Инновации и эксперимент в образовании

Исследование феномена компьютерной зависимости учащихсяв возрасте 11-13 лет
Добавил(а) Кочуров C., Кочурова О.И.   
06.04.08 02:00

Целью данной работы является исследование степени компьютерной зависимости у учащихся в возрасте 11-13 лет. Для достижения реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные классификации компьютерных игр.
  2. Изучить влияние компьютерных игр на развитие компьютерной зависимости.
  3. Провести анкетирование учащихся 6 – 7 классов нашей школы для выявления степени зависимости от компьютера.

Новизной работы является изучение степени увлеченности учащихся данного возраста компьютерными играми.

Данная исследовательская работа проводилась в течение двух лет. Результаты работы могут быть использованы классными руководителями, психологами, родителями с целью проведения разъяснительной работы об опасности компьютерных игр.

Содержание проекта

Сегодня компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в их жизни и сознании, человек зачастую не осознает того, что начинает во многом зависеть от компьютера. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами».

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг интересов у них очень узок, вся деятельность направлена на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Психологи говорят, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, а чаще всего это дети, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос является актуальным для исследования. Мои одноклассники, и я в том числе, довольно много времени проводят за компьютерными играми, и своей работе я попытаюсь изучить степень увлеченности учащихся компьютерными играми.

Цель работы: исследовать степень компьютерной зависимости у учащихся в возрасте 11-13 лет.

Задачи:

  1. Рассмотреть различные классификации компьютерных игр.
  2. Изучить влияние компьютерных игр на психику учащихся и этапы развития зависимости.
  3. Провести анкетирование учащихся 6-7 классов нашей школы для выявления степени компьютерной зависимости.

Методы исследования: аналитический, статистический.

Феномен компьютерной зависимости

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психологическая зависимость определяет целенаправленное поведение больного с целью получения необходимого средства. (Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин, «Психиатрия»).

{mosregread}Компьютерная зависимость – чрезмерное увлечение игрой как среди детей, так и среди взрослых. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Психологи спорят, каких людей считать зависимыми, а каких – нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  • хорошее самочувствие при работе на компьютере;
  • нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения;
  • забывание о домашних делах, учебе в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики с большим кругом людей.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой, особенно в детском возрасте.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

По некоторым данным, симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается сейчас примерно у 10-14 процентов российских подростков, сидящих пред мониторами в игровых залах. Компьютерная игра – это особый, виртуальный мир, где легко удовлетворить основные потребности подростка.

Классификация компьютерных игр. Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность.

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, мотив игровой деятельности основан на потребности принятия роли и ухода от реальности.

1. Игры с видом из глаз «своего компьютерного героя». Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полному слиянию с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими.

2. Игры с видом извне на «своего компьютерного героя». Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с последними в критические секунды жизни своего героя человек может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида «извне» внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководитель. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

II. Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, в следствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свои особенности и в целом менее сильны. Мотив игровой деятельности основан на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотив основан на азарте, сопряжен здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Это компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино.

Итак, компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы «спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Формирование психологической зависимости от компьютерных игр

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Появляется новая потребность - игра в компьютерные игры. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. По данным всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости. Рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

  • Познавательная деятельность. Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего человек получает удовольствие.
  • Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность – виртуальную. Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.
  • Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности.

Существуют основные психологические механизмы образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. а в детском возрасте они еще и форма познания. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

Проблема, связанная с компьютерной зависимостью, на мой взгляд, должна решаться сообща: разработчиками игр, психологами, медиками, педагогами. Компьютер – это факт современной действительности. Это будущее, отгораживать от которого подростков ни в коем случае нельзя. Наша задача – придать увлечению более разумную форму. Для этого необходимо контролировать «ассортимент» предлагаемых в салонах игр, сделав упор на развивающие, дозировать само посещение залов, не позволяя детям находиться там дольше положенного времени.

Ну и, конечно, на компьютерах свет клином не сошелся: чем больше у ребенка разнообразных увлечений, тем дальше он от возможности стать игроголиком.

Риски и последствия

Исследователи отмечают, что компьютерная зависимость несет за собой тяжкие последствия: повышается утомляемость, болезненность; часто хочется спать; зрение падает до минимума; проявляется невозможность сосредоточиться; ухудшается память. Последствия для мозга и социальных контактов становятся катастрофичными: работа, университет, школа отходят на второй план, замещаются, становятся обузой; возникают проблемы в общении, учебе, работе. {/mosregread}

Исследование компьютерной зависимости у учащихся 6-7 классов

Для изучения состояния данного вопроса мы провели анкетирование учащихся шестых классов в прошлом учебном году и седьмых классов в этом году. В результате были получены следующие результаты: треть опрошенных учащихся в возрасте 11-13 лет проводят свободное время за компьютером, 40% для этой цели посещают компьютерные залы, иногда даже в учебное время. В среднем за компьютером учащиеся проводили в прошлом году по 3 часа, в этом году – 3,5-4 часа. Некоторые учащиеся отмечали, что в выходные дни они не встают из-за компьютера по 12-15 часов!

На втором этапе увеличилось количество учащихся, которые работают на компьютере (составляют простейшие программы, готовят рефераты, презентации). Процент играющих уменьшился с 79% до 63%. При этом доля ролевых игр выросла с 75% до 88%. Во время игры половина опрошенных выбрала «Образ героя»; 45% – «Руководитель игры» (на первом этапе было – 30%). Именно этот тип игр вызывает наибольшую зависимость.

22% опрошенных (на первом этапе) и 24% (на втором этапе) испытывают потребность постоянной игры на компьютере, следовательно, можно говорить, что у них выявлена определенная компьютерная зависимость. Можно отметить, что учащиеся, которые много времени проводят за игрой, имеют низкие результаты обучения, часто не готовы к урокам и не увлекаются спортом.

Игры оказывают различное влияние на психику и личность человека. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. они существенно различаются по мотивации игровой деятельности, являются причинам формирования зависимости. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но это – основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Мы должны задуматься над данной проблемой уже сегодня. Играя на компьютере, мы теряем свое физическое и психическое здоровье, не читаем книги, не бываем на свежем воздухе, отстаем в учебе. Необходимо во время принимать меры по профилактике и устранению компьютерной зависимости.

Кочуров С.,
9 класс СОШ №6,
Руководитель
Кочурова О.И.,
г.Лянтор