TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сторожева Н.В.   
05.04.08 22:19

«Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной
системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее»
В.В.Гузеев

В общеобразовательной школе, как показывает практика, чаще всего проектная деятельность учащихся организуется в рамках дополнительного образования, то есть во внеурочное время. Учащиеся осуществляют работу над проектом, заполняя свой досуг занятием по интересу, развивают свои способности и удовлетворяют потребность в получении новых знаний и умений.

Проектное обучение не должно осуществляться только в системе дополнительного образования, хотя именно там более свободный выбор тем для разработки проектов. Кроме того, во внеурочной деятельности нет жестких ограничений по времени для получения результата деятельности, требуется меньше усилий руководителя по организации работы над проектом.

Проектная деятельность строится на основе какого-либо предметного содержания, освоенного или осваиваемого учащимися. Проектное обучение можно вводить в уже существующую классно-урочную систему на принципах сосуществования и взаимодополнения. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, а в совокупности с ними будет способствовать формированию универсальных компетенций учащихся.

Не следует забывать, что формируемые на традиционных уроках общеучебные умения, в проектном обучении становятся частью специфического умения, перерастающего в элемент проектирования: контекстный анализ прочитанного материала, выделение главной мысли в текстовом материале, письменный и устный пересказ, составление развернутого плана, составление схем и таблиц на основе текста учебника и т.д.

По мнению Н.Ю. Пахомовой, жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и перегруженность учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий, позволяющие формировать умения и навыки проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в разумном ограничении количества учебных проектов в учебном плане, включении элементов проектной деятельности в содержание практических занятий и обычных уроков. Использование проектного обучения в условиях привычной классно-урочной системы имеет свои особенности. Поэтому начинающему учителю нужно знать и уметь делать следующее:

  • составлять и согласовывать учебно-тематические планы предметов, в рамках которых выполняются учебные проекты, с содержанием учебно-методического комплекта;
  • осваивать механизмы разработки учебного проекта;
  • осуществлять практическую реализацию учебного проекта на уроке (дома);
  • готовить учащихся к работе над учебным проектом;
  • адаптировать разработанный учителем учебный проект к особенностям конкретного класса, школы и условиям имеющегося материального обеспечения образовательного процесса;
  • выстраивать серию проектов одного ученика для последовательного формирования умений проектной деятельности;
  • оценивать личные достижения учащихся в результате выполнения проекта.

В настоящее время изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Учитель становится консультантом, и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.{mosregread}

Начинать работу над проектом лучше внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую часть сделать вне уроков. Например: «погружение в проект» (тема, цели, задачи и т.д.) – выполняется на уроке, а работа с литературными источниками, оформление проекта – дома; проведение экспериментальной части – в специализированном кабинете под руководством учителя, а презентация полученных результатов – на уроке.

Очевидно, что к началу работы над первым проектом у учащихся должно быть сформировано представление о проектной деятельности, ее структуре и алгоритме. К этой совокупности знаний и умений можно отнести:

  • погружение в процесс развития идеи проекта;
  • целеполагание;
  • отбор информационных источников соответствующих теме исследования и работа с их содержанием;
  • обоснование актуальности темы, выявление противоречий, осознание и формулирование проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • определение задач;
  • овладение позитивными установками и коммуникативными навыками для работы в команде (группе);
  • определение временных ресурсов проекта;
  • представление о структуре проекта и требований к его оформлению;
  • получение результатов и их интерпретация;
  • выявление и отбор критериев оценки качества проекта;
  • овладение комплексом умений ораторского искусства в процессе защиты проекта.

Учащихся необходимо научить на каждом этапе проекта работать максимально самостоятельно или с небольшой помощью учителя, руководителя проекта. Для этого хорошо использовать практические и лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые уроки на основе деятельностного подхода. Эти формы уроков позволяют перевести ученика из пассивной позиции в активную, дать ему возможность для проявления самостоятельности.

В качестве примера комбинированного урока, проводимого в рамках проектного обучения, можно рассмотреть урок биологии в шестом классе по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений». По программе этот урок проводится как обобщающий в виде контрольной работы. Можно предложить учителям биологии провести проектно-ориентированный урок в виде эксперимента.

Тема урока: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Цель учителя: создать условия для разработки коллективного проекта (как творческого продукта) на основе деятельностного подхода и использования системно-обобщенных знаний учащихся по данной теме.

Тип урока: проектный (практико-ориентированный).

Методы: частично-поисковые, исследовательские, метод конструктивного общения.

Форма организации учебной деятельности: групповая (КСО в малых группах, по В.К.Дьяченко).

Классный коллектив делится на 3 группы по 7-8 человек (или 4 группы, тогда 4-ой группе даётся отдельное задание «Минеральное питание»). Целесообразно создавать группы произвольно, например, по плану посадки: 1 ряд – I группа, 2 ряд – II группа и т.д. При таком подходе в одной группе оказываются учащиеся с разными способностями.

Работа над проектами позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу высказываний. Учитель использует прием работы проблемной группы, когда учащиеся решают одну проблему, но каждый ученик работает индивидуально со своим источником информации. После того, как индивидуальная работа закончена, лидер группы предлагает каждому участнику высказать свое суждение. Делается обобщённый вывод, который затем оформляется в виде презентации. По окончанию работы группа должна представить свой отчет (презентацию) и исследовательский проект на заданную тему.

Средства обучения:

  • учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс», автор Пасечник В.В.;
  • ИКТ (информационно-компьютерные технологии);
  • три опорных конспекта по темам: «Фотосинтез», «Дыхание», «Транспирация» в формате А-2 для каждой группы;
  • плакат «Обмен веществ у растений»;
  • комнатные растения в кабинете биологии (пеларгония обыкновенная);
  • оборудование для проведения опытов с натуральными объектами (доказательства процессов фотосинтеза, дыхания и транспирации у растений);
  • печатная основа для исследовательской работы каждой группе (см. Приложения);
  • дополнительная литература по теме (см. Приложения);
  • таблицы по ботанике: «Внутреннее строение листа», «Строение устьиц»

Распределение ролей: учитель выступает в роли консультанта, помощника, куратора. Шестиклассники – в качестве разработчиков и исполнителей.

Ход урока «Основные процессы жизнедеятельности растений»

I. Оргмомент

Учитель приветствует учеников, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

  • создание психологически комфортной атмосферы общения;
  • создание ситуации успеха;
  • организацию предметного содержания, соответствующего возможностям каждого ребенка;
  • определение личностного статуса в ролевой игре.

Организация доски: а) записана тема урока, б) число, в) домашнее задание (повторить п. 34-36 учебника), г) названия процессов: «Фотосинтез», «Дыхание», «Транспирация», д) плакаты: «Внутреннее строение листа» и «Строение устьиц».

Организация групповой работы: класс делится на 3 группы. Группа имеет в распоряжении 2-3 компьютера. Каждой группе дается одно задание для исследовательской работы: «Фотосинтез»; «Дыхание»; «Транспирация» (испарение воды).

На рабочих столах для каждой группы приготовлены: а) опорный конспект по данной теме (конспекты разработали и выполнили учащиеся 10 класса), б) дополнительная литература (см. Приложения), в) проектные задания по теме, г) критерии выполнения и защиты проекта (см. далее), е) памятка «Как правильно общаться», которая содержит следующие правила:

  • Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
  • Говори внятно, четко, не повышая голоса.
  • Оказывай помощь своим товарищам.
  • Доброжелательно относись к одноклассникам, даже если ты не согласен с их точкой зрения и т.д.

II. Актуализация знаний

На этапе актуализации знаний для каждой группы формулируется блок проблемных вопросов по теме. Еще один блок проблемных вопросов готовится заранее и хранится на электронных носителях (учитель может привлечь в качестве помощников-экспертов учащихся 10-11 классов).

1) Проблема урока: выстроить систему процессов обмена веществ, происходящих в растительном организме.

Для решения проблемы учащиеся выясняют: какие жизненно важные процессы происходят в организме растений? Как они происходят? Какое значение для растений и для биосферы в целом имеют?

Учащиеся выступают в роли «младших научных сотрудников», которые серьезно, с научной точки, зрения подходят к решению проблемы.

Школьники формулируют основные понятия темы: что такое фотосинтез, дыхание и транспирация растений. Для лучшего понимания процессов жизнедеятельности вспоминают клеточное строение листа в связи с выполняемыми функциями (по учебным таблицам «Внутреннее строение листа» и «Строение устьиц»). Учащиеся отвечают, формулируют и задают вопросы.

2) Проводится конкурс на лучший план разработки проекта

Для этого учитель предлагает: а) записать предложенные этапы плана на доске; б) обсудить роль каждого из этапов плана; в) выбрать лучший план или составить новый вариант плана из числа предложенных; г) получить одобрение на реализацию такого плана.

Например, может быть разработан следующий план действий:

  • раскрыть суть процесса согласно теме, над которой работает группа, например, тема «Фотосинтез»;
  • составить план эксперимента по выбранной теме.
  • обосновать значимость процесса «Фотосинтеза» для жизнедеятельности растений;
  • отразить причинно-обусловленные связи (обмен веществ);
  • выстроить модель рассмотренного процесса, подготовить блок выводов обобщить в форме презентации с помощью ИКТ;
  • защитить модель (подготовить выступающего).

На доску помещается план разработки проекта, составленный в ходе коллективного обсуждения.

3. Работа над проектом

Учитель организует работу в группах в соответствии с разработанным совместно планом: предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся, корректирует работу шестиклассников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление, содержание необходимых плакатов, схем, таблиц, рисунков).

4. Защита проектов

Каждая группа (по 1-2 ученика) защищает свой проект: предъявляет классу свои исследования, демонстрирует опыты, знакомит с выводами по результатам исследования. Слушателям предлагается, по ходу выступления, задавать выступающим вопросы по теме, оценивать качество работы проектантов.

5. Обобщение результатов работы групп по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Учащиеся должны показать взаимосвязь всех процессов жизнедеятельности в растительном организме и самостоятельно прийти к пониманию процесса обмена веществ у растений.{/mosregread}

6. Сравнительный анализ полученных в ходе проекта результатов с имеющейся учебной таблицей «Обмен веществ в растительном организме».

III. Подведение итогов – рефлексивный анализ:

  • обсуждение результатов проектной деятельности учащихся;
  • поощрение отличившихся учеников медалями «Умник» и «Умница», выставление оценки экспертной группой.

7. Экспертная оценка

Экспертная группа учитывала следующие показатели:

  • уровень творчества, оригинальность подходов и предлагаемых решений;
  • практическую значимость работы;
  • объем и полноту исследования;
  • самостоятельность;
  • качество оформления;
  • эрудированность выступающего (объем и глубину знаний по теме);
  • ответы на вопросы, их полнота, аргументированность.

8. Заключение

Исследовательские проекты сдаются на проверку. Выставляются оценки всем учащимся. Проводится критический анализ ошибок. Как показывает практика, учащиеся испытывают затруднения при сопоставлении процессов фотосинтеза и дыхания (20%), не отвечают где и когда какой газ выделяется, а какой поглощается в результате этих процессов (около 50%); не всегда могут объяснить значение транспирации для растений (10%); не все могут по результатам опытов сделать выводы (60-70%, в зависимости от класса); не владеют приемами оценки деятельности друг друга в процессе защиты проекта (более 70%).

В процессе проведения этого занятия школьники приобретают опыт проектной деятельности: возможность «прожить» ситуацию в процессе работы над темой проекта.

Приложение 1а

Примерные проектные задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса (так как комплект проблемных вопросов формируется совместно на уроке, то и задания могут различаться).

Проектное задание по теме: «Дыхание» (группа 2)

I. Прочитайте текст учебника на с. 153-156 и дополнительную информацию. Выполните следующие задания:

  1. Дайте определение понятию «дыхание».
  2. Какой газ при дыхании поглощается?
  3. Какой газ при дыхании выделяется?
  4. В каких органах растения происходит дыхание?
  5. В какое время суток происходит процесс дыхания? Нужен ли для этого свет?
  6. рыхление является важным агротехническим приемом при выращивании растений. В чем заключается физиологический смысл этого приема?
  7. Какое значение имеет дыхание для растений?

Практическая часть (опыты, доказывающие дыхание растений)

I. Опыт, показывающий дыхание растений

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

II. Опыт, доказывающий дыхание органов растения

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1б

Проведите опыт, показывающий дыхание растений.

  1. Для чего в опыте поставлен сосуд с прозрачной известковой водой?
  2. Почему опыт по дыханию проводится в темноте?
  3. Что будет с растением, если прекратится процесс дыхания?
  4. Заполните таблицу по сопоставлению процессов дыхания и фотосинтеза.

    Особенности процесса Фотосинтез Дыхание
    В каких клетках происходит?
    Какой газ поглощается?
    Какой газ выделяется?
    Что происходит с органическими веществами?
    Какова роль света?
    Что происходит с энергией?
  5. Соедините стрелками прямоугольники в упрощенной схеме «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания».

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1в

Передвижение веществ в растении и отложение запасных веществ

Внимательно рассмотрите рисунок, стрелками укажите направления передвижения веществ по растению

Растворенные органические вещества – красным цветом;

вода с минеральными солями – синим цветом.

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1г

Вопросы для умников и умниц:

  1. Опытным путем было выяснено, что семена растений тоже дышат. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
  2. При дыхании растения получают энергию. На какие процессы используется эта энергия?
  3. Что происходит с органическими веществами при дыхании?
  4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
  5. Сделайте выводы о значении дыхания для растений, о взаимосвязи дыхания и фотосинтеза, о взаимосвязи всех процессов жизнедеятельности растений.

Приложение 2

Примеры опорных конспектов используемых для проведения урока

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 3

Обмен веществ в растительном организме

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Сторожева Н.В.,
учитель МОУ СОШ №9
г. Дмитров

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.// Научно-методический журнал. М.: №3, 2002.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения. // Биология в школе. М.: №3, 2003.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проемов до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

Список дополнительной литературы к проектным заданиям:

  1. Пасечник В.В.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология. Грибы. Растения. 6 класс – М.: Дрофа. 2002, С. 148-161.
  2. Полевой В.В. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 1989.
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994, С.42-46.
  4. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Составитель Трайтак Д.И. – М.: просвещение, 1980, С. 25-26, 36-57.
  5. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн. для учителя / Сост. Л.В.Реброва, Е.В.Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с.
  6. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
  7. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений /Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. 5 е изд. – М.: Просвещение, 1999. - 224 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.