Инновации и эксперимент в образовании

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сторожева Н.В.   
05.04.08 22:19

«Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной
системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее»
В.В.Гузеев

В общеобразовательной школе, как показывает практика, чаще всего проектная деятельность учащихся организуется в рамках дополнительного образования, то есть во внеурочное время. Учащиеся осуществляют работу над проектом, заполняя свой досуг занятием по интересу, развивают свои способности и удовлетворяют потребность в получении новых знаний и умений.

Проектное обучение не должно осуществляться только в системе дополнительного образования, хотя именно там более свободный выбор тем для разработки проектов. Кроме того, во внеурочной деятельности нет жестких ограничений по времени для получения результата деятельности, требуется меньше усилий руководителя по организации работы над проектом.

Проектная деятельность строится на основе какого-либо предметного содержания, освоенного или осваиваемого учащимися. Проектное обучение можно вводить в уже существующую классно-урочную систему на принципах сосуществования и взаимодополнения. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, а в совокупности с ними будет способствовать формированию универсальных компетенций учащихся.

Не следует забывать, что формируемые на традиционных уроках общеучебные умения, в проектном обучении становятся частью специфического умения, перерастающего в элемент проектирования: контекстный анализ прочитанного материала, выделение главной мысли в текстовом материале, письменный и устный пересказ, составление развернутого плана, составление схем и таблиц на основе текста учебника и т.д.

По мнению Н.Ю. Пахомовой, жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и перегруженность учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий, позволяющие формировать умения и навыки проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в разумном ограничении количества учебных проектов в учебном плане, включении элементов проектной деятельности в содержание практических занятий и обычных уроков. Использование проектного обучения в условиях привычной классно-урочной системы имеет свои особенности. Поэтому начинающему учителю нужно знать и уметь делать следующее:

  • составлять и согласовывать учебно-тематические планы предметов, в рамках которых выполняются учебные проекты, с содержанием учебно-методического комплекта;
  • осваивать механизмы разработки учебного проекта;
  • осуществлять практическую реализацию учебного проекта на уроке (дома);
  • готовить учащихся к работе над учебным проектом;
  • адаптировать разработанный учителем учебный проект к особенностям конкретного класса, школы и условиям имеющегося материального обеспечения образовательного процесса;
  • выстраивать серию проектов одного ученика для последовательного формирования умений проектной деятельности;
  • оценивать личные достижения учащихся в результате выполнения проекта.

В настоящее время изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Учитель становится консультантом, и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

6. Сравнительный анализ полученных в ходе проекта результатов с имеющейся учебной таблицей «Обмен веществ в растительном организме».

III. Подведение итогов – рефлексивный анализ:

  • обсуждение результатов проектной деятельности учащихся;
  • поощрение отличившихся учеников медалями «Умник» и «Умница», выставление оценки экспертной группой.

7. Экспертная оценка

Экспертная группа учитывала следующие показатели:

  • уровень творчества, оригинальность подходов и предлагаемых решений;
  • практическую значимость работы;
  • объем и полноту исследования;
  • самостоятельность;
  • качество оформления;
  • эрудированность выступающего (объем и глубину знаний по теме);
  • ответы на вопросы, их полнота, аргументированность.

8. Заключение

Исследовательские проекты сдаются на проверку. Выставляются оценки всем учащимся. Проводится критический анализ ошибок. Как показывает практика, учащиеся испытывают затруднения при сопоставлении процессов фотосинтеза и дыхания (20%), не отвечают где и когда какой газ выделяется, а какой поглощается в результате этих процессов (около 50%); не всегда могут объяснить значение транспирации для растений (10%); не все могут по результатам опытов сделать выводы (60-70%, в зависимости от класса); не владеют приемами оценки деятельности друг друга в процессе защиты проекта (более 70%).

В процессе проведения этого занятия школьники приобретают опыт проектной деятельности: возможность «прожить» ситуацию в процессе работы над темой проекта.

Приложение 1а

Примерные проектные задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса (так как комплект проблемных вопросов формируется совместно на уроке, то и задания могут различаться).

Проектное задание по теме: «Дыхание» (группа 2)

I. Прочитайте текст учебника на с. 153-156 и дополнительную информацию. Выполните следующие задания:

  1. Дайте определение понятию «дыхание».
  2. Какой газ при дыхании поглощается?
  3. Какой газ при дыхании выделяется?
  4. В каких органах растения происходит дыхание?
  5. В какое время суток происходит процесс дыхания? Нужен ли для этого свет?
  6. рыхление является важным агротехническим приемом при выращивании растений. В чем заключается физиологический смысл этого приема?
  7. Какое значение имеет дыхание для растений?

Практическая часть (опыты, доказывающие дыхание растений)

I. Опыт, показывающий дыхание растений

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

II. Опыт, доказывающий дыхание органов растения

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1б

Проведите опыт, показывающий дыхание растений.

  1. Для чего в опыте поставлен сосуд с прозрачной известковой водой?
  2. Почему опыт по дыханию проводится в темноте?
  3. Что будет с растением, если прекратится процесс дыхания?
  4. Заполните таблицу по сопоставлению процессов дыхания и фотосинтеза.

    Особенности процесса Фотосинтез Дыхание
    В каких клетках происходит?
    Какой газ поглощается?
    Какой газ выделяется?
    Что происходит с органическими веществами?
    Какова роль света?
    Что происходит с энергией?
  5. Соедините стрелками прямоугольники в упрощенной схеме «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания».

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1в

Передвижение веществ в растении и отложение запасных веществ

Внимательно рассмотрите рисунок, стрелками укажите направления передвижения веществ по растению

Растворенные органические вещества – красным цветом;

вода с минеральными солями – синим цветом.

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 1г

Вопросы для умников и умниц:

  1. Опытным путем было выяснено, что семена растений тоже дышат. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
  2. При дыхании растения получают энергию. На какие процессы используется эта энергия?
  3. Что происходит с органическими веществами при дыхании?
  4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
  5. Сделайте выводы о значении дыхания для растений, о взаимосвязи дыхания и фотосинтеза, о взаимосвязи всех процессов жизнедеятельности растений.

Приложение 2

Примеры опорных конспектов используемых для проведения урока

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Приложение 3

Обмен веществ в растительном организме

О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов

Сторожева Н.В.,
учитель МОУ СОШ №9
г. Дмитров

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.// Научно-методический журнал. М.: №3, 2002.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения. // Биология в школе. М.: №3, 2003.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проемов до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

Список дополнительной литературы к проектным заданиям:

  1. Пасечник В.В.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология. Грибы. Растения. 6 класс – М.: Дрофа. 2002, С. 148-161.
  2. Полевой В.В. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 1989.
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994, С.42-46.
  4. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Составитель Трайтак Д.И. – М.: просвещение, 1980, С. 25-26, 36-57.
  5. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн. для учителя / Сост. Л.В.Реброва, Е.В.Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с.
  6. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
  7. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений /Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. 5 е изд. – М.: Просвещение, 1999. - 224 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании