Инновации и эксперимент в образовании

Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании PDF Печать E-mail
Добавил(а) Зарецкая И.И.   
05.04.08 17:21

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Модернизация системы образования в России на пороге ХХI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);

воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);

воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);

воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управления развитием личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются в практике образования. В то же время восприятие содержания воспитания как управления процессом социализации личности, на наш взгляд, еще не в полной мере освоено практическими работниками образования и нуждается в теоретическом обосновании. Каковы взаимосвязь и соотношение, процессов воспитания и социализации индивида? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной? Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности? Вот те вопросы, которые требуют раздумья, поиска, теоретического обоснования и определения путей реализации на практике.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения.

А.В. Мудрик обращает внимание на явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации»4. Таким центром кристаллизации может стать воспитательное пространство школы, и довольно часто, общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте. Воспитательным центром в микрорайоне становится учреждение дополнительного образования, организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детей и взрослого населения.

Таким центром культурной жизни муниципального округа Преображенский в Восточном округе Москвы стал Центр детского творчества и действующий на его базе разновозрастной отряд «Надежда», девиз которого – «Нести добро и радость людям». В г.Нефтеюганске возникло оригинальное учреждение дополнительного образования – картинная галерея «Метаморфоза». На базе галереи дети осваивают приемы художественной обработки материалов, приобщаясь к традициям народного творчества; встречаются с мастерами декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;

определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;

гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;

выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов; расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой; обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;

возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.


Зарецкая И.И.,
Доктор педагогических наук,
Профессор АПК и ППРО


1?Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность / Под ред. П.Ланган, Ю.Качаловой, М., ММФ, 1998. С.11-15.

2?Н.Ю.Синягина, Г.Е.Пазекова, Е.Ю.Пискунова Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию М., 2001. С.17.

3? Мудрик А.В. Социальная педагогика, М. Академия, 1999. С.23.

4? Мудрик А.В. Социальная педагогика М.,: Академия,1999. С.109-110.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании