Инновации и эксперимент в образовании

Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников...
Добавил(а) Голоднова Л.В.   
29.10.09 23:59

Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов

Как можно создать образовательную среду школы, развивающую у учащихся социальную адаптацию?

Актуальность проблемы адаптации и самоактуализации заключается в том, что современное общество заинтересовано помочь ему развить свой потенциал, сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации и самоактуализации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Немаловажное значение в связи с этим приобретает проблема социальной адаптации.

Нынешняя российская система образования переживает разные этапы изменений. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Однако можно отметить, что в настоящее время проблема самоактуализации и адаптации личности на таком важном возрастном этапе, как молодость, юность недостаточно разработана; базовые и дополнительные конструкты, составляющие структуру потребности самоактуализации, не достаточно изучены.

Что обычно толкает нас к развитию, к каким-то изменениям? Почему человек, привыкший поступать, думать и взаимодействовать каким-то определенным образом вдруг меняет устоявшиеся стереотипы, ищет новые способы, стремится получить новые знания?

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы хотели бы рассмотреть понятие социальной адаптации, к которому мы обращаемся в нашей статье.

{mosregread}Адаптация (лат. adaptare – приспособлять) – процесс приспособления, освоения личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда активно взаимодействуют, то есть оказывают влияние друг на друга. (по И.О. Кону)

В современной школе, как и в обществе в целом, толчком к адаптации личности или социальной группы является осознание личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий. (по И.О. Кону)

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

Мы создаем особую образовательную среду школы (Центра образования), в которой моделируем жизненные ситуации для того, чтобы подготовить ученика к тем трудностям, с которыми он может встретиться в социальной жизни. Средством для такой подготовки является учебная деятельность, осуществляемая на уроках и вне уроков, построенная на основе использования проектной технологии и, в частности, инновационных и исследовательских проектов1.

Особо хотелось бы отметить результативность такой деятельности, которая может оцениваться по нескольким критериям. Я в этой статье хочу остановиться на одном критерии: сдача учениками ЕГЭ. Мы считаем, что если в школе отсутствует система работы, подготавливающая ученика к различным жизненным ситуациям, в том числе, когда придется сдавать экзамен, к тому же не один, а множество; если в школе не моделируется эта ситуация, то опыт учеником не приобретается и возможны различные нервные срывы, стрессы и неудачи на экзаменах. В нашей школе выработана система подготовки ученика к ЕГЭ, отличительной особенностью которой является ранняя к нему подготовка через выработку у учащихся мотива к учению и их обучение способам учебной деятельности. Залогом успешности мы считаем - мотив к учебе и умение учиться. Поэтому ученики нашей школы сдают ЕГЭ не только без двоек, но и тройка является большой редкостью; а например, по русскому языку и математике школа показывает результат - 100% качество. Таким образом, выполняется главная задача школы.{/mosregread}

Учебная деятельность ученика, насыщенная моделируемыми жизненными ситуациями, приобретает в нашей школе разные формы, наиболее успешными из них, как показал наш опыт, являются инновационные и исследовательские проекты. К примеру, инновационным проектом, ставшим хорошей традицией нашей школы, является «День лицеиста». К этому дню и учащиеся, и педагоги, и родители начинают готовиться задолго: готовят сценарий, собирают материалы, учат роли, готовятся к конкурсам смекалки, эрудитов, юмора, к участию в проблемном семинаре. Апогеем Дня лицеистов является посвящение в лицеисты, которое обычно проходит в концертном зале, где лицеисты демонстрируют культуру владения русскими традициями. На празднике, куда лицеисты приходят в бальных костюмах, они танцуют вальс, мазурку, полонез. Праздник становится незабываемой вехой в развитии каждого участника.

Image

Еще одним инновационным проектом является школьное научное общество2 (ШНО) «Эврика» – одна из форм самоуправления, которая объединяет молодых исследователей. В этом году ШНО отметит 10-летие. Результатом работы «Эврики» являются участие и победы в конкурсах исследовательских работ учащихся: конкурсе Вернадского, Ломоносовских чтениях, конкурсе «Шаг в будущее», ЮТМ, Ярмарке идей Московской МФЮА; олимпиадах. По всем номинациям ученики занимают 1 и 2 призовые места. В частности, за этот год мы имеем 27 победителей, включая коллективные работы, олимпиады разного уровня (от муниципального городского до всероссийского).

{mosregread}Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность – сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей.

С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления. Нас интересует педагогическая адаптация. Это приспособление к системе обучения и воспитания, которое формирует систему ценностных ориентиров индивида. В частности, реализуется это в нашем Центре через проект «Музейная педагогика». Поэтическая дуэль, когда дети соревнуются в чтении стихов с профессионалами, изучающими творчество Есенина, для старшеклассников стала поистине личностной ценностью, которая запомнится на всю жизнь. Литературно-музыкальная поэтическая гостиная «Эту жизнь за все благодарю», посвященная творчеству С. Есенина, была проведена совместно с членами международного Есенинского общества «Радуница». В каждом классе прошли Есенинские уроки, пятиклассниками была проведена экспедиция в село Константиново, на родину поэта. Сейчас школа разработала новую концепцию и в 2010 году готовится к празднованию 115 годовщины со дня рождения поэта. В стенах нового музея готовится праздник окружного значения.

В традициях школы – творческие проекты детей: выпуск «Литературного альманаха»3, 4, «Журнала нашего времени», где ученикам представляется свобода выражения чувств, мысли, особое внимание уделяется рефлексии и ценностному отношению к событиям школьной жизни.

Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Как известно из теории, адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к кризисам, переменам, трансформации линии своего поведения в изменившемся социуме. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В переносе на жизнь Центра, мы ставим себе задачи подготовить ученика к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение. Проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения своей новой позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного благополучия. Это – то ценностное, что мы стараемся развить в наших выпускниках. Но, как известно, процесс адаптации не всегда протекает одинаково успешно. От чего же зависит успешность механизма социальной адаптации?

Наш опыт показывает, что большая доля успеха любой задачи, которую ставит перед собой педагог, зависит от его готовности к инновациям, воплощаемым в инновационных и исследовательских проектах, а готовность к инновациям, в свою очередь, можно обеспечить, если развить в себе проектные компетенции. Для этого в нашей школе и существуют проектные недели, конкурсы проектов учеников, мастер-классы учителей.

Базовые этапы проектной деятельности представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения учащегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов.

Наибольшая трудность для педагога при организации проектной деятельности, с нашей точки зрения, является в сопровождении учащихся в процессе выбора не темы проекта, которая является лишь его кратким названием, а разработки основополагающего вопроса проекта5, который является его сущностью, мотивирующим началом, организующим деятельность не только одного человека, но и целой команды. Удачной, с нашей точки зрения, является трактовка основополагающего вопроса проекта тьюторами программы «Обучение для будущего», согласно которой основополагающий вопрос проект возвращает в учебный процесс в естественные процессы жизни. Действительно, в реальной жизни вопросы задаёт тот, кто учится, а в современной школе преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Открытые вопросы в традиционном педагогическом процессе не поощряются. Основополагающий вопрос проекта является образцом, показывающим ученику, что есть интересные, сложные, актуальные вопросы, на которые и учитель может не всегда знать ответ.

Учитель может показать через консультацию неподдельную заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать открытое желание ответить. Для убедительного ответа может понадобиться доказательство, или даже исследование. Таким образом, основополагающий вопрос проекта способен запрограммировать характер самостоятельной инновационно-исследовательской деятельности учащихся.{/mosregread}

Мы познакомили читателя с двумя ведущими средствами (инновационными и исследовательскими проектами), которые создают особую образовательную среду школы и обеспечивают успешную социальную адаптацию ученика. Работа над развитием социальной адаптации ученика продолжается. Впереди нас ждет еще много непокоренных вершин. Желаем успеха тем нашим читателям, которые решатся последовать нашему примеру.

Голоднова Лариса Васильевна,
к.п.н.,
директор ЦО №641 имени Сергея Есенина
.г. Москва


1Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании - 2008 - №1.

2Кадыкова О.М. Комфортная психологическая атмосфера на уроке, как основное условие формирования и развития личности //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №3

3Анушкевич И.Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. - №3.

4Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - №4.

5 http://www.intelteach.ru/forumart/faq_skosyrev.esp