Инновации и эксперимент в образовании

Рекомендации направленные на повышение качества публичных докладов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
11.12.09 10:10

В этой статье предложены рекомендации, которые могут быть полезны образовательным учреждениям для преодоления существующих трудностей и недостатков в подготовке публичных докладов. Эти рекомендации базируются на наиболее успешном российском и международном опыте информирования общественности.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 5 (2009)
Раздел: Теория и практика управления инновациями стр. 43-51

Вальдман Игорь Александрович, директор, 
Центр международного сотрудничества 
по развитию образования Академии 
народного хозяйства при Правительстве РФ 
г. Москва

Косарецкий Сергей Геннадьевич, к.психол.н., руководитель 
Центр стратегических разработок ГОУ ВПО 
Московской области «Академия социального управления»

Мерцалова Татьяна Анатольевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник 
Центр стратегических разработок ГОУ ВПО 
Московской области «Академия социального управления» Московская область

Рекомендации направленные на повышение качества публичных докладов

Как можно совершенствовать публичный доклад школы?

Соответствие информационным потребностям

Главным признаком «публичности» школьного доклада является его ориентация на целевую аудиторию. Это означает, что представляемые в докладе данные должны соответствовать существующим у общественности потребностям в информации о деятельности образовательного учреждения. Ведь во многих случаях на основе такой информации принимаются конкретные решения. Например, родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений: о выборе школы для своего ребёнка; об оставлении школы, если она не устраивает семью; о влиянии на принимаемые администрацией школы решения с целью изменения сложившейся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки.

Поэтому выявление информационных потребностей родителей и других представителей общественности является ключевым элементом подготовки публичного доклада. Рекомендуется проводить его с максимальным охватом родителей и партнеров школы. С этой целью целесообразно организовать опрос с использованием анкеты для родителей и представителей иных общественных групп. Подготовленные анкеты должны содержать перечень информационных показателей о деятельности школы, степень Соответствие информационным потребностям.

Главным признаком «публичности» школьного доклада является его ориентация на целевую аудиторию. Это означает, что представляемые в докладе данные должны соответствовать существующим у общественности потребностям в информации о деятельности образовательного учреждения. Ведь во многих случаях на основе такой информации принимаются конкретные решения. Например, родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений:

  • о выборе школы для своего ребёнка;
  • об оставлении школы, если она не устраивает семью;
  • о влиянии на принимаемые администрацией школы решения с целью изменения сложившейся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки.

Поэтому выявление информационных потребностей родителей и других представителей общественности является ключевым элементом подготовки публичного доклада. Рекомендуется проводить его с максимальным охватом родителей и партнеров школы. С этой целью целесообразно организовать опрос с использованием анкеты для родителей и представителей иных общественных групп. Подготовленные анкеты должны содержать перечень информационных показателей о деятельности школы, степень выми группами. Они также разнообразны, зависят от особенностей школы, стратегии развития, имеющегося опыта отношений с партнерами. Например, «Привлечь внимание фондов к социальным проектам, осуществляемым в школе…»; «Разъяснить родителям необходимость изменения режима занятий».

Определив актуальные задачи взаимодействия с целевыми группами, для решения которых школа планирует использовать доклад, авторам доклада необходимо сформулировать послание («месседж»), которое образовательное учреждение стремится донести до партнеров. Например, «У нас есть интересный проект, и мы хотим привлечь вас к его реализации» или «Мы готовы предложить свою инфраструктуру для занятий спортом всей семьей».

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В состав экспертной группы вошли сотрудники Центра стратегических разработок под общим руководством С.Г. Косарецкого. В процессе работы экспертной группы были проанализированы 1542 доклада общеобразовательных учреждений Московской области. В результате была выявлена необходимость многоэтапной деятельности, включающей, помимо непосредственной экспертизы, выполнение консультационной и контрольной функций. Схема экспертной работы, таким образом, носила циклический характер (схема 1).

По итогам работы экспертной группы были:

  • определены основные достоинства и недо статки публичной отчетности образовательных учреждений;
  • выявлены организационные трудности и ошиб ки, допущенные муниципальными координато рами и директорами школ при подготовке публичных докладов
  • сформулированы рекомендации по совершен ствованию механизмов подготовки публичной отчетности и повышению качества публичных докладов образовательных учреждений.

Рекомендации были использованы школами для доработки докладов и подготовке докладов следующего учебного года. В текущем 2009 году планируется проведение исследования, направленного на выявление динамики качества подготовки докладов.

Комментарий: По данной методике в 2008 году была проведена экспертиза публичных докладов школ Ханты-Мансийского автономного округа. Экспертиза проводилась в рамках РКПМО по заказу Департамента образования и науки ХМАО. В процессе работы экспертной группы были проанализированы 74 доклада общеобразовательных учреждений округа.


1 Очевидно, что большая часть такой информации будет полезна и для подготовки публичного доклада.

2 Ключевые аспекты качества образования: обзор международных тенденций // Приложение к журналу «Методист», Библиотека журнала «Методист», №9, 2008.

3Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 октября 2006г . N104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

4 Федеральный проект «Информатизация системы образования» реализовывался в 2005-2008 гг . Правительством РФ на средства займа Всемирного банка.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании