Инновации и эксперимент в образовании

О школьных стандартах второго поколения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Кузнецов А.А.   
05.04.08 17:06

Государственные образовательные стандарты были введены в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Разработка стандартов первого поколения была инициирована, прежде всего, потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но, надо отметить, что решение приоритетной для того времени задачи стабилизации школьного образования иногда воспринималось, чуть ли ни как «тормоз» в развитии инновационных процессов в школьном образовании. Безусловно, это не так. Стандарт – средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Однако следует подчеркнуть, что, будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт, в то же время, динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

В настоящее время все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

Иначе говоря, образовательный стандарт предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Следует иметь в виду, что существуют разные подходы к постановке проблемы качества. Отметим, прежде всего, что качество образовательного процесса и качество образовательных результатов, безусловно, связаны между собой, но это не одно и то же.

Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, т.к. его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества.

Для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить сущность и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты».

Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные - инструментальных, предметные – когнитивных.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, приобретаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Исходя из этого, требования к результатам образования можно разделить на два типа: 1) требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации; 2) требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

1) К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации итоговой аттестации, относятся следующие:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2) К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Кузнецов А.А.
Член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании