Инновации и эксперимент в образовании

Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе PDF Печать E-mail
Добавил(а) Соколова И.А.   
05.04.08 18:15

От редакции

Педагог обращает внимание детей на возможность перехода от действий внешне- речевого плана к действиям внутреннего плана, на необходимость пошажного представления каждого действия, то есть учит делить действие на шаги-кусочки. Затем производит сборку всех шагов в общую картину, то есть, учит детей обобщению. Ценным является и то, что учитель пользуется схемами, возникающими у детей из собственных догадок, вариантов, предложений. Эти схемы оформляются детьми совместно с учителем в схему - опору, которой ученики пользуются при необходимости до тех пор, пока эта необходимость не отпадёт. Действия педагога направлены на развитие у детей новых форм мышления.

Формирование у младших школьников желания и умения учиться, а также сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка - одна из целей стратегии модернизации начального образования. Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: «Учение это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности». Конечно, учение должно сопровождаться чувством удовольствия, а не чувством страха, скуки и раздражения. Однако не верным было бы выводить из этого утверждения заключение о том, что учебную деятельность следует превращать в развлекательный процесс. Нет, учение должно идти на достаточно высоком уровне сложности, выступать в качестве напряжённого интеллектуального труда, но, тем не менее, оно должно быть психологически комфортным, то есть соответствовать познавательным возможностям, склонностям, темпу обучения каждого конкретного ученика.

Передо мной встал вопрос, как реализовать это в практическом обучении, так как сегодня информационная нагрузка на школьников огромна. Начальная школа закладывает фундамент всего дальнейшего образования. Детям, не научившимся в начальной школе важным приёмам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в среднем звене. Ученику современной начальной школы нужно знать и уметь неизмеримо больше, чем десяток - другой лет назад, но функциональные возможности организма ребёнка остались прежними. К тому же всем известно, что в последние годы наблюдается увеличение числа детей, поступающих в школу с пониженным уровнем нервно - психологического и психосоматического здоровья. Это значит, что возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе. Но каждому педагогу известно, что только успешная учебная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность.

Разными пришли ребята по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Перед поступлением в 1 класс дети прошли собеседование у школьного психолога с целью определения уровня готовности к обучению в школе.

В ходе обследования определено: что высокий уровень готовности к обучению в школе имеют 14% учеников, готовы к школьному обучению 57% учеников, уровень условной готовности имеют 18% учеников, недостаточная готовность к школьному обучению 11% учеников.

Недостаточная готовность к обучению в школе выражена следующими параметрами: недостаточно сформировано словесно–логическое мышление; недостаточно развита произвольность; недостаточно развита вербальная память; недостаточна общая осведомленность; недостаточно развита речь; недостаточно сформированы причинно – следственные связи.

В группу риска вошли дети с недостаточной готовностью к школе, что выражалось в повышенном уровне школьной тревожности, низкой учебной мотивацией и низким социальным статусом.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Но, несмотря на все плюсы применения данной технологии, минус вижу в том, что учитель продумывает за ребёнка практически каждый его шаг, не давая ему права на сомнение, предположение, на высказывание своего мнения.

Концепция же модернизации российского образования ориентирует нас на развитие у школьников самостоятельности, на формирование способности к созидательной деятельности и к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности, диалогу, содержательным компромиссам. Также способность к самостоятельному усилию может быть воспитана только в процессе самостоятельных усилий. Существенное педагогическое значение имеет то, что ребёнок раскрывается и прикладывает свои природные силы в общем пространстве перетекающих друг в друга самостоятельности и несамостоятельности. Каждая деятельность: и та, которую ребёнок осуществляет с помощью взрослого, и та, которую он осуществляет самостоятельно, – имеет своё уникальное значение и не может быть искусственно заменена одна на другую. Нельзя искусственно преувеличивать значимость одних факторов развития и недооценивать другие. Эти размышления требуют более глубокого изучения способов умственных действий и самоуправляющих механизмов личности. Уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития. Основу внутреннего саморегулирующего механизма составляют три интегральных качества: потребности, направленность, Я - концепция.

Считаю также логически оправданным применение в дальнейшем технологии П.М.Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц», которая позволит оформить собственную методическую копилку по педагогической технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Соколова И.А.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3,
г. Лянтор,
Сургутский район

Литература:

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.
  2. Волович М. Б. Лёгкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина). //Народное образование 1989. №9.
  3. Волович М.Б. Всё это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование, 1989. №10.
  4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка.- М., 1985.
  5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  6. Колеченко И.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-Пб.: КАРО, 2001.
  7. Решетникова Т.К., Корнева О.Н. Поэтапное формирование грамматических знаний. // Вопросы психологии. 2006, №1.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1995.
  9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.., 1988.
  10. Уман А.Я. Технологический подход к обучению: теоретические основы. М.: Орёл, 1997.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании