Инновации и эксперимент в образовании

ПИЭР - программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Савельев Д.С., Вершинин В.Н.   
05.04.08 17:37

От редакции

По мнению редакции, эти материалы могут быть интересны широкому кругу читателей. Публикуемая в этом номере часть монографии – некоторый экскурс в историю Российской педагогики и инновационной деятельности Ульяновской области. Сегодня мы знакомим Вас с выдержками из монографии Д.С. Савельева и В.Н. Вершинина «Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях Ульяновской области». Работа посвящена истории, методологии и организации педагогических исследований в образовательных учреждениях Ульяновской области по программе ПИЭР. Рассматриваются особенности основных субъектов научной деятельности: заказчика, Областного экспертного совета, экспериментальной площадки, педагогов исследователей. Раскрываются основные проблемы организации ПИЭР в Ульяновской области, пути их решения, формы повышения научной квалификации педагогов экспериментальных образовательных учреждений.

Программа ПИЭР – это результат многолетней работы огромного коллектива: представителей педагогической науки, органов управления образованием, директоров экспериментальных образовательных учреждений, педагогов – экспериментаторов, технических работников.

ПИЭР - программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы Вот уже 10 лет в Ульяновской области действует не совсем обычная форма организации педагогических исследований. Ситуация, когда кабинет ученого из академического института перемещался непосредственно в школу, не так уж редко встречалась в нашей стране и раньше. Но массовое превращение школьных классов в научные лаборатории, а учителей и воспитателей детских садов в исследователей – явление достаточно новое и необычное. Сначала казалось, что это – результат какого-то редкого стечения обстоятельств, следствие минутного порыва энтузиазма, которые, вскоре рассеявшись, исчезнут без всякого следа. Но шли годы, а движение не угасало. Наоборот, оно набирало силу и радовало своими все более прочными и глубокими результатами.

Волею судьбы творческая биография авторов оказалась тесно связанной с этим движением. Сначала просто хотелось разделить его энтузиазм, прикоснуться к духу поиска, помочь ему не угаснуть, обрести подходящие формы деятельности и организации. Потом чрезвычайно интересно было наблюдать за развитием педагогических идей в коллективном разуме необычного педагогического сообщества.

Не разработаны еще теории, точно объясняющие все особенности этой работы, не отлилась в чеканные формулировки идеология, направляющая ее развитие, не сложилась окончательно система юридических норм и экономических нормативов, организующая деятельность ее участников.

Однако можно отметить, что движение это приобрело массовый характер педагогического эксперимента для Ульяновской области. Хотелось бы познакомить читателей с его особенностями.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Этапы развития поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях Ульяновской области можно отслеживать по целевым задачам, складывающимся формам самоорганизации и фигурам лидеров, вносящих в ход работ личностную окраску. По этим признакам в истории развития программы можно выделить три основных этапа.

  1. Этап первоначального становления и институционального оформления (1994-1996 год)
  2. Этап от первоначального становления до новой редакции Программы ПИЭР (1996-2000 год)
  3. Этап стабилизации и дальнейшей интеграции в образовательную систему области и научное сообщество (с 2000 года по настоящее время).

Как показало время, спонтанно начинавшееся инновационное движение в регионах оказалось в теоретическом, практическом и социальном аспектах весьма своевременно возникшим и эффективным механизмом выявления и реализации меняющихся образовательных потребностей развивающегося общества.

Савельев Д.С.,
Вершинин В.Н.

ИПКПРО г.Ульяновск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании