Инновации и эксперимент в образовании

Исследовательская деят-сть старшеклассников при изучении элективных курсов естественнонаучного цикла PDF Печать E-mail
Добавил(а) Тимофеева О.Ю., Тимофеев А.П.   
05.04.08 18:25

(на примере «Памятники природы родного края» и «Изучение местной экологической ситуации»)

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности - одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.) [1].

Именно такой путь составляет основу исследовательской деятельности старшеклассников при изучении ими элективных курсов естественнонаучного цикла (на примере «Памятников природы родного края» и «Изучение местной экологической ситуации»), о чем пойдет речь в данной статье.

Цель настоящей статьи заключается в выявлении особенностей, механизмов исследовательской деятельности старшеклассников, изучающих памятники природы и экологическую обстановку своей местности, которые способствуют развитию у выпускников школы разных видов компетенций, самореализации в деятельности.

В связи с поставленной нами целью, обратимся к трактовке понятий «исследование», «исследовательская деятельность».

Касаясь этимологического анализа слова «исследование», заметим, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах [2, С.7].

Это составляет особенность организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности старшеклассников в рамках изучения элективных курсов естественнонаучного направления.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных курсов естественнонаучного цикла

Таким образом, антропогенные изменения природы, знакомой и близкой с раннего детства, позволяют особенно остро прочувствовать и ощутить ее состояние, принять позицию непримиримости к проявлениям безответственности по отношению к ней. Кроме того, на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой учащиеся 9-11 классов приходят к убеждению целесообразности общепринятых норм и правил поведения в природной среде и, наоборот, давая оценки реальным ситуациям, выводят на основе этого нормы и правила экологического императива.

Усвоение знаний, развитие умения экологически мыслить, чувствовать личную ответственность за сохранение и улучшение природы своей местности и выработка у подрастающего поколения позиций, связанных с природоохранной деятельностью по отношению к родному краю, осуществляется по самым разнообразным направлениям.

Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод: исследовательская деятельность старшеклассников способствует проведению эксперимента, развитию умения просчитать вперед свои действия, моделированию и прогнозированию изучаемых явлений и процессов; анализу результатов эксперимента и наблюдений; соотнесению результатов с целями работы, развитию умения делать выводы; закладывает основы профессионального самоопределения, познавательной активности, продуктивности работы.

Итак, исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных курсов естественнонаучного цикла является условием для активизации обучения, для ее продуктивности, для формирования и развития разных видов компетенций, которые помогают подготовиться выпускникам еще в школе к быстро изменяющимся условиям в обществе.

Тимофеева О.Ю.
к.п.н., доцент
АПК и ППРО РФ

Тимофеев А.П.
ст. преподаватель
МГОУ

Литература:

  1. Коротаева Е. Типы учебной стратегии: педагогическая тактика и стратегия //Директор школы. 2000. №9.
  2. Леонтович А.В. Исследование как основа построения образовательной деятельности. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003 //Портал исследовательской деятельности учащихся, http://www.researcher.ru.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003 //Портал исследовательской деятельности учащихся, http://www.researcher.ru.
  4. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения //Профильная школа. Материалы V-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. М.: Центр дистанционного образования “Эйдос”, 2003. http://www.eidos.ru; e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. .
  5. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. № 2-34-20 от 20.11.2003.
  6. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. науч. тр. /Под ред. А.В.Хуторского. М.:ГНУ ИСМО РАО, 2006. 290 с. С.65-79.
  7. Закон города Москвы от 26 сентября 2001г. №48 - ЗК Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве, ст. 24.
  8. Тимофеева О.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников (на примере изучения местной экологической ситуации): Дисс… на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2002. 186 с.
  9. Современный психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков. В.П.Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 633 с. С.578.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании