Инновации и эксперимент в образовании

Построение школы «социального успеха»
Добавил(а) Голоднова Л.В., Кононова А.А.   
26.02.08 02:13

Голоднова Л.В., Кононова А.А.Актуальность проблемы социальной успешности выпускника обусловлена, с нашей точки зрения, возрастанием потребности подготовки выпускников школы к созидательной деятельности продуктивного типа, развитию умения осуществлять проблемно-исследовательскую и коммуникативную деятельности, присущие на сегодняшний день практически всем сферам жизнедеятельности социума. Однако традиционная школа не обеспечивает успешность выпускника в социуме. Для нас это выступает в качестве социального заказа общества к школе.

Анализируя «Основные результаты международных исследований образовательных достижений учащихся PISA-2003», «Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2003», согласно которым Россия из стран, лидирующих ранее в области обеспечения качественного образования, оказалась ближе к третьему десятку мест, мы получили подтверждение необходимости построения практикоориентированного образования, учитывающего потребности и особенности ребенка, с одной стороны, а с другой – обеспечивающего у него развитие социально-востребованных компетенций.

Кроме того, учет специфики социокультурного пространства Москвы, как заказчика видов деятельности, обеспечивающих формирование у молодежи готовности к жизни в современном обществе и адаптации к меняющимся социальным условиям; учет особенностей конкретной московской школы, несущей свою миссию; запроса родителей (или их законных представителей) на предоставление образовательных услуг, обеспечивающих их детям освоение продуктивных умений, развитие способностей к самоопределению, самообразованию, самоорганизации; потребностей учащихся в обеспечении их интеллектуального, нравственного и физического развития, раскрытии их творческих способностей и др.

Интеграцией этих позиций для нас выступила проектная идея – обеспечение социальной успешности выпускника школы.

Наш проект, таким образом, на уровне конкретной школы реализует основные направления федеральной, региональной и столичной программ развития системы образования с учетом типа и направленности образовательного учреждения, исходит из конкретного анализа жизни школы (внешних и внутренних условий) и определения приоритетов для дальнейшего развития.

Школа №641 была открыта в 1962 году как средняя общеобразовательная школа. Выполняя социальный заказ общества к общеобразовательным учреждениям, решая задачи развития личности, была создана адаптивная модель школы, которая строилась нами на объединении трех проекций адаптационного процесса: а)школа формирует у ученика адаптивные к жизненным проблемам и ситуациям способности; б)ученик адаптируется к учебно-воспитательному процессу; в) школа (в конкретности - педагог) адаптируются к возможностям и потребностям ребенка. Адаптивная школа - это школа, где есть место каждому ребёнку, что предполагает наличие особой образовательной среды.

В жизни школы особое место занимает музей имени Сергея Есенина, который служит базой воплощения в школе музейной педагогики. С 1996 года учреждение переименовано в школу №641 имени Сергея Есенина.

В стенах школы в системе дополнительного образования функционирует на бюджетной основе: 11 элективных курсов, 19 факультативов; 15 видов оздоровительных услуг (спортивные секции - волейбол, баскетбол, настольный теннис, общефизическая подготовка, занятия в тренажерном зале); 44 кружка, секций и клубов.

Новвоведениями в области дополнительного образования является разработка, адаптация и внедрение современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникативные; апробация нового содержания образования, форм организации внеурочной деятельности, адекватных социальному заказу общества к образованию и концептуальным идеям создания школы «Социального успеха».

В 2007году школе присвоен статус образовательного центра. Особенностями построения образовательного пространства Центра является его ориентация на реализацию проектной идеи на основе компетентностного подхода.

Образовательными компетенциями (вслед за А.В.Хуторским) мы считаем качества ученика, развиваемые в ходе реализации образовательной деятельности, включающей: самоосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, личностное творчество ученика по отношению к изучаемым объектам, распределённым в соответствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования); позиция и соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение к общекультурным знаниям и социальному опыту)1.

Компетенция (по А.В.Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.2 Для обеспечения социальной успешности выпускника требуется определенная совокупность компетенций.

Приобретение опыта социального успеха ученика мы предполагаем через создание образовательного пространства, в котором реализуется миссия Центра – компетентностное образование для настоящего и будущего. Мы считаем, что проектируемый в Центре и осознаваемый учеником успех в учебной и воспитательной деятельности сформирует у учащихся социально-значимые компетенции, обеспечит ученика инструментами, или средствами, которые он сможет использовать в будущем при построении профессиональной и личностной карьеры.

Компетентностное образование предполагает применение в учебном и воспитательном процессе инновационных педагогических технологий: деятельностной, проектной, дискуссионной, рефлексивной, исследовательской, самоопределенческой, имитационного моделирования, модульной, критического мышления, контекстного обучения, развивающего обучения, информационных компьютерных технологий и др., используемых для создания обстановки проживания каждым учеником ситуаций успеха в учебе, деле, деятельности, поступке и обеспечения успеха выпускнику школы в социуме.

Условия эффективности реализации миссии Центра образования

Выполнение миссии Центра предполагает владение педагогами соответствующими профессиональными компетенциями.

{mosregread}Для решения в рамках нашей школы выделенной проблемы в науке существует достаточно разработанная теоретическая база. В работах В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Л.Г. Петерсон и др. раскрыты теоретические позиции деятельностной парадигмы образования. Научной школой В.В. Гузеева разработана ценностно-деятельностная образовательная технология. В работах А.В. Брушлинского, И.И. Ильясова, А.В. Леонтовича, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Д. Чечель и др. разработаны теоретические положения построения образовательного процесса, направленного на развитие исследовательских способностей учащихся. В работах Буркова В.Н., Д.А.Новикова, Е.С.Полат, В.И.Слободчикова, Т.И.Шамовой, В.Д.Шапиро и др. разработаны теоретические позиции формирования проектных компетенций учащихся.

Нами разработан механизм формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся, представленный на рис.1. Аналогичный механизм разработан относительно ценностно-деятельностных и коммуникативных компетенций учащихся. Предполагается активный запуск этих механизмов с опорой на систему учебной деятельности и дополнительного образования детей.

Механизм формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся
Рис. 1. Механизм формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся

В качестве примеров можно привести развитие в нашей школе проектной деятельности в условиях дополнительного образования детей.

В частности, ежегодно учащиеся представляют на конкурсы различного уровня свои инновационные, исследовательские, практические и творческие проекты.

В 2006 – 2007 учебном году учащиеся разработали литературные проекты под руководством И.Г. Анушкевич, С.А. Сиротенко: Путь «от бездны до звезд» (11кл. – Х.Ф.Сангмамадова); Личностное исследование романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» (11кл. – А. Ворфлусеева); Дневник как форма организации художественного текста и его роль в композиции. (11кл.– К.Спиридонов); Жанр стихотворной молитвы в русской поэзии XIX и XX веков (11кл.– Д.Кузнецова).

Под руководством О.М. Кадыковой (предметная область обществознание) разработаны и защищены проекты: «Проблема общества на примере Вич – инфекции» (11кл.– Т. Розова); «Исследование психологии межличностных отношений на примере малой группы» (11кл); «Лидерство в малой группе» (11кл.– Лифанова А, Халькова Ю.); «Двойственность личности (Я – социальное, я – реальное, я – объективное, я – субъективное)» (11кл. – А.Косинская, Н.Авершина).

Как показывает сравнительно – сопоставительный анализ, количество разработчиков проектов ежегодно растет. В этом учебном году появились проекты по Мировой Художественной Культуре (Руководитель А.Г.Городничий). Необычайно интересны и своеобразны проекты, разработанные ученицами 11 кл. У. Виноградовой: «Самобытность цыганского народа. Основные занятия цыган»; «Король Артур и рыцари круглого стола: от легенды к фэнтэзи» (Д. Кузнецова, М.Попова).

Появились первые ростки коллективного руководства разработкой юношеских проектов, в которых удачно интегрируются в уникальный сплав разные образовательные направления: литература, искусство, социология, художественное творчество, психология и т. д. Руководители данного проекта О.М. Кадыкова и А.Г. Городничий: «Влияние школьного театра на становление личности школьника» (О.Дудкевич, М.Бысова) В проекте осуществлена попытка исследования корреляций между влиянием творческой деятельности и развитием ребенка на основе анализа психолого – педагогической и культурологической литературы, использования метода включенного наблюдения в процессе реализации личностного потенциала ребенка в процессе работы над подготовкой сценического образа, методов социологического опроса и метода перекрестных характеристик.

Под руководством В.И.Корсаковой за 7 лет деятельности студии «Вдохновение» театралы получили свыше 200 грамот и дипломов! Учащиеся восстанавливают летопись школьного театра! Деятельность юных артистов проходит под девизом: «Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем я преклоняю колени» (Гете). Развитие эмоционального восприятия детей, чувство сопереживания героям влияют на нравственные ценности учащихся.

На региональном конкурсе проектов завоевал приз коллективный проект учеников 10-х классов (А. Аки­мовой, Д.Пожидаевой, А.Вожеватова, Д.Зинковича) «Солнце русской поэзии – Сергей Есенин – о родной природе»- (цветочная композиция открытого грунта), выполненный под руководством научного руководителя О.А. Поповой, учителя биологии, заслуженного учителя РФ, заведующей кафедрой биологии и химии.

Выполнение подобных проектов создает условия для развития интеллектуальных способностей детей, развития их эмоционально-ценностной сферы, а главное – дает возможность в деятельности ощутить ситуацию успеха.

Рефлексивный анализ результатов качества выполненных работ позволяет отметить важные ценностные приобретения учащихся в процессе разработки проектов:

  • они осваивают разнообразие видов проекта: творческого, исследовательского, инновационного;
  • большую значимость приобретает работа с понятийным аппаратом исследования;
  • интенсивно развиваются коммуникативные способности учащихся, так как в процессе создания продукта деятельности на каждом этапе осуществляется процесс активного взаимодействия всех разработчиков проекта, в том числе и с применением ИКТ.

Событиями в жизни Центра образования является и ежегодное участие детей в предметных олимпиадах, на которых учащиеся пополняют портфолио своих достижений сертификатами побед на различных уровнях. Динамика результатов участия наших детей в этом направлении позитивна.

Однако проведенный проблемно ориентирован­ный анализ предшествующего этапа развития школы позволил нам выявить проблемы Центра образования:

  • недостаточность комплекса условий для оптимального выбора школьниками профиля обучения
  • недостаточная развитость у учащихся старших классов ценностно-деятельностных компетенций
  • недостаточная развитость у учащихся 9-11 классов проектно – исследовательских и коммуникативных компетенций

Выявленные проблемы были интегрированы нами (по основанию личностных приращений учащихся) во внутришкольные проекты, каждый из которых нацелен на решение определенной задачи. Особое место среди поставленных задач занимает внеурочная деятельность, связанная, прежде всего, с дополнительным образованием детей.

Задача 1: разработать и апробировать (при сохранении здоровья учащихся) модель профильного обучения, включающую предпрофильную подготовку и дополнительное образование, как средства развития ценностно-деятельностных компетенций учащихся.

Задача 2: разработать и апробировать теоретические основы музейной педагогики как средства моделирования ситуаций успешности ученика Центра, формирующих востребованные личностно значимые компетенции ученика как субъекта социальной деятельности.

Задача 3: разработать и апробировать модель проектно-исследовательской деятельности как условия развития проектно-исследовательских компетенций учащихся и их адаптации к потребностям социума.

Задача 4: разработать и апробировать модель изучения иностранного языка как средства, формирующего коммуникативные компетенции учащихся и создающего ситуацию успешности в учебной деятельности.

Средством для достижения поставленных задач является создание в пространстве Центра модели личностно-ориентированного образования как системы, включающей в себя межпредметные макропроекты: профильное обучение, предпрофильную подготовку, (вбирающую в себя дополнительное образование), музейную педагогику, проектно-исследовательскую деятельность, иностранный язык. Темы макропроектов определяют направления совместной деятельности администрации, педагогов, учащихся.

Проверяться эффективность будет по критериям и показателям с использованием диагностического инструментария. В качестве средств контроля за выполнением прогнозируемых результатов выступает создаваемая в школе система мониторинга. Система мониторинга содержит диагностический инструментарий, отслеживающий эффективность реализации программы по трем объектам: качеству образования, условиям и цене достижения.

В частности, для оценки условий эффективности педагогической деятельности будут использоваться анкеты, опросники, контрольные работы, тесты, дидактические задания и др., для отслеживания эффективности управленческих инноваций будут изучаться активность и вовлеченность преподавателей в проектно-исследовательскую деятельность, в разработку и применение современных образовательных технологий; участие руководителей кружков и секций в профессиональных конкурсах, конференциях, круглых столах; представление учителей на различные поощрения за профессиональные достижения; количественный и качественный рост дидактических разработок учителей и педагогов дополнительного образования, разработка авторских учебных программ, статей в журналы и пр.

Нами определены параметры, по которым может осуществляться оценка личностных приращений учащихся. Они разделены в соответствии с критериями на группы.

Ценностно-деятельностные компетенции проявляются через: осознание учеником школы образования как ценности, влияющей на духовное развитие, эмоциональное состояние, мотивацию на развитие коммуникабельности, комфортность; наличие опыта открытия уникальности своего «Я», самореализации в учебном и воспитательном пространстве школы; наличие опыта самоопределения и выбора пространства успешной деятельности через кружки, факультативы, студии, элективные курсы, профильные курсы, наличие субъектного опыта деятельности, построенного с учетом интересов, склонностей и способностей каждого ребенка; развитие умения проектировать свою профессиональную карьеру, траекторию непрерывного обучения и саморазвития и др.

Проектно-исследовательские компетенции проявляются через: наличие опыта проектирования своей деятельности, направленной на достижение личностно-значимой цели; повышение личной уверенности у каждого участника проектной деятельности; развитие его самореализации и рефлексии; осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развитие способности решать в режиме имитационного моделирования социально значимые проблемы; принимать и обосновывать нестандартные решения проблемных ситуаций; развитие исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Коммуникативные компетенции проявляются через умения ученика быть автором собственной точки зрения, понимать позицию другого собеседника, осуществлять конструктивную критику, искать синтезирующую точку зрения, участвовать в дискуссии и уметь проводить ее, выступая культурным организатором.

К ожидаемым результатам проектной деятельности мы относим:

Развитие ценностно-деятельностных, проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся Центра.

Создание в пространстве школы эффективной модели личностно-ориентированного образования как системы, включающей в себя компоненты: профильное обучение, предпрофильную подготовку, (вбирающую в себя дополнительное образование); музейную педагогику; проектно-исследовательскую деятельность, иностранный язык.

Достижение управленческих целей реализации программы развития, выражаемых: в создании комфортных условий для профессионального роста педагогических кадров в направлениях, задаваемых миссией Центра.

Построение Центра образования, обеспечивающего социальную успешность ученика.{/mosregread}

В заключение можно зафиксировать, что создание желаемого образовательного пространства выступает для нас в качестве инновационного проекта, направленного на построение «ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА», а механизмом ее реализации выступают межпредметные внутришкольные проекты. И, как всякий проект, они ограничены во времени, в ресурсах, требуют особой организации всех заинтересованных участников проектной деятельности и др., но уже сейчас можно сказать, что первые положительные шаги в направлении достижения проектной цели уже есть.

Image

 

Image

 

Image

 

Image 

Голоднова Л.В.,
директор
Кононова А.А.,
директор
Центр образования № 641
имени Сергея Есенина г. Москва


1 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебн. для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 186.

2 Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.