Инновации и эксперимент в образовании

Народная культура и познание Мира PDF Печать E-mail
Добавил(а) Каршинова Л.В.   
06.04.08 02:00

Как устроена Вселенная? Для чего Человек появился на Земле? Как возникла жизнь? Где находится «начало всех начал»? Каковы взаимосвязи Человека и Вселенной? Эти и другие вопросы волнуют сегодня не только взрослого человека, но и ребенка. И, чем больше мы узнаём, тем больше возникает новых вопросов. Есть много подходов к познанию Мира - научный, исторический, археологический, языковой, символический, образный, религиозный, изотерический, игровой и др. Появилось множество мировоззренческих систем, которые осмысливают Мир и Человека по-разному и отстаивают лишь свою точку зрения, не считаясь с остальными. Научные деятели отрицают бога, религиозные - науку. Человек стал смотреть на Мир, находясь внутри собственного «мирка», созданного им самим. И, даже культуру человечество умудрилось поделить на духовную и материальную. Но, ведь МИР ЕДИН в своем многообразии. И, чтобы понять его целостность, может стоит попробовать объединить в одно целое и логически осмыслить разные версии и точки зрения? Быть может, тогда появится некоторая ясность, приоткроются тайны Мироустроения, Мироздания, и Человек вновь обретет утраченные нравственные законы. Да и само понятие нравственности обретется человеком как необходимая внутренняя составляющая, а не свод правил, на которые нужно опираться.

Народная педагогика и народная культура во все времена успешно решали вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения без особых на то усилий, естественным, ненавязчивым путем. Еще полтора столетья назад приоритетом обладали внутренние духовные качества человека, а сегодня ставка делается исключительно на его тело. Наверное, пора признаться самим себе, что что-то не так, что в потоке экономических проблем нам пытаются навязать и чужую культуру, и чужие мысли, и чужой образ жизни, пытаются уничтожить наши собственные культурные достижения, собственную историю, подменить ценности. Народная педагогика на Руси отшлифовывалась веками и выработала свои собственные законы и правила. Мудрость народная передавалась в быту от старших к младшим через личный пример. Ребёнок рос в атмосфере высокой духовности и нравственности, осознания разумом окружающего Мира и с молоком матери впитывал вселенское мироощущение, что сказывалось впоследствии на неповторимых чертах русского характера. И, если сегодня семья не в состоянии восстановить утраченное, то в системе образования возможно нравственное воспитание через познание и признание культуры русского народа. Народная культура - это кладезь народной мудрости. Обратившись к ней, можно заинтересовать, и не только заинтересовать, но и восхитить человека опытом наших отцов и праотцов. Речь идет не о бытовании в той, «старой», культуре русской деревни, а о логическом анализе и синтезе путей познания мира, которые были присущи Человеку и Человечеству во все времена. И именно русская народная культура может выступить средством познания Мира в его целостности. Традиционная народная культура сохранила в себе глубинные пласты знаний культуры общечеловеческой, во все времена воспитывающей ЧЕЛОВЕКА НРАВСТВЕННОГО. Именно освоение русской народной культуры в логическом анализе её явлений и фактов через хорошо знакомые всем нам источники: мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, игры, игрушки, предметы быта, обряды и обычаи приведёт к формированию того индивидуального, что впоследствии сформирует личность.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таким образом, рассматривая Мир системно во взаимосвязи всех его явлений, не исключая и не отбрасывая никаких гипотез, а наоборот логически анализируя их, возможно получение целостной картины Мироздания. Системное познание Мира, начиная именно с древних культур, поможет раскрыть в человеке человеческое, т.к. именно логика древних культур была и остается самой Жизнью!

Каршинова Л.В.,
канд. пед. наук, доцент

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании