историю (дети ложатся на «волшебный коврик»). А теперь успокоим наше дыхание: вдох-выдох-пауза (3 раза)... Вот что рассказал нам маленький гномик Чикибрик. Его друзья-гномики очень трудолюбивы! День и ночь возят они на своих маленьких тележках самоцветы. Но показывают они свои богатства только добрым людям, а злых и жадных заманивают в глубокие пещеры. Вечером, после работы, собираются гномики в своей волшебной пещере, достают сундучки и любуются драгоценными камнями. А еще гномики любят слушать и рассказывать истории и легенды о камнях. Вот одна из них:. Сын бога Солнца Фаэтон, управляя колесницей, приблизился к Земле и навлек на нее пожары. Разгневанный Зевс сбросил юношу с колесницы. Пожары прекратились, а мать и сестра Фаэтона принялись горько оплакивать его гибель. Рыдая, они превратились в деревья, а их слезы обратились в прекрасные кусочки янтаря. если к камням относиться как к живым существам, полюбить их, то в ответ они полюбят вас и станут вашим талисманом, будут защищать и дарить силу. Прикройте глаза, посмотрите, какие богатства подземной кладовой показали вам гномики. Вот красный камень – яшма, а этот оранжевый – янтарь, желтый – сера, зеленый – амазонит, голубой – бирюза, синий – лазурит, фиолетовый – аметист, киноварь, белый – кварц, прозрачный камень – горный хрусталь. Теперь гномики покажут каждому «свой камень», вглядитесь внимательно, постарайтесь запомнить его цвет, форму. (пауза). Этот камень будет вашим «камнем здоровья», который будет помогать вам, когда у вас что-то заболит Рассмотрите его еще раз внимательно, запомните цвет, форму камня. Мы не можем взять этот «волшебный камень» с собой, но мы постараемся его запомнить и нарисовать. Последний раз взглянули на камешек... А теперь вдохнули, потянулись, как после сна, пробуждаемся для красоты. Впускаем в себя поток утренней свежести (руки опускаются к плечам, как бы помогая этому потоку влиться в наши тела). Выдохнули. Умываемся солнцем, заливаем его в каждую клеточку тела. Открыли глазки. Перевернулись на живот, потянулись, и как добрая кошка, выгнули спинку и поднялись. Хорошо! Поблагодарим «волшебный коврик» за путешествие в подземную кладовую.

6. Рефлексия: А теперь – за работу! На память о нашем увлекательном путешествии нарисуйте тот камень, который вам подарили гномики (материал дети выбирают самостоятельно). Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».

 

ТЕМА 8. «ЦАРСТВО ПТИЦ»

Цели:

  • научить детей различным способам активизации жизненной силы,
  • улучшение работы позвоночных дисков через конструирование структуры тела,
  • развитие направленности воображения,
  • воспитание эмпатии к окружающим.

Материал для занятия: иллюстрации птиц; коврик для отдыха; Музыка покоя для детей; фоновая изобразительная музыка, фонограмма птичьего пения; материал для рисования.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (см.занятие 1).

2. Создание игровой ситуации. (дети сидят в кругу). Сегодня к нам заглянули необычные гости. Хотите
узнать, кто? Тогда закройте глаза и внимательно послушайте тишину (дети закрывают глаза. Звучит фонограмма пения птиц). Правильно, это птицы приглашают нас в свое Царство Птиц. Хотите там оказаться? Только для этого каждому из вас надо сделать доброе дело: спасти птенца. Все согласны? Ну, что, ребята, начнём?

... Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, возьмите птенца. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладонь к своей груди, поделитесь с ним добротой своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам! (игра «Спаси птенца»).

3. Разминка. Вот мы и в Царстве Птиц. Тут любой может летать! Хотите полетать? Полетели! (дети врассыпную бегают, имитируя полет).

4. Психофизические упражнения.

Упражнение на развитие чувства эмпатии, осознание сердца как важной составляющей организма, отвечающей за чувства.

...Ребята, вспомните, как Дюймовочка узнала, что Ласточка жива? (она приложила ухо к груди ласточки и услышала, как стучит ее сердце) Приложите ухо к груди своего друга и послушайте, как бьется его сердце.

Телесноориентированные упражнения.

А когда птенец подрастет, может быть, он превратится в прекрасного лебедя? Дети выполняют «Позу лебедя»:

И.п. Встаньте на колени, сядьте на пятки. Прямые руки за спиной сомкните в замок. Сделайте вдох.

1 – Выдыхая, медленно наклонитесь вперед, плавно поднимая руки как можно выше. Лбом старайтесь коснуться пола. Внимание на позвоночнике. Дыхание спокойное.

2 – Вдох. Спокойно поднимите туловище, одновременно опуская руки. Отдохните. Спокойно подышите.

А, может, превратимся в сову? Дети выполняют

«Позу совы»:

Описание: повороты головы направо-налево. Спина прямая. Руки вдоль туловища.

 

5. Релаксация.

Подвижная игра «Филин и пташки».

Перед началом игры каждый выбирает названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (дети могут объединяться в подгруппы). Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Отдых. Дети занимают места на «волшебном коврике».

...Ложитесь поудобнее. Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем, дышится легко, ровно, глубоко. Вдох-выдох. Расслабились. Всем нам часто снятся сказочные сны. Пусть сегодня мы попробуем превратиться в птиц. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство воздуха, царство, в котором живут птицы. Мы подышим как птицы: вдох-выдох. Широко раскиньте руки-крылья. Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и резко выпрямите...Глубокий вдох...и.. мы взлетели! Вдох-выдох (3 раза) Мы летим, не чувствуя своего тела, оно легкое как пушинка. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада. тишина...покой...Вдох-выдох (3 раза).Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица! Вдох-выдох. Мы плавно летим, нам нравится наше новое состояние легкости и полетности. Спускаемся пониже, еще ниже, еще ниже. Совсем близко поле, лес, дом, люди. Вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого-то не все получилось – не беда. Нужно только очень-очень верить в себя!

6. Рефлексия. Дети рисуют свои впечатления (что они видели и ощущали). Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».

 

ТЕМА 9. «ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ»

Цели:

  • закрепление различных способов активизации жизненной силы,
  • раскрепощение голосового аппарата,
  • развитие управляемости воображения («входить» в воображаемые ситуации и «проживать» их),
  • воспитание чувства уверенности.

Материал для занятия: игрушки кошка, львенок, коврик для отдыха; песня Г.Гладкова «Я на солнышке лежу»; фоновая изобразительная музыка; материал для рисования.

Ход игры-путешествия

1. Вводная часть. Приветствие (то же).

2. Создание игровой ситуации, разминка: Представьте себе, что сейчас утро. Вы просыпаетесь в привычное для себя время и вдруг обнаруживается, что вы можете стать сегодня каким-то чудесным животным. Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

3. Психофизические упражнения. Телесноориентированные упражнения.

Выполнение «поз»: (после каждого выполнения «позы» дети выполняют «качалочку»).

– Может, это тело доброй кошки? Встаньте на колени, руки и бедра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно прогнитесь в пояснице. Дыхание спокойное. Позу «доброй кошки» закрепляйте добрыми мыслями.

– А, может, кошки, приготовившейся к прыжку?

И.п. то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Думайте о том, что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий, сосредоточьтесь на своей выгнутой спине.

  • Может быть, это ласковая кошка? Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол, локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу, спину плавно прогните. Можете даже помурлыкать, если хотите. Дыхание спокойное. Выдыхая, мысленно посылайте струю воздуха по позвоночнику сверху вниз. Отдохните, лежа на животе, пока не пройдет напряжение мышц.

  • Вдруг кто-то захотел стать тигром на охоте? Он учит своих детенышей охотиться. Тигр очень медленно выставляет одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую лапу. Выгибает спину и медленно осторожно крадется к добыче. Потом он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!». Тигрята повторяют все вместе за ним.

  • А, может, кто-то представил себе льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. «Поза льва». Встаньте на колени, хвостики опустите на пятки. Спина прямая. Ладони положите на колени. Смотрите перед собой. Опираясь на руки, с напряжением приподнимите плечи. Откройте рот, надо максимально высунуть язык, глаза широко раскрыть, напрячь пальцы рук, раздвинуть их как можно шире. Рычи, лев, рычи, как можно громче!!!

4. Релаксация.

Подвижная игра. «Покатаемся вместе с львенком». Музыка из сказки «Как львенок и черепаха пели песню» муз. Г. Гладкова.

Хотите покататься с львенком? Разделимся на пары (один впереди, другой сзади, держимся за руки). Бег в парах, произвольно. Затем меняемся местами.

Отдых. «Позагораем на солнце со зверями». Релаксация на спине с фиксацией внимания на дыхании. Звучит «Музыка покоя для детей» Г.Эванс. Дети закрепляют умение расслабляться и ритмично дышать.

...А теперь мы вместе с нашими друзьями отдохнем и позагораем на солнышке. Ложитесь на спинку, положите ваши руки вдоль тела ладошками кверху. Какое яркое солнце светит нам в глаза, прикройте глаза, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно дышите: вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох (1 мин.)... Нам хорошо, тепло под лучами солнышка, рукам нашим хорошо, тепло, ногам тепло, солнышко пробежало от макушечки к носочкам. Хорошо! (1-2 мин.).

«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища): Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).

А сейчас перевернемся на животик, вытянем перед собой руки, подтянем их к себе, встанем на четвереньки, не забудем, как львеночек, прогнуть свою спинку, сядем на пяточки и потянемся. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный. Спасибо вам, добрые животные, за то, что вы поделились с нами частичкой здоровья!

5. Рефлексия. Дети рисуют животное, с которым они «подружились». Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».{/mosregread}

 

ТЕМА 10. «ВОЛШЕБНОЕ ЦАРСТВО ЗДОРОВЬЯ»

Цели:

  • дать учащимся представление о тесной взаимосвязи человека и Живой Природы через понятие «волшебный мир Природы»;
  • осознание учащимися духовно-нравственного понятия «Любовь» (окружающий мир создан для любящего человека);
  • подвести учащихся к пониманию того, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях практические навыки по управлению собственным психологическим и физиологическим состоянием.
  • Материал для занятия: коврик для отдыха; иллюстрация ласточки; музыка покоя; фоновая изобразительная музыка; материал для рисования.

    Ход игры-путешествия

    1. Вводная часть. Приветствие (см. занятие1).

    2. Создание игровой ситуации: (дети сидят в кругу). Мы искали с вами, ребята, Дюймовочку в разных Царствах. Где мы были, мы не скажем, а кого видели – покажем! (дети изображают то, что им запомнилось, другие – отгадывают). А все эти Царства находятся в одном большом Царстве Природы.

    3. Разминка.


    Давайте прислушаемся. Проводится игра «В доме моем тишина»: (дети выполняют движения по тексту): В доме моем тишина, в доме моем я одна Только слышно: шуршунчики шуршат, (потирают ладошками друг о друга)

    Только слышно: шуршунчики шуршат, Шуршунчики шуршат, Шуршунчики шуршат.. В доме моем тишина, в доме моем я одна Только слышно: сопунчики сопят, (сопят) Только слышно: сопунчики сопят, Только слышно: сопунчики сопят, Сопунчики сопят, сопунчики сопят. В доме моем тишина, в доме моем я одна Только слышно: стукунчики стучат, (стучат кулаком одной руки по кулаку другой) Только слышно: стукунчики стучат, Только слышно: стукунчики стучат, стукунчики стучат, стукунчики стучат.


    4. Телесноориентированное упражнение: «Ласточка».

    Слышите, ласточка готовится к дальней дороге. Мы остановимся возле нее и повторим все за ней. Дети выполняют «Позу ласточки»:

    И.п. стоя на одной ноге, туловище наклонено. Голова поднята. Руки в стороны. Держим равновесие.

    Наша ласточка готовится к дальней дороге. Чтобы набраться силы, она делает такую гимнастику:

    1. Расправим крылышки, почесали клювиком грудку, наклоны головы вперед, подбородком «растирать» ключицу.
    2. Наклоны головы назад – затылком растирать мышцы плечевого пояса.
    3. Ставим руки под подбородок, руками удерживаем сопротивляющийся подбородок.
    4. Руки откидываем на затылок и киваем головой назад – руки сопротивляются.
    5. Расслабление мышц шеи – медленное вращение головой.
    6. Плечами делаем круговые движения вперед-назад.
    7. Повороты головы вправо, левое плечо вниз и наоборот.
    8. Одна рука тянется назад, другая вверх. Поменяли руки.
    9. Руки ладошками внутрь и ребрами поставить сзади или спинами; повернемся друг к другу спинами и потремся.
    10. Руки разогреем (потрем ладошка о ладошку), успокоим и мягкими движениями погладим лицо, шею. Бросили руки, «сбросили» напряжение. Стряхиваем с себя сонливость, лень, нерешительность.

    – Полетели! (бег в произвольном направлении)

    5. Психофизические упражнения: . А сейчас мы посмотрим, что делает Дюймовочка.

    • (дети выполняют движения по тексту): ...Дюймовочка вышла на поле, и протянула к солнцу руки: «Прощай, солнышко, прощай!». Потом она увидела маленький красный цветочек, обняла его и сказала: «Поклонись от меня, цветочек, милой ласточке!». И вдруг раздалось над ее головой: «Тви-вить! Тви-вить!» (дети повторяют). Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку. .«Полетим со мной, милая крошка!»,– предложила ей ласточка, и Дюймовочка ответила: «Да, да, я полечу с тобой!». Она села ласточке на спину.
    • «Птица перед полетом» (напрягать и расслаблять мышцы спины) – Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек.).

    6. Релаксация.

    «Полет птицы» (Муз.П.Мориа) – дети выполняют танцевальную импровизацию на фоне текста: . Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. . Но вот и теплые края! Но ласточка летела все дальше. И вот они очутились. на берегу прекрасного голубого озера, посреди зеленых кудрявых деревьев, среди цветов.

    Отдых: Мы сделаем плавную посадку на «волшебный коврик» (дети и ложатся на волшебный коврик). Отдохнем среди прекрасных цветов и узнаем, что произошло с Дюймовочкой и ласточкой. Вдох-выдох. Почувствуйте приятный сказочный аромат волшебных цветов. Вдох - выдох.

    (отдых проходит на фоне чтения фрагмента сказки «Дюймовочка», при этом дети занимают произвольные позы) «Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали легкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. Это был король эльфов. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут. – «Дюймовочка»,

    – «Милая Дюймовочка, согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов?».

    Дюймовочка поглядела на красивого эльфа. и сразу согласилась. Тогда из каждого цветка, перегоняя друг друга, вылетели эльфы. Они окружили Дюймовочку и одарили ее чудесными подарками. Но больше всех других подарков понравились Дюймовочке крылья – пара прозрачных легких крылышек, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке за плечами, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то была радость!

    – Тебя не будут больше звать Дюймовочкой. У нас, эльфов, другие имена, – сказал Дюймовочке король. – Мы будем называть тебя Майей! И все эльфы закружились над цветами в веселом хороводе, сами легкие и яркие, как лепестки цветов».

    ...Оглядимся вокруг, вдохнем нежный аромат цветов: белых, желтых, оранжевых, с голубыми стебельками. Жители этого сказочного царства веселые, счастливые, здоровые. У них радостное настроение, они верят в добро, умеют правильно ухаживать за своим телом, дружат с природой, которая дарит им силы, поэтому они всегда здоровы, веселы, жизнерадостны. Как зовется ваше Царство? – спросили мы у пролетающих мимо нас эльфов.

    – «Царство Здоровья!» – ответили они. Мы знаем, как просить силы у солнышка, у дерева, животных, чтобы они поделились ею с нами для здоровья, а взамен мы отдаем им свою любовь; у воздуха мы научились «держать себя в руках», а у воды – черпать силы для нашего здоровья. Эльфы протянули нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и. чувствуем, как в наше тело входят тепло, покой, доброта, здоровье...

    • «Пробуждение»: (расслабить тело, слегка запрокинуть голову, закрыть глаза). Окунаемся в утреннюю свежесть и чистоту, которые наполняют нас бодростью, силой и здоровьем. Ощущаем это состояние. Поднимаем руки вверх, потягиваемся, как после сна, пробуждаемся для красоты. Впускаем в себя поток утреннего свежести (руки опускаются к плечам, как бы помогая этому потоку влиться в наши тела). Умываемся солнцем, заливаем его в каждую клеточку тела. Превращаемся в травинку, в зеленый росточек. Налетает утренний ветерок. Все тело колышется, танцует, как травинка под лучами утреннего солнца.

    Гармоничный танец «Лотос»: Ребята, а что если мы сейчас с вами станем одним большим волшебным цветком? Дети садятся на «волшебном коврике» в круг, соприкасаясь ступнями вытянутых вперед ног. Все вместе они создают лотос, каждый является его лепестком. Можно покачивать поднятыми руками, как бы под ветром. Можно взяться за руки и наклониться вперед, закрывая цветок в бутон, а затем разогнуться, разомкнуть руки и лечь на пол, впитывая в себя льющийся сверху солнечный свет. Снова сесть. Затем один из детей начинает кружиться в центре, изображая середину цветка, он прикасается к следующему ребёнку и так другой присоединяется к танцу, третий. Дети образуют внутренний круг, плавно кружатся. Возможны различные вариации этого упражнения.

    Рефлексия. «Волшебный цветок» (дети выполняют коллективную работу).

    Затем педагог записывает рассказы детей в «Волшебный журнал».

    Юматова Дина Борисовна,
    зав. отделением психолого-педагогической помощи
    ГУ СО МО РЦДП «Горизонт»

    Лепёхина Любовь Николаевна,
    логопед,

    Канте Ирина Павловна,
    преподаватель изобразительного искусства
    НОУ «Позиция» Московская область,
    г. Железнодорожный


    1 Сшитый из х/б материала коврик, размер приблизительно 5х6, однотонный или с рисунком.

    2 Фонопедия (греч.) – обучение звуку