Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи с психолин... |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Дымкова А.Ю. |
05.04.08 18:32 |
Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р. Е. Левиной в массовых общеобразовательных школах (еще в 60 - 70-е годы прошлого века) установлено, что учащиеся с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР) составляют примерно 15 – 20 % от общего числа школьников с несформированностью языковых средств. Лонгитюдное изучение, проведенное нами в 27 общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях Одинцовского района Московской области, показало рост количества детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательных учреждениях. В 2005 – 2006 учебном году было выявлено 10 % (87 учащихся начальных классов) с ОНР, а в 2006 – 2007 учебном году речевое заключение ОНР имели 14, 5 % учащихся начальных классов (121 ученик). В городе Краснознаменске (Московской области), который является закрытым административным территориальным образованием, процент младших школьников с ОНР (от общего числа детей с речевой патологией) составил в 2005 – 2006 уч. г. - 23% , в 2006 – 2007 уч. г. - 24 %. Приведенные данные подтверждают необходимость разработки и внедрения новых эффективных путей преодоления речевого недоразвития, основанных на тщательном изучении особенностей формирования речи детей с ОНР. Учеными установлено, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются неуспевающими по родному языку (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушены все компоненты языковой системы. Одной из характерных особенностей проявления дефекта при ОНР является своеобразие формирования лексической системы. Полный текст доступен зарегистрированным пользователям [Вход] [Регистрация]
Ученые указывают на то, что при ОНР процесс систематизации лексики и организации семантических полей затруднен (В. К. Воробьева, О. Е. Грибова, С. Н. Шаховская, Л. Б. Халилова). При этом отмечаются проблемы в развитии речемыслительной деятельности, снижение уровня абстракции и обобщения, бедность логических операций и т. п. Отсюда вытекает вывод, что в процессе коррекционной работы основное внимание необходимо уделять развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений. При этом работа по развитию лексической стороны речи связана с развитием мышления, психических процессов, (операций сериации, классификации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключений и других логических операций, которыми ребенок овладевает сначала на неречевом материале, а затем на языковом), и неотделима от работы над фонологией, морфологией, синтаксисом. Использование психолингвистических исследований в коррекционной педагогике позволяет расширить научные представления о развитии речи в онтогенезе и дизонтогенезе и применить данные сведения в решении комплекса проблем, связанных с диагностикой и коррекцией речевых нарушений. Дымкова А. Ю., Литература:
Tags: |