Инновации и эксперимент в образовании

Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новикова Т.Г., Пинская М.А, Прутченков А.С.   
30.10.09 00:55

Авторы предлагают использовать портфолио для оценки и фиксации профессиональных достижений учителя таким образом, чтобы эта оценка отражала результаты достижений ученика.

Журнал: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 4/2009
Раздел: Теория и практика управления инновациями

Новикова Татьяна Геннадьевна,
зав. кафедрой развития
образовательных систем АПКиППРО,

Пинская Марина Александровна,
доцент АПКиППРО,

Прутченков Александр Сергеевич,
профессор АПКиППРО

Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений

Как же и с помощью чего можно оценивать деятельность учителя, чтобы эта оценка отражала результаты достижений ученика?

Известно, что как само слово портфолио, так и основная идея собрания работ, не изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Поэтому как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Сфера использования портфолио

Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. В настоящее время концепция обучения в течение всей жизни получила официальное признание в Российской Федерации, как на политическом уровне, так и среди образовательного сообщества. Эта концепция легла в основу развития системы образования, о чем и заявлено в Докладе «Образовательная политика России на современном этапе». Последний документ был принят в виде стратегической программы развития образования и является базой для формирования политики в области образования в первом десятилетии ХХ1 века. В ежегодном послании Федеральной Ассамблее ООН Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что «темпы развития современной экономики , науки и информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию – образованию в течение всей жизни».

Под обучением в течение всей жизни понимается « всякое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций».

Сама идея обучения в течение всей жизни возникла в контексте переосмысления роли и места образования в обществе, что было вызвано рядом причин. В связи с быстрыми темпами развития технологий и возрастающей неопределенностью рынка труда человек вынужденно оказывается перед необходимостью приобретать новые умения/компетенции/ квалификации в течение всей своей трудовой жизни. И эти новые умения/компетенции/квалификации должны «наращиваться» на приобретенные в школе базовые (или ключевые) умения: читать, писать и считать, языковую компетенцию и технические и социальные умения. И такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе, которое становится «обществом обучения».

Портфолио как инструмент фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (ребенка, школьника, студента, специалиста) в определенный период его обучения может использоваться в различных сферах: в профессиональной сфере, в процессе обучения в вузе, СПО, НПО, школе и даже дошкольных учреждениях.

Основные из них отражены в ниже приведенной схеме.

Где работает (используется) портфолио

Image

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]


1 Behrens, M. (2001). Denkfiguren zum Portfoliosyndrom. Journal für lehrerInnen- und lehrerbildung, 1 (4), 8-16.

2 Vavrus, L. (1990). Put Portfolios to the Test. Instructor, 100 (1), 48-53.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании