Предлагаем Вашему вниманию работу, которая стала плодом совместных усилий (что подтверждает мысль о продуктивности развития систем со- и самоуправления) администрации, педагогов, обучающихся и родителей нашей гимназии. Деятельность по развитию систем со- и самоуправления осуществляется в стенах гимназии давно. Опыт отслеживается и обобщается, что позволяет своевременно корректировать и совершенствовать работу, которая основана на системном подходе. Это означает, что со- и самоуправление не предусматривает анархии в управлении гимназией, а предполагает существование строгой ее системы, в которой принимают участие все субъекты образовательного процесса. С нашей точки зрения, со- и самоуправление – необходимое условие успешной социализации детей.
1. Концептуальные основы программы
Настоящая Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательных учреждениях, «Концепции развития со- и самоуправления в гимназии».
Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности обучающихся.
Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.{mosregread}
Задачи:
- Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося.
- Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.
- Представление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении гимназией (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).
- Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
- Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.
2. Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - аналитический:
- анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.
2 этап – организационный:
- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов УС;
- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
- организация учебы актива и педагогов.
3 этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления:
- отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «УС – педагогический коллектив»;
- участие органов УС в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
- создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.
4 этап – мониторинг реализации и развития Программы:
- оценка личностного роста обучающихся;
- уровень сформированности ученического коллектива.
3. Основные направления деятельности
- Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС.
- Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС.
- Обновление содержания воспитательной работы.
Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС предполагает:
- Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель четко должен осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
- Подготовку педагогов и актива к управленческой и организаторской деятельности.
- Предоставление обучающимся, согласно Закону РФ «Об образовании», права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществления деятельности, определяющей динамику позитивного развития гимназии, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
- Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.
Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС предполагает:
- Участие органов ученического самоуправления в реализации социально значимых проектов: «Школа», «Здоровый образ жизни», «Память», «Внимание, дети!», «Милосердие», «Книга», направленных на позитивные изменения в жизни общества.
- Использование в работе действующих в гимназии воспитательных программ: «Отечество», «Традиции», «Здоровье», «Интеллект», «семья», «Педагогическое образование родителей», «Воспитание цивилизованной личности». Работа по этим программам предполагает совершенствование деятельности всего коллектива гимназии в ходе реализации данных программ, внесение дополнений и изменений.
Обновление содержания воспитательной работы предполагает:
- Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности обучающихся.
- Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.
- Повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с обучающимися на уроках и после них.
- Изменение позиции обучающегося и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.
- Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности обучающегося и преодоления его социальной пассивности.
4. Субъекты ученического самоуправления
Реализация данной Программы включает в себя:
- Работу с ученическим коллективом.
- Работу с педагогическим коллективом.
- Работу с коллективом родителей.
По всем направлением разрабатывается годовой план деятельности, который прилагается к данной Программе.
Высшим органом ученического самоуправления гимназии является – ученическая конференция обучающихся 4–11 классов.
Ученическая конференция заслушивает отчеты органов самоуправления: ученического Совета (5–11 класс), Совета старост, детских объединений «Мы – вместе», «Республика Радости», Совета коллектива физкультуры, решает вопросы организации обучающихся, участия обучающихся в общегимназических мероприятиях, утверждает кандидатуры в ученический Совет гимназии, вносит предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса гимназии.
Общая ученическая конференция собирается не реже одного раза в год.
Главным координирующим органом является ученический Совет гимназии, действующий в период между Собранием старшеклассников, собранием коллектива физической культуры, собранием научного ученического общества, сборами детских объединений «Мы – вместе», «Республика Радости» и между ученической конференцией.
Ученический Совет гимназии осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ученическом Совете гимназии.
Совет детского объединения «Республика Радости» (5-7 класс), Совет лидеров детского объединения «Мы – вместе» (1-4 класс) подчиняются непосредственно сборам этих объединений, осуществляют свою деятельность в соответствии с их Уставом.
Высшим органом Совета коллектива физической культуры, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете коллектива физкультуры, является Собрание коллектива физической культуры.
Высшим органом Совета научного ученического общества, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете Научного ученического общества, является собрание научного ученического общества.
Высшим органом ученического Совета класса, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ученическом Совете класса, является собрание коллектива класса, которое, в свою очередь, подчиняется Ученическому Совету гимназии.
Пресс-центр гимназии, в состав которого входят: редакция газеты ШИК, редакция газеты «На старт», редакция радио «Фарватер успеха», подотчетны Собранию старшеклассников. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Пресс-центре.
Между всеми структурами УС гимназии устанавливается взаимовыгодное сотрудничество.
5. Ожидаемые результаты
Результативность данной Программы будет подтверждаться результатами мониторинга развития ученического самоуправления, а также исследования, направленные на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей гимназии.
Развитие ученического самоуправления должно решить следующие задачи:
- Развитие и сплочение классных ученических коллективов.
- Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.
- Овладение обучающимися навыками организаторской работы.
- Формирование культуры деловых взаимоотношений.
- Развитие навыков публичных выступлений.
- Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы.
- Самораскрытие и самореализация личности обучающихся.
- Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда.
- Формирование готовности участвовать в различных проектах.
- Активное участие в организации жизнедеятельности гимназии.
- Осознание обучающимися своих прав и обязанностей.
План подготовки актива ученического самоуправления
№
п\п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Методы и формы
|
Ответственные
|
1
|
Выявление лидерской одаренности и наиболее активных обучающихся в классах
|
сентябрь
|
Наблюдение, анкетирование, тестирование
|
Классные руководители, педагог-психолог
|
2
|
Выборы в классные ученические Советы и в ученический Совет гимназии
|
сентябрь
|
Ролевая игра
|
Классные руководители
|
3
|
Утверждение Состава Ученического Совета гимназии
|
сентябрь
|
Ученическая конференция
|
Зам. директора по ВР
|
4
|
Обучающие занятия для председателей органов УС.
|
сентябрь
|
Семинар
|
Зам. директора по ВР
|
5
|
Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Планирование, организация и проведение мероприятий»
|
октябрь
|
Ролевая игра
|
Зам. директора по ВР Педагог-организатор
|
6
|
Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Коллективные творческие дела: методика организации»
|
ноябрь
|
Ролевая игра, тестирование
|
Зам. директора по ВР Педагог-организатор
|
7
|
Участие в городских гражданско-патриотических акциях
|
В течение года
|
Участие в акциях
|
Зам. директора по ВР Председатель ученического Совета
|
8
|
Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Я – лидер»
|
Декабрь
|
Социально-психологические тренинги
|
Зам. директора по ВР Педагог-психолог
|
9
|
Мастерская «Разрешение конфликтов»
|
январь
|
Тренинг
|
Педагог-психолог
|
10
|
Сбор разновозрастного актива с целью выявления характера взаимодействия между классами
|
февраль
|
Тренинг
|
Зам. директора по ВР Педагог-психолог
|
11
|
Мастерская «Кто управляет государством?»
|
март
|
Ролевая игра
|
Зам. директора по ВР, комитет по молодежной политике
|
12
|
Мастерская «Навыки выступления перед публикой»
|
апрель
|
Тренинг
|
Педагог-психолог
|
13
|
Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью
|
май
|
Анкетирование тестирование
|
Классные руководители, Педагог-психолог
|
14
|
Итоговый сбор разновозрастного актива
|
май
|
Ролевая игра
|
Зам. директора по ВР
|
{/mosregread}
Артемьева Л.Н., Ведунова Г.В., Оплетаева Л.М. МОУ «Гимназия № 9» г. Шадринск Курганской обл. |