Инновации и эксперимент в образовании

Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника
Добавил(а) Павлова Т.Ю., Пономарева Е.А.   
05.04.08 22:19

Коллектив нашего образовательного учреждения уже достаточно давно осознал необходимость активного развития гимназии, а самое главное, понял, что начинать надо с себя, с учителя. В гимназии накоплен интересный опыт инновационной деятельности, которым мы охотно делимся с коллегами. В этом учебном году мы начали эксперимент, тема которого «Образовательная среда как совокупность педагогических условий, способствующих накоплению педагогами и учащимися диалогического опыта».

В рамках эксперимента и проходил наш городской семинар для руководителей методических объединений и учителей начальных классов. Его тема «Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника». Цель: познакомить участников семинара с возможными моделями, направленными на создание комфортной внутришкольной среды. Основные вопросы, предложенные участникам семинара: «Гимназия как развивающееся образовательное учреждение», «Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника», «Значение особенностей восприятия и переработки информации детьми младшего школьного возраста для установления контакта с окружающими и успешности в обучении».

В этой статье мы хотим рассказать, какой смысл мы вкладываем в понятие комфортная среда и как работаем над её формированием.

Школа – это особый мир детства, мир надежд и радости, где должны быть созданы наиболее благоприятные условия для роста и развития личности ребёнка.

Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младшего школьника

Школа должна помогать ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать все задачи развития, обучения и воспитания в пяти основных сферах его жизнедеятельности: сфере познания, сфере практической деятельности, сфере игры, сфере физического развития, сфере отношений.{mosregread}

Не секрет, что в настоящее время многие дети младшего школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, общение с педагогами и сверстниками. Поэтому перед учителями все чаще встает проблема: как при нормативной наполняемости классов, обычном учебном режиме, сохраняя ребенку здоровье, дать ему возможность развиваться в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями и интересами? Одна из составляющих этой проблемы видится в достижении младшими школьниками комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения: с психологической и с педагогической.

С психологической точки зрения комфорт младшего школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

Давайте попробуем разобраться, что же такое комфортная среда для младшего школьника?

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть одно из условий полноценного личностного роста школьника.

Психологический комфорт устанавливается через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно–коммуникативными условиями внутришкольной среды.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые младший школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

Источниками психологического комфорта выступают, в первую очередь, организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов.

Для системы «учитель-ученик» - это отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности и характеризующиеся положительным эмоциональным состоянием, доброжелательным отношением.

В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, в активном слушании, доверии. Доверие выступает в качестве обязательного условия при взаимодействии людей.

От педагогического влияния зависит, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет его жизнь в школе. Педагог в этих условиях выступает в качестве конструктора комфортной образовательной среды. Для этого он использует в своей работе:

  • просьбы, а не требования или приказы;
  • убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
  • компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду. И это взаимодействие построено на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов.

Интеллектуальный комфорт – это показатель удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления.

На учебном занятии интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны педагога, верой в собственные возможности.

Психологи подмечают, что интерес - наиболее часто используемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций. Происходит стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.

Интерес и удовольствия, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть главный нерв гуманизации обучения и воспитания. Ситуация успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком – либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Все это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Физический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно–пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и другие, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физический комфорт связан и с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

Вот такова краткая характеристика структурных составляющих комфорта.

Работая над созданием в гимназии комфортной среды, прежде всего среды, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его возможностями, интересами и способностями, мы определили для себя три основных направления:

  • организация учебной деятельности;
  • организация педагогической деятельности;
  • создание соответствующего уклада всей школьной жизни.

Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Именно это мы учитывали при организации учебной деятельности. Основными качествами субъекта деятельности является осознанность, самостоятельность, ответственность и инициативность.

Субъект учебной деятельности - это учащийся, способный совершенствовать самого себя.1 Это значит, строить отношения с самим собой, как с другими: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно.

Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, это новое содержание образования, основу которого составляет логично выстроенная система научных понятий. Эти понятия не должны даваться ребенку в готовом виде только в форме правил или определений. В процессе изучения любого понятия ученик должен как бы «прожить» ход и результаты соответствующего научного исследования, сделать свое собственное открытие.

Во-вторых, это организация процесса обучения, т.е. создание таких учебных ситуаций, когда у ребенка появляется потребность разобраться с затруднением и найти новый способ действия.

Многие учебно–методические комплекты в начальной школе дают учителю возможность решать эти задачи.

Свой выбор мы остановили на программах «Гармония», «Школа 2000», «Школа 2100», «Школа России», приоритетными целями которых являются обеспечение комфортных условий для развития личности ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям, возрастным возможностям и особенностям.

Эти программы реализуют:

  • способы учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
  • способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
  • способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Они дают учителю возможность:

  • организовать личностно-ориентированное воздействие на ребенка, предоставляя ему право выбора деятельности;
  • применять в преподавании исследовательские и проблемные методы;
  • формировать у учеников умения самоанализа и самоконтроля в ходе работы на уроке и вне его.

Основным средством организации деятельности учащихся на уроке является система учебных заданий, которые позволяют целенаправленно формировать приемы умственной деятельности; активно включать в познавательную деятельность приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; соблюдать баланс между интуицией и знанием; опираться на опыт ребенка; рассматривать объект с разных сторон; параллельно использовать различные модели: предметные, вербальные, графические, символические, устанавливать соответствие между ними; создавать каждому ребенку условия максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Наши педагоги последовательно изменяют свою деятельность на уроках в сторону открытости, обращенности к ученику, диалогичности. В ходе урока, чтобы создать учебную ситуацию, способствующую появлению у ребенка потребности справиться с затруднением и найти новый способ действия, учитель организует содержательный учебный диалог. Этот диалог между учащимися учитель не только поддерживает, но и сам включается в него как равноправный участник, чьи высказывания и оценки открыты для критики в той же степени, что и высказывания других участников диалога.

Такие отношения в процессе совместной деятельности говорят о том, что не ребенок адаптируется к школе, а школьное пространство адаптируется к ребенку. Комфортность, раскрепощенность, свобода выбора, инициативность становятся важнейшими характеристиками такого пространства. В нем функционируют разнообразные образовательные формы:

  • нестандартные уроки, которые направлены на создание атмосферы творчества, поддерживают интерес к учению, к процессу познания, обращают ребенка к увлекательной стороне знаний;
  • внеурочные мероприятия, которые систематизируют и углубляют знания школьников по предмету, учат самостоятельно добывать знания, помогают логически нестандартно мыслить;
  • кружковая деятельность, которая дает возможность учителю поработать с детьми более высокого уровня любознательности, выраженной оригинальностью мышления, высокой концентрацией внимания и хорошей памятью.

В каждом классе ведутся кружки, направленные на развитие познавательных способностей, развитие речи, занятия по программе «Воспитание познавательного интереса средствами новых информационных технологий».

Учитывая интерес детей к современным техническим средствам обучения, тенденцию развития общества, изменение ценностно-целевых установок участников образовательного процесса, мы успешно используем компьютер как средство обучения. Информационно-технические средства обучения являются одним из эффективных средств развития интеллектуальных творческих способностей младших школьников. С их помощью мы организуем мониторинг, обеспечивающий разносторонний анализ усвоения предметных знаний и эффективную индивидуальную коррекцию выявленных пробелов, углубляем знания по предмету, одновременно обучая детей приемам работы на персональном компьютере.

Несколько слов о школьном укладе, который предполагает следующее:

  • соответствующую организацию образовательного пространства (как школьного, так и классного);
  • режим школьного дня;
  • традиции, которые сложились в гимназии.

В классной комнате четко выделены учебное и внеучебное пространство, которые различаются своими функциями и оснащенностью. Важным местом в кабинете становятся и особые места самопрезентации, самоактуализации, где собираются продукты «самодеятельности» учащихся.

Кабинеты начальной школы полностью отремонтированы, хорошо оснащены. Все классы начальной школы учатся в первую смену. Во второй половине дня работают группы продленного дня. Каждый учитель ведет группу продленного дня, которую посещают его же ученики. Начальная школа – школа полного дня.{/mosregread}

Следовательно, ребенок имеет возможность получить помощь от своего учителя, который хорошо знает индивидуальные особенности ребенка и его проблемы. Пообщаться со своими одноклассниками во внеучебной обстановке.

В гимназии наметился оригинальный путь подготовки будущих первоклассников к школе. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает там в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.

Хотелось бы сказать о традициях. Традицией стала организация совместных коллективно – творческих дел, в которых участвуют родители, дети, учителя. Традиционными стали весенние походы в лес, новогодние спектакли для родителей, концерты для родителей, Фестиваль науки и знаний, праздник букваря, «осенины», масленица, посвящение в ученики, дни здоровья. Такие мероприятия дают возможность выявить детей, увлеченных каким–то определенным видом деятельности.

Подводя промежуточный итог, мы можем сказать, что в гимназии создается среда, обеспечивающая комфортное состояние детей, сохраняющая здоровье, способствующая адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживающая положительный эмоциональный фон, формирующая устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

Павлова Т.Ю.,
руководитель кафедры
учителей начальных классов
МОУ гимназия №11
г. Железнодорожный,
Московская область

Пономарева Е.А.,
к.п.н., доцент АПК и ППРО

Литература:

  1. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. //Начальная школа», 2004. №1.
  2. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Начальная школа. 2004. №1.

 


1 Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Начальная школа. 2005. № 9.