Инновации и эксперимент в образовании

Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся PDF Печать E-mail
Добавил(а) Бычкова Е.Ю.   
29.10.09 21:33

В статье говорится о роли телекоммуникационных проектов в развитии коммуникативной компетентности учащихся; описываются примеры телекоммуникационных проектов международного уровня.

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты

Бычкова Евгения Юрьевна,
учитель английского языка 
школы-интерната № 19
ОАО «РЖД» г.Новокузнецк

Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Как можно развивать у учащихся устойчивую мотивацию иноязычной деятельности и влиять на развитие коммуникативной компетентности?

 

«Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области».

Из доклада доктора педагогических наук А.В. Хуторского на X-ой Всероссийской дистанционной августовской научно-педагогической конференции "КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем, и связан он с идеалами гуманистического направления в философии и образовании.

Образовательная политика России, отражая общественные интересы в сфере педагогики, учитывает вместе с тем тенденции мирового развития, такие как переход к постиндустриальному, информационному обществу. Решающую роль в достижении полноты и доступности информации приобретает использование современных информационных технологий, таких как компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, интерактивное телевидение и т.д.

Учебный телекоммуникационный проект – это совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы действия. В его основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся.

Это новая педагогическая технология в последнее время находит все большее применение в обучении иностранным языкам. Она была в свое время очень хорошо описана в статье Е.С. Полат «Интернет на уроках иностранного языка» (2). В частности, там говорится: «Международные телекоммуникационные проекты уникальны для нас тем, что дают возможность создать реальную языковую среду. Никакие другие методы и технические средства не позволяли нам до этого создавать такие условия... Совершенно очевидно, как для учителя, так и для ученика, что любая ситуация, любая ролевая игра на уроке – условность. С их помощью можно создать мотивацию для иноязычных высказываний, но нельзя сформировать подлинную потребность, а значит, подлинную коммуникацию».

Эту задачу позволяют решить элементы личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучении. Их составляющими наряду с дифференциацией, индивидуализацией, разноуровневостью, про-фильностью является проектная работа и портфолио ученика.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Сейчас вы можете их увидеть на личном сайте испанского руководителя этого проекта Нахо Монторио http://nacho.montorio.info/seccion/fotos/fluvi-around-the-world/. Там наряду с нашими снимками есть фотографии из США, Канады, Австралии и других стран. Кстати, как мы потом узнали, в Россию была послана только одна игрушка, в школу-интернат № 19 ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк.

Таким образом, можно смело сказать, что международные телекоммуникационные проекты распахивают окна в широкий мир, а это всегда диалог культур. Они обеспечивают расширение пространства общения, тем самым, способствуя реализации основной цели обучения иностранным языкам – формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Кроме того, участвуя в таких проектах, дети учатся уважать проявление культуры других народов, то есть быть способными к межкультурному взаимодействию. Также эта педагогическая технология создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка и формирует у него умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Литература

  1. Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации -школе: пособие для учителя. – М.: ИСО РАО, 1996.
  2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2.
  3. Дашниц Н.Л. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. //Информатика в образовании. - 2001. - № 2.
  4. Корсун Э.Н. Проектная деятельность учащихся. // Образование в современной школе. - 2005. - № 3.
  5. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании