Инновации и эксперимент в образовании

Построение школы «социального успеха» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Голоднова Л.В., Кононова А.А.   
26.02.08 02:13

Голоднова Л.В., Кононова А.А.Актуальность проблемы социальной успешности выпускника обусловлена, с нашей точки зрения, возрастанием потребности подготовки выпускников школы к созидательной деятельности продуктивного типа, развитию умения осуществлять проблемно-исследовательскую и коммуникативную деятельности, присущие на сегодняшний день практически всем сферам жизнедеятельности социума. Однако традиционная школа не обеспечивает успешность выпускника в социуме. Для нас это выступает в качестве социального заказа общества к школе.

Анализируя «Основные результаты международных исследований образовательных достижений учащихся PISA-2003», «Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2003», согласно которым Россия из стран, лидирующих ранее в области обеспечения качественного образования, оказалась ближе к третьему десятку мест, мы получили подтверждение необходимости построения практикоориентированного образования, учитывающего потребности и особенности ребенка, с одной стороны, а с другой – обеспечивающего у него развитие социально-востребованных компетенций.

Кроме того, учет специфики социокультурного пространства Москвы, как заказчика видов деятельности, обеспечивающих формирование у молодежи готовности к жизни в современном обществе и адаптации к меняющимся социальным условиям; учет особенностей конкретной московской школы, несущей свою миссию; запроса родителей (или их законных представителей) на предоставление образовательных услуг, обеспечивающих их детям освоение продуктивных умений, развитие способностей к самоопределению, самообразованию, самоорганизации; потребностей учащихся в обеспечении их интеллектуального, нравственного и физического развития, раскрытии их творческих способностей и др.

Интеграцией этих позиций для нас выступила проектная идея – обеспечение социальной успешности выпускника школы.

Наш проект, таким образом, на уровне конкретной школы реализует основные направления федеральной, региональной и столичной программ развития системы образования с учетом типа и направленности образовательного учреждения, исходит из конкретного анализа жизни школы (внешних и внутренних условий) и определения приоритетов для дальнейшего развития.

Школа №641 была открыта в 1962 году как средняя общеобразовательная школа. Выполняя социальный заказ общества к общеобразовательным учреждениям, решая задачи развития личности, была создана адаптивная модель школы, которая строилась нами на объединении трех проекций адаптационного процесса: а)школа формирует у ученика адаптивные к жизненным проблемам и ситуациям способности; б)ученик адаптируется к учебно-воспитательному процессу; в) школа (в конкретности - педагог) адаптируются к возможностям и потребностям ребенка. Адаптивная школа - это школа, где есть место каждому ребёнку, что предполагает наличие особой образовательной среды.

В жизни школы особое место занимает музей имени Сергея Есенина, который служит базой воплощения в школе музейной педагогики. С 1996 года учреждение переименовано в школу №641 имени Сергея Есенина.

В стенах школы в системе дополнительного образования функционирует на бюджетной основе: 11 элективных курсов, 19 факультативов; 15 видов оздоровительных услуг (спортивные секции - волейбол, баскетбол, настольный теннис, общефизическая подготовка, занятия в тренажерном зале); 44 кружка, секций и клубов.

Новвоведениями в области дополнительного образования является разработка, адаптация и внедрение современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникативные; апробация нового содержания образования, форм организации внеурочной деятельности, адекватных социальному заказу общества к образованию и концептуальным идеям создания школы «Социального успеха».

В 2007году школе присвоен статус образовательного центра. Особенностями построения образовательного пространства Центра является его ориентация на реализацию проектной идеи на основе компетентностного подхода.

Образовательными компетенциями (вслед за А.В.Хуторским) мы считаем качества ученика, развиваемые в ходе реализации образовательной деятельности, включающей: самоосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, личностное творчество ученика по отношению к изучаемым объектам, распределённым в соответствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования); позиция и соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение к общекультурным знаниям и социальному опыту)1.

Компетенция (по А.В.Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.2 Для обеспечения социальной успешности выпускника требуется определенная совокупность компетенций.

Приобретение опыта социального успеха ученика мы предполагаем через создание образовательного пространства, в котором реализуется миссия Центра – компетентностное образование для настоящего и будущего. Мы считаем, что проектируемый в Центре и осознаваемый учеником успех в учебной и воспитательной деятельности сформирует у учащихся социально-значимые компетенции, обеспечит ученика инструментами, или средствами, которые он сможет использовать в будущем при построении профессиональной и личностной карьеры.

Компетентностное образование предполагает применение в учебном и воспитательном процессе инновационных педагогических технологий: деятельностной, проектной, дискуссионной, рефлексивной, исследовательской, самоопределенческой, имитационного моделирования, модульной, критического мышления, контекстного обучения, развивающего обучения, информационных компьютерных технологий и др., используемых для создания обстановки проживания каждым учеником ситуаций успеха в учебе, деле, деятельности, поступке и обеспечения успеха выпускнику школы в социуме.

Условия эффективности реализации миссии Центра образования

Выполнение миссии Центра предполагает владение педагогами соответствующими профессиональными компетенциями.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В заключение можно зафиксировать, что создание желаемого образовательного пространства выступает для нас в качестве инновационного проекта, направленного на построение «ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА», а механизмом ее реализации выступают межпредметные внутришкольные проекты. И, как всякий проект, они ограничены во времени, в ресурсах, требуют особой организации всех заинтересованных участников проектной деятельности и др., но уже сейчас можно сказать, что первые положительные шаги в направлении достижения проектной цели уже есть.

Image

 

Image

 

Image

 

Image 

Голоднова Л.В.,
директор
Кононова А.А.,
директор
Центр образования № 641
имени Сергея Есенина г. Москва


1 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебн. для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 186.

2 Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании