Инновации и эксперимент в образовании

Концепция новой модели развивающего школьного образования PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лазарев В.С.   
05.04.08 17:11

Необходимость изменений в школьном образовании

Образование развивается на протяжении уже нескольких тысячелетий. Всякий раз, когда общество предъявляло к нему новые требования, оно с большей или меньшей задержкой, с большей или меньшей степенью адекватности отвечало на эти требования.

Пока темпы общественного развития были не высокими, задержки в развитии образования не порождали сколько-нибудь значительных напряжений в обществе. Но с середины ХХ столетия ситуация стала существенно иной. В этот период значительно возросли темпы качественных изменений во многих сферах общественной жизни, и разрыв между потребностями общества и возможностями школы их удовлетворять стал быстро нарастать. Состояние образования стало оцениваться как кризисное во многих странах. Анализируя кризисную ситуацию в отечественной школе, известные российские ученые отмечали, что о кризисе школы говорят во всех цивилизованных государствах, в том числе, в США, Англии и других странах, причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д. Следствием этого стало проведение многочисленных реформ, которые, однако, в большинстве случаев не привели к желаемым результатам.

Необходимость качественных изменений в российском школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России. В 1990-х годах они потребовали переосмысления целей школы, так как ее выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и экономического сознания. Рост национального самосознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению ее выпускниками национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся.

Перечисление факторов, обусловливающих необходимость качественных изменений в школьном образовании, можно было бы продолжить. Но общий вывод состоит в том, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может.

Школьное образование выполняет свое назначение, если создает условия для полноценного развития учащихся в соответствующий возрастной период их жизни. Окончание школы приходится на период жизни, предшествующий вступлению человека в раннюю взрослость. Покидая школу, юноша или девушка должны будут начать строить новую жизнедеятельность и нужно, чтобы они были готовы к этому. Выпускники школы оказываются в ситуации самоопределения относительно своего будущего. Задача, которую им, прежде всего, предстоит решить, – построить реальный жизненный план на перспективу. Адекватное самоопределение – важнейшее условие успешного перехода к следующему жизненному этапу. Но именно при решении этой задачи выпускники современной школы испытывают наибольшие трудности. Это проявляется наиболее отчетливо, когда юноша или девушка не могут самоопределиться с выбором профессии, или когда они ставят цели, для достижения которых у них нет реальных возможностей. В психологии этот феномен хорошо известен и называется «кризисом идентичности».

Сегодня школа, в лучшем случае, формирует у учащихся некую «картину мира», но не учит учащихся, как изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учит действовать в этом мире. Поэтому выпускнику школы нелегко определиться со своим будущим и, прежде всего, с выбором профессии. Чтобы найти свое место в современном обществе, от юношей и девушек требуется быть не просто активными, а уметь вести поиск на основе осознания и понимания своих возможностей, запроса окружающего мира; принимать решения, опираясь не только на интуицию, чувства или знаменитый «авось», но и логически взвешивая «за» и «против», умело вступать в эффективные коммуникации с другими людьми. Задача осложняется еще и тем, что делать выбор своего пути в условиях быстро изменяющейся действительности, нужно ориентируясь не столько на сегодняшний день, сколько на день завтрашний, а для этого важно уметь предвидеть возможности и потребности социально-экономической ситуации будущего.

Чтобы не отставать от времени, не говоря уже о том, чтобы опережать его, школа должна качественно измениться. Фактически же этого не происходит. Изменения, конечно, идут, но в массе школьное образование остается принципиально неизменным и реализует ЗУНовскую модель образования со всеми ее недостатками.

Цели «Школы деятельной личности»

Концепция «Школы деятельной личности» исходит из того, что главные проблемы современного школьного образования связаны не с тем, что учащиеся не в должной мере усваивают какие-то учебные программы, а с тем, что образование не создает полноценные условия для развития личности учащихся как активных и творческих субъектов их жизнедеятельности.

Настоящая концепция новой модели школьного образования базируется на теории развивающего обучения выдающегося отечественного психолога и педагога В.В. Давыдова. Проект «Школа деятельной личности» направлен на реализацию идей развивающего обучения во всех звеньях школы.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В образе «Я» могут быть выделены разные его части, такие как: "Мои ценности", "Мои интересы", "Мои способности", "Мои отношения", "Я в глазах других", "Каким я хотел бы быть" и т. п.

Сегодняшнее школьное образование не обеспечивает развития способности быть деятельной личностью. Это означает, что необходимо усовершенствовать то, чему и как учат, т.е. и содержание учебных программ, и образовательные технологии.

Содержание образования сегодня достаточно жестко задано и школа имеет лишь небольшие степени свободы в его формировании. Однако возможности все-таки есть.

С целью создания условия для развития практического интеллекта учащихся в «Школе деятельной личности» будет реализоваться интегрированная программа, включающая спецкурсы: «Прикладная математика» (в его рамках будут изучаться элементы теории вероятностей, теории принятия решений, теории игр, теории измерений); «Познание мира»; «Деловое проектирование»; «Гуманитарное проектирование»; «Деловое общение»; «Психология самопознания».

Наряду с этим учащиеся будут включаться в различные формы проектной и управленческой деятельности во внеурочное время, осваивая на практике методы постановки целей, поиска способов их достижения, планирования совместных действий, организации их выполнения, оценки результатов.

Развитие познавательных способностей будет осуществляться в основном за счет изменения состава учебных задач и технологий изучения традиционных предметов.

Умения решать познавательные задачи и осуществлять познавательные действия у учащихся в массовой школе не формируются потому, что традиционный способ обучения ориентирует их на усвоение готовых знаний. Если мы хотим, чтобы у учащихся формировались умения выполнять какие-либо интеллектуальные действия, нужно сделать так, чтобы они, во-первых, эти действия совершали, во-вторых, анализировали способы их выполнения. Сегодня учащиеся осваивают знания по предметам, но не изучают и не осваивают способы познавательной деятельности (постановки познавательных задач, выдвижения и верификации гипотез, построения экспериментов, анализа и обобщения первичных данных и др.).

В «Школе деятельной личности» изучение традиционных предметов будет строиться по принципу проблемного обучения. При таком способе обучения учащиеся будут решать различные познавательные задачи, работая индивидуально и в группах. Они будут учиться разрабатывать исследовательские проекты и оценивать их. Значительно большее место, чем в традиционной школе, будут занимать активные формы обучения. Следует заметить, что в настоящее время создание учащимися проектов практикуется во многих школах. Но это - мало продуктивная работа, так как учеников не учат способу, алгоритму и механизму разработки проектов, поэтому соответствующие умения не развиваются.

Таким образом, при сохранении предметного деления, диктуемого действующими учебными планами, в «Школе деятельной личности» в рамках изучаемых предметов, а также во внеклассной работе будут разрабатываться и реализоваться исследовательские, деловые, художественные и иные проекты. В процессе их разработки, обсуждения и реализации будет формироваться структура ценностных ориентаций деятельной личности, развиваться способность учащихся познавать окружающий мир и участвовать в его преобразовании.

Это означает, что структура содержания образования будет не предметной, как в традиционной школе, а предметно-деятельностной. Предметная структура содержания образования: изучение курса физики, химии, математики, литературы, обществоведения и др. будет выражаться через деятельностную структуру содержания образования: освоение способов исследовательской деятельности; художественно-эстетической деятельности; способов делового проектирования; самопознания; оценки и принятия решений; способов общения и др.

Лазарев В.С.,
Член-корреспондент РАО,
Доктор психологических наук

 


1Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 1996, С. 270

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании