Инновации и эксперимент в образовании

Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Голоднова Л.В.   
29.10.09 23:59

Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов

Как можно создать образовательную среду школы, развивающую у учащихся социальную адаптацию?

Актуальность проблемы адаптации и самоактуализации заключается в том, что современное общество заинтересовано помочь ему развить свой потенциал, сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации и самоактуализации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Немаловажное значение в связи с этим приобретает проблема социальной адаптации.

Нынешняя российская система образования переживает разные этапы изменений. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Однако можно отметить, что в настоящее время проблема самоактуализации и адаптации личности на таком важном возрастном этапе, как молодость, юность недостаточно разработана; базовые и дополнительные конструкты, составляющие структуру потребности самоактуализации, не достаточно изучены.

Что обычно толкает нас к развитию, к каким-то изменениям? Почему человек, привыкший поступать, думать и взаимодействовать каким-то определенным образом вдруг меняет устоявшиеся стереотипы, ищет новые способы, стремится получить новые знания?

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы хотели бы рассмотреть понятие социальной адаптации, к которому мы обращаемся в нашей статье.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Учебная деятельность ученика, насыщенная моделируемыми жизненными ситуациями, приобретает в нашей школе разные формы, наиболее успешными из них, как показал наш опыт, являются инновационные и исследовательские проекты. К примеру, инновационным проектом, ставшим хорошей традицией нашей школы, является «День лицеиста». К этому дню и учащиеся, и педагоги, и родители начинают готовиться задолго: готовят сценарий, собирают материалы, учат роли, готовятся к конкурсам смекалки, эрудитов, юмора, к участию в проблемном семинаре. Апогеем Дня лицеистов является посвящение в лицеисты, которое обычно проходит в концертном зале, где лицеисты демонстрируют культуру владения русскими традициями. На празднике, куда лицеисты приходят в бальных костюмах, они танцуют вальс, мазурку, полонез. Праздник становится незабываемой вехой в развитии каждого участника.

Image

Еще одним инновационным проектом является школьное научное общество2 (ШНО) «Эврика» – одна из форм самоуправления, которая объединяет молодых исследователей. В этом году ШНО отметит 10-летие. Результатом работы «Эврики» являются участие и победы в конкурсах исследовательских работ учащихся: конкурсе Вернадского, Ломоносовских чтениях, конкурсе «Шаг в будущее», ЮТМ, Ярмарке идей Московской МФЮА; олимпиадах. По всем номинациям ученики занимают 1 и 2 призовые места. В частности, за этот год мы имеем 27 победителей, включая коллективные работы, олимпиады разного уровня (от муниципального городского до всероссийского).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Мы познакомили читателя с двумя ведущими средствами (инновационными и исследовательскими проектами), которые создают особую образовательную среду школы и обеспечивают успешную социальную адаптацию ученика. Работа над развитием социальной адаптации ученика продолжается. Впереди нас ждет еще много непокоренных вершин. Желаем успеха тем нашим читателям, которые решатся последовать нашему примеру.

Голоднова Лариса Васильевна,
к.п.н.,
директор ЦО №641 имени Сергея Есенина
.г. Москва


1Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании - 2008 - №1.

2Кадыкова О.М. Комфортная психологическая атмосфера на уроке, как основное условие формирования и развития личности //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №3

3Анушкевич И.Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. - №3.

4Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - №4.

5 http://www.intelteach.ru/forumart/faq_skosyrev.esp

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании