Инновации и эксперимент в образовании

Что нам мешает говорить на одном языке или трудности подготовки публичных докладов школы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Вальдман А.И., Косарецский С.Г., Мерцалова Т.А.   
27.10.09 23:57

В статье обсуждаются наиболее проблемные вопросы и затруднения, возникающие в реальной практике подготовки и презентации публичных докладов школы. В следующем номере журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» будут предложены рекомендации по их преодолению.

Журнал: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 4/2009
Раздел: Теория и практика управления инновациями

Вальдман Игорь Александрович,
директор
Центр международного сотрудничества по развитию образования
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
г. Москва

Косарецкий Сергей Геннадьевич,
к. психол. н., руководитель Центр стратегических разработок
ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
Московская область

Мерцалова Татьяна Анатольевна,
к.п.н., ведущий научный сотрудник Центр стратегических разработок
ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
Московская область

Что нам мешает говорить на одном языке или трудности подготовки публичных докладов школы>

Что нужно учитывать при подготовке публичного доклада школы?

Пожалуй, одним из наиболее значимых преобразований, происходящих в российском образовании в последние 10-15 лет, является переход к открытой, ориентированной на внешнего потребителя образовательной системе.

Международная практика и имеющийся отечественный опыт показывают, что эффективным механизмом обеспечения открытости школы и организации взаимодействия с потребителями ее услуг является публичный доклад.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Встречают по одёжке

Публичный доклад – это не только информационный, но и презентационный документ, на основании которого у читателя будет складываться конкретное представление о школе и в известной степени – отношение к ней. В этой связи следует особое внимание уделять вопросам его оформления.

При проведении экспертизы публичных докладов общеобразовательных учреждений Московской области и ХМАО было отмечено большое количество случаев, когда данный документ оформлен небрежно: текст содержит грамматические и стилистические ошибки; отсутствует единый стиль форматирования (шрифты, заголовки, абзацы и др.); неадекватно оформлены схемы, диаграммы, таблицы и т.п. (разный формат заголовков, не всегда указываются источники, используется разный размер и тип шрифта); структура текста не сформирована и не оформлена в едином стиле.

Специфическим недостатком ряда публичных докладов является отсутствие официальных реквизитов документа, таких как: оформление титульного листа (в том числе место и дата публикации); представление официальных реквизитов учреждения, включая полное название, почтовый адрес и адрес официального web-сайта; контактные данные (телефоны, e-mail).

Образовательные учреждения любят насыщать доклад фотографиями. Правильно подобранная фотография является хорошим средством иллюстрации, привлекает внимание и формирует эмоциональное отношение к тексту доклада. Однако очевидно, что нельзя превращать доклад в фотоальбом.

Редко можно встретить примеры оригинального, интересного и функционально грамотного дизайнерского решения текста доклада, способного привлечь внимание читателя.

Почти все перечисленные выше недостатки, кроме дизайнерского оформления публикации, не требуют специальных знаний и усилий со стороны школы. Необходимая редакторская работа вполне по силам учителям русского языка и литературы. Отсутствие такой работы опять-таки свидетельствует о том, что пока школы относятся к подготовке доклада как к обременительной обязанности и не видят в этой деятельности возможности создания эффективного способа коммуникации с внешним миром.

Как повысить эффективность школьного доклада мы рассмотрим в следующем номере журнала.


1 Информационный доклад школы: Методическое пособие для руководителей учреждений образования. – СПб.: КАРО,2007.

2 Вальдман И.А. Общественное участие в образовании: что происходит на уровне школы. //Вопросы образования, №3, 2009.

3 Мерцалова Т.А. Аналитические материалы по организационным, содержательным, методическим аспектам внедрения публичной отчетности в ХМАО. - М., АСОУ, 2008.

Подготовка публичных докладов (отчетов) общеобразовательных учреждений за 2007-2008 г. (экспертно-аналитические материалы). – М.: АСОУ, 2008.

4 Селиверстова И.В., Косарецкий С.Г. Родители и школа: знакомые незнакомцы // Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования. Сборник. Архангельск. 2009

5 Подготовка публичных докладов (отчетов) общеобразовательных учреждений за 2007-2008 г. (экспертно-аналитические материалы). – М.: АСОУ, 2008.

6 Мерцалова Т.А. Аналитические материалы по организационным, содержательным, методическим аспектам внедрения публичной отчетности в ХМАО. – М., АСОУ, 2008

7 Сегодня в уставах и локальных актах многих школ закрепляется компетенция Совета общеобразовательного учреждения по участию в подготовке и полномочие по согласованию и утверждению доклада. Также существуют регламенты участия Совета в подготовке доклада.

8 Константиновский Д.Л., Агранович М.Л., Дымарская О.Я. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению принятия решений. – М.: Логос, 2006.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В. С., Куракин Д.Ю. Отчёт по исследованию «Выявление динамики запросов участников образовательного процесса как субъектов общественного договора на основе мониторинговых исследований», 2008.

Вальдман И.А. «Каждый родитель желает знать... Как подготовить открытый отчёт школы». Управление школой. №13, 2005.

9 Вальдман И.А. Общественное участие в образовании: что происходит на уровне школы. //Вопросы образования, 2009 (в печати).

10 Вальдман И.А. Общественное участие в образовании: что происходит на уровне школы. //Вопросы образования, 2009 (в печати).

11 Мерцалова Т.А. Аналитические материалы по организационным, содержательным, методическим аспектам внедрения публичной отчетности в ХМАО. – М., АСОУ, 2008

Подготовка публичных докладов (отчетов) общеобразовательных учреждений за 2007-2008 г. (экспертно-аналитические материалы). – М.: АСОУ, 2008.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании