Инновации и эксперимент в образовании

Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность PDF Печать E-mail
Добавил(а) Ермакова С.Д.   
26.02.08 02:56

Нам предстоит поговорить о практике создания эффективной команды для решения проблемы при вхождении в инновационную деятельность. предложенные в этой статье рекомендации и упражнения могут стать хорошим подспорьем для кураторов и руководителей группового вида занятий. Их использование способствует развитию группового процесса и повышению результативности групповой работы.

Как известно, развитие группового вида деятельности характеризуется следующими параметрами:

  • наличием общих целей и совместной работой по продвижению к ним;
  • доверием и уважением участников друг к другу;
  • взаимной поддержкой участников;
  • принятием участниками ответственности за свою работу в группе;
  • сочетанием внутренней сплоченности и ее открытости внешнему миру;
  • установлением гласных и негласных правил, способствующих эффективной работе группы;
  • выработкой оптимального рабочего ритма;
  • отношением участников к удачам и неудачам, преодолением ошибок для дальнейшего продвижения вперед.

Поведение ведущего является для участников группы образцом. От того, как работает руководитель, с какими собственными проблемами он пришел, зависит психологический настрой в группе. Существует ряд правил, которыми, целесообразно руководствоваться при организации групповой работы.

Правило 1.

«Мы вместе, я и группа, группа и я, нам интересно!»

Правило 2.

«Я принимаю всех, всех замечаю, они мне помогают, а я помогаю им».

Правило 3.

«Есть разные группы: «доверчивые» и «осторожные», «открытые» и «закрытые». Я знаю – вместе мы – сила».

Правило 4.

Многообразие позиций возможно и все должно быть направлено на конструктив.

Правило 5.

«Умение вести себя нестандартно – одно из важнейших для человека».

Теперь правила нам известны, перейдем к ориентирам:

  1. Задача ведущего – помочь группе эффективнее использовать имеющиеся у неё ресурсы.
  2. Эффективность групповой работы повышается, если ведущий сам проявляет живой интерес и воспринимает своё вмешательство как увлекательную игру, в которой каждый может чему-то научиться.
  3. Очень хорошо, если участники время от времени отклоняют предложения ведущего, тем самым, беря на себя больше ответственности.
  4. Успешная работа в группе – скорее искусство, чем наука.
  5. Полезно видоизменять знакомые упражнения и вносить что-то новое, чтобы и у группы и у ведущего сохранялся живой интерес к происходящему.

Работа над активизацией сознания участников группы

Предлагаю «сочинить жизнь» проектного варианта, разработанного в группе, и объединиться для решения поставленных целей и задач.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
Именно десятый шаг по созданию группы и эффективной ее жизнедеятельности представляет собой процесс, развернутый во времени. Поддержание продуктивной работы групп – задача ее руководителя. И для этого нужны «Спасательные мероприятия».

Работа по повышению продуктивности деятельности группы (психологическое сопровождение)

Тексты для карточек

Мысли

Создавайте только положительные мысли, поскольку любая мысль достигает других. Наполняйте свои мысли силой любви, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь – это вода, которая питает его. Если вы не добиваетесь успеха, погрузитесь в безмолвие, поразмышляйте об этом, и вы увидите причину. Овладейте искусством создания хороших мыслей, и вы сможете навсегда избавиться от пустого. Осознайте ценность своих мыслей.

Сотрудничество

Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.

Единство

Единство – это внутренняя гармония и гармония с окружающими. Единство строится на общем представлении о всеобщем благе. Единство – это, значит признавать ценность каждого и его уникальный вклад. Единство расцветает, когда есть внутреннее желание принять других такими, какие они есть. Когда я делаю первый шаг, чтобы сломать преграды, другие тоже изменяются.

Это была попытка организации тренинга мышления, воображения. Эти упражнения открывают путь, вхождения в инновационную деятельность.

Ермакова С.Д.
канд. пед. наук


Литература

  1. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003. 168 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. СПб.: Речь, 2003. 128 с.
  3. Черняева С.П. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003. 168 с.
  4. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 160 с
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании