Инновации и эксперимент в образовании

Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи с психолин... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Дымкова А.Ю.   
05.04.08 18:32

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р. Е. Левиной в массовых общеобразовательных школах (еще в 60 - 70-е годы прошлого века) установлено, что учащиеся с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР) составляют примерно 15 – 20 % от общего числа школьников с несформированностью языковых средств.

Лонгитюдное изучение, проведенное нами в 27 общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях Одинцовского района Московской области, показало рост количества детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательных учреждениях. В 2005 – 2006 учебном году было выявлено 10 % (87 учащихся начальных классов) с ОНР, а в 2006 – 2007 учебном году речевое заключение ОНР имели 14, 5 % учащихся начальных классов (121 ученик). В городе Краснознаменске (Московской области), который является закрытым административным территориальным образованием, процент младших школьников с ОНР (от общего числа детей с речевой патологией) составил в 2005 – 2006 уч. г. - 23% , в 2006 – 2007 уч. г. - 24 %.

Приведенные данные подтверждают необходимость разработки и внедрения новых эффективных путей преодоления речевого недоразвития, основанных на тщательном изучении особенностей формирования речи детей с ОНР.

Учеными установлено, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются неуспевающими по родному языку (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушены все компоненты языковой системы. Одной из характерных особенностей проявления дефекта при ОНР является своеобразие формирования лексической системы.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Ученые указывают на то, что при ОНР процесс систематизации лексики и организации семантических полей затруднен (В. К. Воробьева, О. Е. Грибова, С. Н. Шаховская, Л. Б. Халилова). При этом отмечаются проблемы в развитии речемыслительной деятельности, снижение уровня абстракции и обобщения, бедность логических операций и т. п. Отсюда вытекает вывод, что в процессе коррекционной работы основное внимание необходимо уделять развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений. При этом работа по развитию лексической стороны речи связана с развитием мышления, психических процессов, (операций сериации, классификации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключений и других логических операций, которыми ребенок овладевает сначала на неречевом материале, а затем на языковом), и неотделима от работы над фонологией, морфологией, синтаксисом.

Использование психолингвистических исследований в коррекционной педагогике позволяет расширить научные представления о развитии речи в онтогенезе и дизонтогенезе и применить данные сведения в решении комплекса проблем, связанных с диагностикой и коррекцией речевых нарушений.

Дымкова А. Ю.,
учитель-логопед
гимназия № 1
г. Краснознаменск
Московская обл.

Литература:

  1. Воробьева В. К., Даскалова Е. С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. С. 106 – 118.
  2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
  3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 348 с.
  4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
  5. Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. 240 с.
  6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  7. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
  8. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. 304 с.
  9. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – Институт языкознания РАН, 1999. 165 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании