Инновации и эксперимент в образовании

Летопись человеческого сердца PDF Печать E-mail
Добавил(а) Анушкевич И.Г.   
05.04.08 22:18

В 10-х классах нашей школы мы часто проводим занятия в форме презентации проекта, основывая их на самостоятельной работе учащихся. Урок в таких случаях является звеном в логической цепи уроков по теории литературы, раскрывающих особенности поэтических жанров. Мы ставим пред собой следующие задачи:

  • опираясь на образцы стихотворных писем, возродить интерес к эпистолярному жанру;
  • проследить историю эпистолярного жанра в литературе, отметить особенности поэтики, дать краткую справку на эту тему;
  • определить, каковы законы жанра письма. Собрать материалы об адресатах лирики С.А.Есенина, выполнить лингвистический, текстуальный анализ лирических писем С.А.Есенина; выявить особенности стихов С.А.Есенина, написанных в этом жанре;
  • развивать речь, обогащать ее лексикой, свойственной поэтическому жанру, эмоционально окрашенными фигурами речи, обратить внимание учащихся на стилистические приемы;
  • побудить учащихся к творчеству, к желанию поделиться сокровенным в письме. За две недели до урока на учебном занятии мы обычно проводим погружение в проект, на котором

при рассматривании проблемной ситуации мы выделяем основные вопросы:

  • в чем особенность стихотворных писем?
  • почему эпистолярный жанр, возникший в древности, не угас, не потерялся, а, наоборот, был возрожден Маяковским и Есениным в начале двадцатого века?
  • какие перспективы у жанра письма сегодня, в эпоху Интернета, sms сообщений, on-line переписки?

Положительную мотивацию включения в работу нам создает ситуация выбора группы с учетом читательских интересов, например: «историки», «литературоведы», «есениноведы», «биографы», «читатели-исследователи», «философы». Это позволяет дать глубокое освещение темы урока.

Учащиеся чаще всего выбирают следующие формы презентации: историческая справка, таблицы-схемы, компьютерная презентация, сообщение-доклад.

Продуктом совместной проектной деятельности групп служит альманах «Летопись человеческого сердца», на страницах которого нашли отражение выводы и размышления всех участников проекта, а также творческие работы-стихотворные письма.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В сегодняшнее время это очень важно: рассказать о лучшем в человеке и узнать, что в этом огромном мире есть люди – твои друзья, или хорошие знакомые, или просто по-доброму настроенные к тебе прохожие. Возможно, если человек изливал бы свои чувства в письмах, познавал себя, то не было бы ссор, конфликтов, войн?

Великий русский поэт С. Есенин в своем творчестве обращался к разным стихотворным жанрам, в последние годы отдав предпочтение стихам-письмам. Он понимал, что каждый род стихотворений имеет особенное свойство: ода – торжественность, песня – нежность, басня – простоту, сатира – колкость, элегия – печаль. В стихотворном же письме все эти качества смешиваются, оно может быть страстным и поучительным, шутливым, язвительным и грустным. На эту особенность письма указывал еще русский эстетик начала XIX века П.Е. Георгиевский. Пока развивается литература, пока поэты ищут разнообразия тем, стилевой широты, стихи-письма сохранят свою актуальность.

Письма – вне времени, вне пространства. Изменились обстоятельства жизни, появилась возможность через Интернет, sms передавать лаконичные сообщения, хранящие суть, а не чувства, но разве исчезли дети, верящие в чудеса, или романтики, пишущие письма, влюбленные, готовые на пылкие признания? «Летопись человеческого сердца» - так назвали мы наш Альманах, и эта летопись – нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее Человека.

Анушкевич И.Г.,
учитель русского языка и литературы
Центр образования
№ 641 имени Сергея Есенина

Литература:

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово. М.: Интор, 1990.
  2. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Стихотворения, поэмы. М.: Советская Россия, 1990.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь, М.: Дрофа, 2000, 464 с.
  4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Современник, 1972.
  5. Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа, М.: Педагогика-Пресс, 1998, 424 с.
  6. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Глав. Ред. М.Д. Аксенова, М.: Аванта +, 2001, 672 с..
  7. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч.2. XX век. Глав. Ред. М.Д. Аксенова, М.: Аванта +, 2001, 688 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании