Инновации и эксперимент в образовании

Исследование феномена компьютерной зависимости учащихсяв возрасте 11-13 лет PDF Печать E-mail
Добавил(а) Кочуров C., Кочурова О.И.   
06.04.08 02:00

Целью данной работы является исследование степени компьютерной зависимости у учащихся в возрасте 11-13 лет. Для достижения реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные классификации компьютерных игр.
  2. Изучить влияние компьютерных игр на развитие компьютерной зависимости.
  3. Провести анкетирование учащихся 6 – 7 классов нашей школы для выявления степени зависимости от компьютера.

Новизной работы является изучение степени увлеченности учащихся данного возраста компьютерными играми.

Данная исследовательская работа проводилась в течение двух лет. Результаты работы могут быть использованы классными руководителями, психологами, родителями с целью проведения разъяснительной работы об опасности компьютерных игр.

Содержание проекта

Сегодня компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в их жизни и сознании, человек зачастую не осознает того, что начинает во многом зависеть от компьютера. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами».

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг интересов у них очень узок, вся деятельность направлена на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Психологи говорят, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, а чаще всего это дети, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос является актуальным для исследования. Мои одноклассники, и я в том числе, довольно много времени проводят за компьютерными играми, и своей работе я попытаюсь изучить степень увлеченности учащихся компьютерными играми.

Цель работы: исследовать степень компьютерной зависимости у учащихся в возрасте 11-13 лет.

Задачи:

  1. Рассмотреть различные классификации компьютерных игр.
  2. Изучить влияние компьютерных игр на психику учащихся и этапы развития зависимости.
  3. Провести анкетирование учащихся 6-7 классов нашей школы для выявления степени компьютерной зависимости.

Методы исследования: аналитический, статистический.

Феномен компьютерной зависимости

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психологическая зависимость определяет целенаправленное поведение больного с целью получения необходимого средства. (Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин, «Психиатрия»).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Исследование компьютерной зависимости у учащихся 6-7 классов

Для изучения состояния данного вопроса мы провели анкетирование учащихся шестых классов в прошлом учебном году и седьмых классов в этом году. В результате были получены следующие результаты: треть опрошенных учащихся в возрасте 11-13 лет проводят свободное время за компьютером, 40% для этой цели посещают компьютерные залы, иногда даже в учебное время. В среднем за компьютером учащиеся проводили в прошлом году по 3 часа, в этом году – 3,5-4 часа. Некоторые учащиеся отмечали, что в выходные дни они не встают из-за компьютера по 12-15 часов!

На втором этапе увеличилось количество учащихся, которые работают на компьютере (составляют простейшие программы, готовят рефераты, презентации). Процент играющих уменьшился с 79% до 63%. При этом доля ролевых игр выросла с 75% до 88%. Во время игры половина опрошенных выбрала «Образ героя»; 45% – «Руководитель игры» (на первом этапе было – 30%). Именно этот тип игр вызывает наибольшую зависимость.

22% опрошенных (на первом этапе) и 24% (на втором этапе) испытывают потребность постоянной игры на компьютере, следовательно, можно говорить, что у них выявлена определенная компьютерная зависимость. Можно отметить, что учащиеся, которые много времени проводят за игрой, имеют низкие результаты обучения, часто не готовы к урокам и не увлекаются спортом.

Игры оказывают различное влияние на психику и личность человека. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. они существенно различаются по мотивации игровой деятельности, являются причинам формирования зависимости. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но это – основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Мы должны задуматься над данной проблемой уже сегодня. Играя на компьютере, мы теряем свое физическое и психическое здоровье, не читаем книги, не бываем на свежем воздухе, отстаем в учебе. Необходимо во время принимать меры по профилактике и устранению компьютерной зависимости.

Кочуров С.,
9 класс СОШ №6,
Руководитель
Кочурова О.И.,
г.Лянтор

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании